12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Колеченкова Марина Николаевна8 Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Интегрированный урок математики с элементами курса программирования и алгоритмики ПиктоМир
ОТКРЫТЫЙ УРОК МАТЕМАТИКИ С ЭЛЕМЕНТАМИ КУРСА АЛГОРИТМИКИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ ПИКТОМИР. РЕШЕНИЕ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ НА ПРИМЕНЕНИЕ СМЫСЛА АРИФМЕТИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ (СЛОЖЕНИЕ, ВЫЧИТАНИЕ)
Тип урока: урок закрепления знаний и формирования умений и навыков | ||
Педагогические задачи: формировать умение решать текстовые задачи; развивать умение и навыки умственных действий: сравнение, сопоставление, установление взаимосвязи, наблюдение; формировать умение выделять части задачи (условие, вопрос и их взаимосвязь); совершенствовать вычислительные навыки, познакомить учащихся с понятием «алгоритм» | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: познакомятся с понятием «алгоритм». научится решать текстовые задачи на применение смысла арифметического действия (сложение). | Метапредметные: Регулятивные: работают по алгоритму; принимают цели и следуют им в учебной деятельности; отслеживают собственные учебные успехи на уроке; отслеживают правильность работы товарища; продолжение обучения учащихся формулировать тему и цель урока, подводить итог. Коммуникативные: приобретают навыки учебного сотрудничества в процессе работы в паре, учатся слушать, понимать и контролировать речь других. | Личностные: осознают необходимость самосовершенствования; учатся трудолюбию, взаимопомощи, правильному поведению; умеют делать выбор, как поступить в предложенной ситуации. |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности обучающегося | |||||
I.Организационный этап. Эмоциональный настрой. | - Добрый день, дорогие ребята! Меня зовут Марина Николаевна и сегодня я проведу у вас урок математики. Я очень рада познакомиться с вами, присаживайтесь. - Ребята, я предлагаю вам поиграть в правдивые и ложные факты о математике. Покажите мне свою правую ладошку. Если я называю правдивый факт, вы загибаете пальчик, начиная с мизинца, если я называю ложный факт, вы не загибаете пальчик. Попробуем? Факты: 1. В математике всего 9 цифр (правда) 2. Некоторые животные, такие как обезьяна и дельфин обладают навыками счета (правда) 3. Если сложить числа 7 и 3 получится 9. (ложь) 4. Один дециметр больше одного сантиметра (правда) 5. Для проверки сложения необходимо сложить слагаемое и сумму. (ложь) 6. Если из 16 вычесть 8 получится 8 (правда) - Посмотрите на свою правую руку, какой знак у нас получился? (знак класс). Вот и наш урок пройдет классно, увлекательно и подарит нам большое количество положительных эмоций! | Здороваются с учителем. Показывают правую ладонь. В зависимости от правдивости и ложности факта загибают пальчики. Показывают жест рукой. | Проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности | |||||
| | | ||||||
II.Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. | - Ребята, обратите внимание на доску, чей силуэт изображен на ней? -Ребята, а зачем нам нужны роботы и что они умеют? Кто ими управляет? Роботы иначе называются исполнителями, а те, кто ими командует – командиры. Каждый робот работает по специально программе, которую разрабатывает человек. Как называется его профессия? Учитель показывает детям Ползуна. Включает его. К нам в гости на сегодняшний урок пришел робот Ползун. Он живет с нами в реальном мире, а также в виртуальной реальности среды ПиктоМир. Как вы думаете, с помощью чего можно управлять роботами? (ответы детей) Ребята, роботами управляют с помощью алгоритма. Что такое алгоритм? (ответы детей) -Алгоритм – это последовательность действий, которые необходимо выполнить, чтобы решить поставленную задачу. Мы часто действуем по плану (алгоритму) в повседневной жизни. Где мы можем их встретить? Кулинарные рецепты, Инструкции по использованию телевизора, правила поведения за столом или в общественных местах - во всех этих примерах присутствуют элементы алгоритмов, содержатся правила и предписания, которые мы должны выполнять, чтобы добиться желаемого результата. | Робот. Ответы детей. Программист. Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей. Перечисляют варианты. | Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания | |||||
| | | ||||||
| | | ||||||
IV. Постановка цели, мотивация учебной деятельности учащихся. | - А где на уроках математики можно встретить алгоритмы? (при решении пример, задач) - Ребята, перед вами на экране алгоритм. Но в нем не хватает последнего шага. Где нам может помочь этот алгоритм? Ребята, а какой последний шаг?
-Ребята, где нам может помочь данный алгоритм? -Попробуйте догадаться, какова тема нашего урока? Поставьте перед собой цель. | Ответы детей. В решении задач. Записать решение и ответ задачи. В решении текстовых задач. Тема: решение текстовых задач. Цель: научиться решать текстовые задачи. | Уметь определять и формулировать цель, учебную проблему на уроке с помощью учителя. Формирование умения извлекать информацию из услышанного и увиденного, формирование умения прогнозировать предстоящую работу. | |||||
| | | ||||||
| | | ||||||
| | | ||||||
| | | ||||||
| | | ||||||
| | | ||||||
V. Актуализация знаний. | - Ребята наш урок тоже построен по алгоритму и пройти по нему нам поможет наш сегодняшней гость. Ползун умеет выполнять 3 команды, посмотрите. (учитель демонстрирует работу Ползуна) - Перед вами клетчатое поле с цифрами от 0 до 5. Нам необходимо выстроить маршрут для робота, попутно выполняя алгоритм нашего урока. Я приглашаю одного ученика к полю и предлагаю ему взять на себя роль командира. Ученики всего класса будут программистами, которые помогут составить алгоритм для работы робота) Попробуем? (выходит ученик и проводит ползуна до цифры 1. На доске высвечивается первый этап урока «Устный счет») Устный счет (интерактивная доска) -Ребята, перед вам задание, вам необходимо соединить математические выражение с ответами. 33 + 20 = 53 24 + 16 = 40 76 – 22 = 54 90 – 40 = 50 45 – 10 = 35 13 + 7 = 20 78 + 1 = 79 45 – 15 = 30 - Молодцы! Мы можем приступить к следующему этапу урока! (выходит второй ученик и проводит ползуна до цифры 2. На доске высвечивается этап урока «Повторение») - Перед вами два текста. Какой из них является задачей? Почему вы так решили? Текст 1. Робот Ползун умеет выполнять 3 команды. Заряда его батареи хватает на 4 часа беспрерывной работы. Текст 2. Робот Ползун умеет выполнять 3 команды. С утра его включили на 2 часа, вечером еще на час. Сколько всего часов робот работал? - Ребята, давайте вспомним из чего состоит любая задача? - Вы уже изучили два вида задач, какие? А чем отличаются составные задачи от составных? - Перед вами на экране две задачи, какая из них простая задача, а какая составная? Задача 1. Робот Ползун прошел 2 метра от цифры 0 до цифры 1. От цифры 1 он прошел еще 3 метра до конца маршрута. Сколько всего метров прошел Ползун? Задача 2. Ребята играя с роботом Ползуном составили клетчатое поле из 10 клеток, для второй игры им понадобилось на 4 клетки больше. Сколько всего клеток им понадобилось для обеих игр? -Ребята, выберите решение для каждой задачи. Молодцы! Ребята, остались ли у вас какие-то вопросы или затруднения? Значит мы готовы перейти к следующему этапу урока! | Дети наблюдают за Ползуном. Выходит один ученик и отдает команды роботу. Остальные ученики помогают составить программу. Ученики по одному выходят к доске и работают с интерактивной доской. Выходит один ученик и отдает команды роботу. Остальные ученики помогают составить программу. Читают тексты, определяют какой из них является задачей. Условие, вопрос, решение, ответ. Простые и составные. Составная задача решается в два или несколько действий. Ответы детей. Читают задачи, выбирают правильное решение из предложенных. Ответы детей. | Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, выделять существенную информацию из текстов задач; обосновывать выбор. | |||||
VI. Первичное закрепление в знакомой ситуации и в изменённой ситуации. | (выходит ученики проводит ползуна до цифры 3. На экране этап урока «Учимся решать задачи») Физминутка «Робот делает зарядку» Робот делает зарядку - Ребята, на экране задача, прочитайте ее. Задача 1. Программист составляет простой алгоритм за 30 минут, а сложный алгоритм на 20 минут больше. Сколько времени потребуется программисту, чтобы составить 2 алгоритма? -Ребята, о чем эта задача? - Что сказано об программисте? За какое количество времени он составит простой алгоритм? Сложный? -Сможем ли мы сразу решить эту задачу? Почему? - Ребята возьмите карточку под номером 1. Чтобы выполнить задание, нам необходимо составить краткую запись к данной задаче и записать для нее решение и ответ. - Ребята, вы отлично справились! Мы с вами прошли уже больше половины пути по нашему алгоритму! Отправляемся дальше! (выходит ученик и проводит ползуна до цифры 4. На экране этап урока «Закрепление изученного») | Выходит один ученик и отдает команды роботу. Остальные ученики помогают составить программу. Выполняют физминутку. Читают задачу. Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей. Выполняют задание на карточке № 1. Выходит один ученик и отдает команды роботу. Остальные ученики помогают составить программу. | Выбирать мнения и предположения. Уточняют и расширяют действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. | |||||
VII. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации | - Ребята, мы с вами уже подходим к концу урока, на данном этапе вас ждет задание, которое вы будете выполнять в парах. Вам дана краткая запись, по ней вам необходимо устно придумать задачу и записать к ней решение. (учитель проводит опрос 2-4 пар) - Несмотря на то, что задачи у вас могли получиться разные, решение и ответ у вас одинаковые. Какой ответ у вас получился в задаче? У кого получилось так же? (выходит ученик и проводит ползуна до цифры 5. На экране этап урока «Подводим итоги») | Выполняют парную работу на карточках. Ответы детей. Ответы детей. Выходит один ученик и отдает команды роботу. Остальные ученики помогают составить программу. | Допускать возможность существования различных точек зрения; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - строить понятные для партнера высказывания; - задавать - контролировать действия партнера. | |||||
VIII. Подведение итогов. Рефлексия. | - Ребята, посмотрите на нашего робота на доске. Весь урок вы выстаивали алгоритм для Ползуна, заполняя пиктограммами тело робота, сейчас робот готов к свое работе (учитель замыкает цель, загораются лампочки на ножках). Ребята, посмотрите, у нашего робота зажглись лампочки на ножках! Он готов вместе свами бежать вперед навстречу знаниям! - Ребята, давайте сыграем в игру из начала урока. Загибает пальчик, начиная с мизинца. Мы достигли цели, которую поставили себе? Научились чему-то новому? Узнали что такое алгоритм? Получили хорошее настроение? Посмотрите, у нас опять получился тот же знак, а это значит, что наш урок действительно получился классным! - Большое спасибо всем за проделанную работу. Я считаю, что вы все сегодня постарались и заслуживаете отличной оценки! За сегодняшний урок все получают оценку «5»! Домашнее задание - Наш робот приготовил для вас небольшие памятные подарки. Любой подарок должен быть полезен – на карточках с изображением Вертуна (друг Ползуна) вы можете найти домашнее задание. Первое задание – решение усложненной задачи. Второе – творческое задание, в котором вам необходимо найти интересную информацию о связи математики с программированием или информатикой. Выберите для себя то задание, с которым вы справитесь лучше всего! -Спасибо за урок! | Загибают пальчики. Показывают жест. Забирают карточки с доски. | Формулировать собственное мнение и позицию. Использовать речь для регуляции своего действия. Выражать доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость. |