12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
1

«Интеллект карты на уроках истории и обществознания как средство достижения новых образовательных результатов обучающихся»



Министерство образования и науки РБурятия

МКУ « Комитет по образованию» АМО « Еравнинский район»

МБОУ « Сосново-Озерская средняя общеобразовательная школа № 2»

Кконкурс « Мой мастер-класс».







Мастер-класс на тему:

«Интеллект карты на уроках истории и обществознания как средство достижения

новых образовательных результатов обучающихся»














Аюрова Цырендыжит Базархандуевна,

учитель истории и обществознания.

Телефон: 8.983.452.6962.





















Интеллект карты на уроках истории и обществознания как средство достижения

новых образовательных результатов обучающихся.

Здравствуйте. Уважаемые коллеги, мы все замечаем, что современное поколение детей очень сильно отличается от предыдущего. Это отличие связано, прежде всего, с тем, что дети воспринимают по-другому материал: очень быстро и в другом объеме. Школьники не могут сосредоточиться, имеют низкий коэффициент усвоения знаний. 

В чем проблема?

Специалисты это объясняют тем, что у школьника сформировано клиповое мышление

Психоаналитик Александра Гибинска считает, что клиповое мышление — это не болезнь, а своего рода защитный механизм, позволяющий справляться с мощным потоком информации. И тут можно ругать ребенка сколько угодно, только мышление от этого лучше не станет и думать по-другому ребенок не сможет, пока мы его не научим мыслить правильно.

Что делать?

Очевидно, что для решения данной проблемы необходимы иные приёмы и способы работы с учебной информацией. Это обуславливает актуальность изучения техники представления любого природного процесса или объекта, мысли или идеи в комплексной, систематизированной, визуальной форме – т.е. составлению ментальных карт.

Гипотеза заключается в том, что внедрение и применение ментальных карт, создаст условия, обеспечивающие становление личности ученика, раскрытие его индивидуальных способностей, развитие умственной, творческой и социальной активности, а самое главное его мыслительных процессов.

В результате формируются способности визуального мышления, изложения кратких и точных выводов, прочные знания, развиваются умения работы с различными источниками информации.

            Метод интеллектуальных карт в своей книге «Супермышление» популярно описал Тони Бьюзен. Изучением метода в России Бершадская Елена Александровна.

Главной целью своей деятельности в данном направлении считаю – научить учащихся технике «ментальной карты», как способу формирования новых образовательных результатов. Для достижения цели были выдвинуты соответствующие задачи: (на слайде)

Отличительная особенность этого подхода – графическая репрезентация учебной информации, хранящейся в сознании учащегося, структурированная и оформленная определённым образом. На первый взгляд может показаться, что ничего особенного в этом подходе нет. Дети и так умеют строить графические структуры, используя для этого различные инструменты – от цветных карандашей до графических редакторов Word или PowerPoint. Но построение интеллект-карт основано на других способах обработки информации, при которых совершаются иные мыслительные операции, используются иные возможности мозга. Благодаря этому учебная информация быстрее и качественнее запоминается со всеми связями и отношениями между понятиями. Более того, интеллект-карта, построенная по определённым законам, отображает информацию не только об описываемом объекте в том контексте и объёме как его понимает автор, но и о логичности и системности его мышления. Таким образом, можно без преувеличения сказать, что метод интеллект-карт это и способ организации учебно-познавательной деятельности в контексте ФГОС, и инструмент её непрерывного мониторинга и диагностики результатов.

Интеллект-карты могут использоваться в различных формах обучения:

при обобщении материала

при изучении новой темы

для систематизации и структурирования информации

для организации и проведения контроля знаний

для создания опорного алгоритма действий


Метод интеллект-карт позволяет:

формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности;

формировать умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией;

улучшать все виды памяти учащихся;

ускорять процесс обучения.

Достоинства интеллект-карт

Эффективность данного метода заключается в следующем:

метод отвечает реальным запросам обучающихся;

позволяет в интерактивном режиме вести работу по подготовке к ГИА;

приобретённые знания обучающихся сохраняются в памяти значительно дольше, а доля усвоенного материала значительно выше;

поисковая система Интернет и учебная литература дают обучающимся возможность создавать свой собственный инновационный продукт – интеллект-карты;

интеллект-карты можно использовать как демонстрационный или раздаточный материал;

кроме этого, процесс построения интеллект-карт делает обучение творческим и увлекательным.

Составление собственных интеллект-карт дает обучающимся возможность:

выявлять слабые места в знании учебного предмета;

научиться самостоятельной работе с учебным и справочным материалами;

развивать личностные качества, интеллект, пространственное мышление, уверенность в своих силах и способностях, познавательную активность.

Свойства интеллект-карт:

Наглядность.

Привлекательность.

Запоминаемость.

Своевременность.

Творчество.

Возможность пересмотра.


Перед вами формы и методы применения интеллект карт на уроках истории и обществознания, диагностический инструментарий. Об успешности применяемых технологии свидетельствуют результаты учащихся на ГИА, результативность участия в конкурсах, олимпиадах. Результаты ЕГЭ по истории моих учащихся за 2021 год ( Сультимова Даша-98 баллов, Ринчинимаева Аюна- 94 баллов; Цыденов Сандан-84 балла) -яркое подтверждение того, что использование интеллект-карт на уроках истории, во время подготовки к ЕГЭ -является одним из деятельных инструментов в методической копилке учителя.


Итак, что такое ИК или МК?

МК – это способ представления и связывания мыслей.

МК – это удобная, эффективная техника визуализации мышления в форме альтернативной записи

МК – это способ организации процесса творческого мышления с помощью схем, построенных по определенным правилам.

МК – это способ организации мышления, имеющий много неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи материала, предназначенного для запоминания

Технология карты разума призвана адаптировать классно-урочную систему к возможностям и потребностям каждого ученика, направлена на формирование навыков самостоятельной, творческой, исследовательской деятельности.
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.