12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
0

Индивидуальная образовательная траектория школьника – путь к качеству и конкурентоспособности ученика

Статья на тему:


Индивидуальная образовательная траектория школьника – путь к качеству и

конкурентоспособности ученика.

Брызгалова Вероника Владимировна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МБОУ «СШ №10»

г. Нижневартовск ХМАО-Югра, 2010



В последнее время актуальным становится разговор об индивидуализации процесса обучения как формировании «персональной судьбы» ученика, который, опираясь на индивидуальные качества и способности, выстраивает свой образовательный путь. Все чаще мы слышим об ИУП, ИОП, ИОМ, ИОТ. В своем выступлении я остановлюсь на этих понятиях.

Необходимость построения индивидуальных образовательных программ диктуется следующими соображениями:

Растет число школьников, которые в связи с отклонениями в своем развитии или здоровье не могут обучаться по обычной классно-урочной системе.

Часть школьников не может в определенный период посещать школу из-за спортивных соревнований, предпрофессиональной подготовки, жизненных обстоятельств.

Значительная часть выпускников основной школы не может выбрать для себя один из массовых путей получения среднего образования из-за коммуникативных трудностей или устойчивого нежелания вписываться в обычную школьную жизнь.

Кроме того, расширились материальные и технические возможности обеспечения индивидуального образования.

Нормативно-правовым основанием проектирования индивидуальных образовательных программ является Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Так, в статьях 12 и 28 данного закона утверждается, что любое учебное заведение имеет право на индивидуальную образовательную программу для любого своего ученика, имеет право разрабатывать и реализовывать эти программы с учетом интересов и возможностей обучающихся.

Кроме того уточняется, что целесообразность перехода ученика на индивидуальное обучение определяется школой на основании следующего:

• оценка педагогическим коллективом готовности ученика к переходу на ИОП;

• желание ребенка и осознание им ответственности за принимаемое решение;

• согласие родителей.

Индивидуализация процесса обучения предполагает формирование

- ИУП – совокупность учебных предметов (базовых, профильных) и элективных курсов, выбранных для освоения учащимися на основе собственных образовательных потребностей и профессиональных перспектив. Переход на ИУП - это учет образовательных запросов обучающихся, их познавательных возможностей, конкретных условий образовательного процесса;

- ИОП – это учет видов образовательной деятельности обучающихся, методов и форм диагностики образовательных результатов, технологий освоения учебного содержания.

- ИОМ – это целенаправленно проектируемая дифференцированная структурированная программа действий ученика на некотором фиксированном этапе обучения.

Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты:

1) постановка целей образования;

2) отбор содержания учебных предметов, их систематизация и группировка;

3) определение используемых педагогических технологий, методов, методик;

4) определение системы диагностического сопровождения;

5) создание условий достижения педагогических целей.

Таким образом, ИУП - ребенок выбирает, ИОП – ребенок планирует, ИОМ – ребенок реализует. Все это позволяет говорить о формировании индивидуальной образовательной траектории обучающегося (ИОТ).

А.В. Хуторской считает, что «ИОТ – это не индивидуальная программа. Траектория – след от движения, в то время как программа – ее план»

ИОП выполняет следующие функции:

- фиксирует нагрузку обучающегося, закрепляет порядок выполнения учебного плана и выбора образовательного маршрута

- информирует о совокупности образовательной деятельности обучающегося в течение определенного времени

- определяет цели, ценности и результаты образовательной деятельности обучающегося

- определяет виды этой деятельности, формы взаимодействия и диагностики

- позволяет реализовать потребности в самоопределении на основе реализации образовательного выбора

Индивидуальная образовательная программа раскрывается через текст, в котором

- обучающийся определяет ценности, цель образовательной программы; индивидуальный учебный план;

- педагоги составляют характеристику учебных программ, описание организационно-педагогических условий, педагогических технологий, применяемых для реализации образовательной программы, процедуры выбора и изменения ИОМ;

- обучающийся и педагог совместно смоставляют систему форм и сроков аттестации, контроля и учета достижений, форм отчетности по видам деятельности обучающегося;

описание ожидаемых образовательных результатов освоения индивидуальной образовательной программы.

Таким образом, проектирование ИОП осуществляется на основе взаимодействия обучающегося и педагогов.

Особое внимание уделяется созданию системы аттестации ученика, занимающегося по индивидуальной программе. Она включает следующие виды, среди них есть традиционные:

Текущий контроль. 

Самоконтроль и самооценка. 

Итоговая аттестация.

И новые виды аттестации:

Нацеленность на результат при обучении с помощью системы учебных модулей. При этом результату придается конкретный вид: зачет (с указанием формы его проведения), реферат (с указанием примерного объема), отчет о практике, выступление, изготовление конкретного изделия.

В последнее время широкое распространение в различных сферах обучения получила так называемая кредитная система. Ее смысл состоит в том, что каждый фрагмент обучения (учебный модуль) имеет заранее заданный вес (число баллов). Обучение считается успешным при достижении определенной суммы баллов. Успешность обучения предполагает не просто суммарный набор числа баллов, но и достижение определенного порога по отдельным направлениям (скажем, набрать не менее 100 баллов, причем из них не менее 20 – по русскому языку, не менее 15 – по литературе и т.д.).

Содержательную основу обучения по индивидуальной образовательной программе составляют учебные программы, разбитые на небольшие блоки – учебные модули.

Учебный модуль – это завершенный отрезок деятельности по отдельному предмету или интегрированному курсу.

Учебные модули могут быть двух различных типов.

1. Модуль, составленный на основе учебной программы, разрабатываются учителем на основе действующих программ.

2. Учебный модуль интегративного типа. Такой модуль может соединять приобретение знаний по нескольким предметам, сочетать общеобразовательную подготовку с профессиональной . Он может возникнуть на основе плана работы по сотрудничеству с внешкольными организациями (вуз, производственные предприятия, научное учреждение и др. партнерами).

ИОП реализуется различными способами обучения:

1. Занятия в коллективе.

2. Групповые занятия.

3. Самостоятельное изучение является основной формой индивидуального обучения, оно может предполагать различный уровень самостоятельности.

4. Текущая проверка и тестирование достижений, которые необходимы, прежде всего, самому ребенку, чтобы показать ему, насколько успешной является избранная им методика самостоятельного обучения.

В ходе реализации ИОП функции педагога меняются, одной из основных является

• Тьюторство, которое предполагает осуществление общего руководства самостоятельной внеаудиторной работой обучающихся

• И Консультирование или организованное взаимодействие между педагогом-консультантом и обучающимся, которое предполагает оценку работ, выполненных обучающимися, учебно-методическое сопровождение.

Индивидуализация образовательного процесса не новое изобретение, однако разработка данного направления в современных условиях до сих пор еще не приобрела технологической завершенности. Разные школы в разных регионах по-своему подходят к планированию и реализации ИОП.

В научно-методической литературе представлен ряд подходов к определению структуры и содержания ИОП для обучающихся. Более подробную информацию можно получить в работах М. В. Братковой, А. В. Закрепиной, Ю. А. Разенковой, А.В.Хуторского.

3


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.