12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Захарнева Татьяна Камильевна79

Многие учёные указывают на огромную роль чтения в формировании человека, как саморазвивающей личности. Известный психолог Б.Г. Ананьев писал, что дети сначала учатся чтению и письму, а потом посредством чтения и письма. У многих учащихся начальных классов наблюдаются проблемы в овладении процессов чтения, развитию словаря и грамматического строя речи. Своевременное устранение нарушений чтения предупреждает возникновение нарушений письма.

Обучающиеся, имеющие диагноз «дислексия» испытывают трудности при чтении, им тяжело в процессе обучения. Дети страдающие дислексией, нуждаются в специальной коррекционной помощи, так как трудности в чтении не могут быть преодолены обычными школьными методами. Коррекция дислексии наиболее успешна на раннем этапе ее развития. Профилактика – еще более эффективная мера, позволяющая предупредить эти расстройства. Игры — обязательный элемент помощи при дислексии. Кроме игр, можно использовать игровые приемы:

Чтение «зашумленных» букв или слов. Ребенку предлагаются карточки со словами, прочтение которых затруднено из-за различных линий, штрихов и простых рисунков, пересекающих буквы. Степень затруднения, определяемая количеством и сложностью рисунков, подбирается индивидуально для каждого ребенка.

Можно сказать ребенку, что это злой волшебник нарочно замаскировал от него слова,

но он, вопреки этой помехе, все-таки должен прочесть их, так как они, будучи прочитанными, лишают злого волшебника его силы. Это упражнение (как, впрочем, и три

последующих) закрепляет в памяти ребенка целостные зрительные образы букв и их сочетаний, развивает и совершенствует вторичную зону затылочной коры левого полушария.

t1709606472aa.jpg

Чтение пунктирно написанных слов. Предлагаются карточки со словами, буквы в которых написаны не полностью, а с отсутствием некоторых их частей, однако так, чтобы сохранялась однозначность их прочтения. Ребенку говорится, что на древнем папирусе были написаны важные для всех сведения, однако со временем папирус обветшал и написанные слова частично разрушились; необходимо наперекор этому нарушению все-таки извлечь из них смысл.

Чтение наложенных друг на друга слов. Слова на карточках написаны так, что одно слово «нагромождается» на другое, пересекается с ним. Сообщается, что сильный ураган перемешал все слова и ребенку (сказочному герою) предстоит навести порядок и расставить все по местам и для этого назвать все смешанные слова. Количество смешиваемых слов и плотность их наложения друг на друга постепенно возрастают.

Чтение строчек с прикрытой нижней или верхней половиной. Чистый лист бумаги накладывается на строчку так, чтобы верхние части букв были хорошо видны, т.е. открыты глазу, а нижние не видны и находились под листом. После прочтения первой строчки листок сдвигается вниз так, чтоб была прикрыта нижняя часть второй строчки, потом третьей и т.д. Ребенку предлагается, несмотря на такую деформацию, все-таки попробовать прочитать текст. Затем также выполняется задание с прикрытой нижней частью букв. Начинать можно с прикрытия лишь нижней четверти строчки, постепенно увеличивая прикрытое до половины и даже больше. Заметим, что на начальных этапах тренировки это упражнение выполняется легче и с большим интересом, если для этого используется текст, с которым ребенок уже немного знаком, на последующих же этапах более тексты незнакомые.

В своей работе я использую следующие игры:


ИГРА «ЛОТО»

Работа со слоговыми таблицами

Обучающиеся накрывают фишками слоги, произнесенные учителем или выбранные учеником. Слоги нужно произносить с определенным интервалом: 2-3 секунды. После окончания игры проверяют результаты, кто из детей нашел все слоги.

Используя данные таблицы можно предложить детям следующие задания: 1. Прочитать слоги которые начинаются с гласной буквы, с согласной буквы; 2.Прочитать слог, в котором есть заданная буква, например, буква А или Ш; 3. Прочитать 1, 7, 5 строчку или столбик; 4. Найти, прочитать заданный слог и придумать с ним слово.

Так же можно осуществлять чтение в разных направлениях: в горизонтальном, в вертикальном и по спирали.

Мы

от

до

Сю

Пот

сыр

Бра

ичр

Ик

Ну

ве

Ах

Дол

Жив

Сту

Пре

Уф

Ёш

Ро

Ба

Вон

Тёс

Кча

Шки

Лё

Га

Зя

эс

риж

Дей

гти

Язг

Кав

Рук

ЗИЛ

под

лый

Чан

Шин

Так

Арс

Чту

Явн

трю

для

Евн

Вре

Овт


Слоговые таблицы можно использовать и по-другому. Детям предлагаются таблицы и слова, состоящие из слогов, входящих в таблицу: учитель называет слово, а учащиеся отыскивают в таблицах слоги из которых состоит это слово. Можно предложить детям маркировку слова определенным цветом, например: в слоге слова «коза» закрасить красным цветом, а «лужа»- зеленым и т.д.


БУК

КА

ДВО

СЛО

МА

БА

КИ

МО

ЛАН

ГИ

НОЧ

ЦА

СЫ

ЗИН

СО

ВИЛ

КУ

КРЫ

РИ

СА

ДЫ

ВЫ

КРУ

БРЮ

ГИ

НЫ

РЫ

ЗИ

СА

КА

ЗЫ

КИ

ПО

ГА

РО

ШИ

БУКВЫ  СЛОНЫ

КУРИЦА МАГАЗИН

ЗИМА МОРОЗЫ

СОБАКА САПОГИ

ВИЛКА КРЫСЫ

САНОЧКИ КРУГИ

ДВОРЫ БРЮКИ

ЛАНДЫШИ

Подобные упражнения дают хороший результат при регулярном систематическом применении, по этому тренировочные упражнения следует выполнять не только в школе, но и дома под контролем родителей.

Ежедневно школьники непроизвольно запоминают слоги, входящие в них, поэтому материал и задания должны систематически меняться.


ИГРА «ЛЕСЕНКА». Чтение слов разной слоговой структуры

УМ

ДЫМ

ДЫРА

ВЫБОР

ВОРОТА

АВТОБУС

ГРУЗОВИК

КРАСАВИЦА

НАВОДНЕНИЕ

1. прочти слова, спускаясь сверху вниз по лесенке.

2.если встретил непонятное слово, остановись, узнай значение этого слова

3.если встретил слово, которое тебе трудно прочитать целиком, остановись и подели его на слоги.

4. теперь прочитай «ЛЕСЕНКУ» снизу вверх.



ИГРА «РАЗДЕЛИ ПО СМЫСЛУ»

Дает возможность детям не только совершенствовать навык чтения, но и восполнять пробелы в развитии лексического запаса слов. Для разнообразия это задание можно выполнять с раздаточным материалом, состоящим из набора слов с похожим звучанием. Детям предлагают карточки со словами, их необходимо разложить на два столбика по смыслу.

Гора, горка, горько, горюшко, горе, горевать, горушка,  горный, гористый,  горемычный, пригорюнился, пригорок

 

ГОРА  ГОРЕ

ГОРКА  ГОРЬКО

ГОРНЫЙ  ГОРЮШКО

ГОРУШКА  ГОРЕВАТЬ

ГОРИСТЫЙ  ГОРЕМЫЧНЫЙ

ПРИГОРОК ПРИГОРЮНИЛСЯ



ИГРА «НАЙДИ СЛОВА»

Для закрепления звукового анализа и анализа слов.

Найди и прочитай названия 3 деревьев.


t1709606472ab.jpg



Соедини слоги и прочитай сначала названия фруктов, а потом овощей.

ДЫ


ОГУ


ЛИ


БА


ВИШ


ВА












ША


ГРУ


НАН


МОН


СЛИ


ПА












РЕЦ


НЯ


ТЫК


ВА


РЕ


НЯ



ИГРА «СОСТАВЬ СЛОВА»

Прочитай слоги и составь из них слова, соединив слоги стрелочкой.

ФАН

ПОТ

ФЛА

ЗАК

КАП

МАН

РЮК

КАН

КАР

ТОР

ГОР

ТУК

ДОК

ЖОК

ФАР

ШОК

БАЛ

КОН

КОМ

ТИК



Игра «МОРСКОЙ БОЙ»

Цель: учить детей ориентироваться на плоскости, совершенствовать умение воспроизводить слог как целостную единицу чтения, развивать слоговой анализ и синтез слов, формировать активный и пассивный словарь учащихся.

Детям предлагается игровое поле, на которых изображены корабли с написанными на них слогами: учитель называет место на поле, дети отыскивают его и называют написанный на нем слог, при необходимости анализируют его.

Если корабли называть в определенной последовательности, то из слогов можно составить слова. Для этого названные слоги выписывают, а затем синтезируют. Чтобы слова получались легко, необходимо называть сначала слоги одного слова, затем другого.

Речевой материал к игре «МОРСКОЙ БОЙ»

Учитель

Учащиеся

Е-1, Д-7,А-9

ТАН, КА, ПИ- КАПИТАН

Е-8, Ж-4

СКОЙ, МОР- МОРСКОЙ

В-8

ПОРТ

Б-4, К-7

РЕГ, БЕ- БЕРЕГ

К-5, А-7

ЯК, МА- МАЯК

З-5, А-1

ПРО, ЛИВ- ПРОЛИВ

Ж-7, Г-2, З-3

РАБ, КО, ЛИ- КОРАБЛИ

Ж-10, И-3

РОД, ГО- ГОРОД

И-8, Д-3

СИР, БУК- БУКСИР

Е-5, Б-6,

БУХ, ТА- БУХТА

Г-10, Б-2

РОМ, ПА- ПАРОМ

И-6, Д-9

ШТУР, ВАЛ- ШТУРВАЛ




а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

1

ЛИВ





ТАН





2


ПА


КО







3





БУК



ЛИ

ГО


4


РЕГ





МОР




5






БУХ


ПРО


ЯК

6


ТА







ШТУР


7

МА




КА


РАБ



БЕ

8



ПОРТ



СКОЙ



СИР


9

ПИ




ВАЛ






10




РОМ



РОД






ИГРА «КОРЕНЬ СЛОВА»

Цель: научить детей читать слова, выделять корень, находить однокоренные слова. Развивать орфографическую зоркость. Обогащать активный и пассивный словарь школьника.

Детям предлагаются карточки, например, со словами:

Зимовать

Бесцветный

Перелетные

Сторожка

Летние

Заморозки


Учитель достает из мешочка маленькие карточки, на которых написаны слова, например
: мороз, свет, голод, летать, сторожил, зима, цветной и другие. Дети читают слово, выделяют в нем корень и находят однокоренное слово на своих карточках. Если слово найдено, ученик называет его и накрывает фишкой. Выигрывает тот, кто не пропустил не одного слова.



ИГРА «ДОБАВЬ СЛОВЕЧКО»

Добавляя по одному слову составь предложение по картинке.


ЛЕНА


КАТАЕТСЯ

.








НА


.















НА


С


.














НА


С















Игра «ЧУДЕСНЫЙ СУНДУЧОК»

Есть несколько вариантов этой игры:

Ребенок достает мешочек с буквой, на ощупь определяет какая это буква, описывает ее (из каких элементов она состоит). Может придумать слова там, где эта буква- звук находится в начале слова, в середине или в конце.

Во втором варианте в сундучке остаются буквы, из которых можно составить определенные слова. К составленному слову нужно придумать предложение.



Опыт показывает, если данные игры использовать систематически, то многие учащиеся справляются со своими трудностями. У школьников улучшается качество, техника чтения, растет познавательный интерес, совершенствуются учебные умения и навыки, а так же, повышается самооценка и уверенность в себе.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.