12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бобровницкая Виктория3344
Старший методист и педагог дополнительного образования Работаю с объединением медиа-центр
Россия, Ярославская обл., Ярославль
Материал размещён в группе «Методические разработки»
9

Интерактивное занятие «О правильном взгляде на жизнь» по фильму проекта «Руками детей Киноальманах «Простые истины» «Какого цвета дождик»


Аннотация

Методические рекомендации для организации интерактивного занятия (киноурока) в рамках проекта «Руками детей Киноальманах «Простые истины» Ярославского областного отделения международного общественного фонда «Российский фонд мира» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Интерактивное занятие представляет собой воспитательное мероприятие по направлениям нравственного, социального, общекультурного развития, способствующее формированию традиционных духовно-нравственных ориентиров и устойчивых моральных принципов.

Рекомендации предназначены педагогическим работникам общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования для проведения занятий, а также могут являться основой для разработки собственных методических и дидактических материалов занятия по указанной теме с учетом образовательных потребностей и интересов конкретной группы школьников.


Цель интерактивного занятия: заострить внимание школьников на необходимость постановки жизненных целей и поисков путей самореализации.

Задачи:

познакомить школьников с идеей и миссией проекта «Руками детей Киноальманах «Простые истины»;

расширить опыт учащихся по осмыслению своих жизненных установок и представлений.

развивать умение учащихся анализировать художественное произведение, находить тему и идею фильма;

показать школьникам примеры жизненной стойкости и самореализации людей с ограниченными возможностями здоровья.


Учебно-методическое обеспечение: короткометражный фильм «Какого цвета дождик», созданный учащимися в рамках проекта «Руками детей Киноальманах «Простые истины».


Возраст участников – 12-18 лет.


Оборудование: мультимедиа проектор, иллюстрации произведений живописи


  • Хронометраж – 07 минут 07 секунд.
  • Режиссер – Алексей Василенко.
  • Производство: студия «МыЖеДети», лицей №2, город Рыбинск Ярославской области, 2024 год.
  • Педагог – Марина Олеговна Лапина.


Ход занятия


Перед просмотром фильма педагог проводит беседу с учащимися, настраивающую на просмотр фильмов и обсуждение их содержания. Напоминает участникам, что принимаются абсолютно любые ответы без оценки и осуждения.


Слова педагога. На этом занятии мы с вами поговорим о наших жизненных целях, об умении их ставить и достигать, о трудностях, которые приходится для этого преодолевать.

А поможет нам в этом разговоре фильм, снятый командой ребят из города Рыбинска Ярославской области во время их участия в проекте «Руками детей киноальманах «Простые истины».

В течение года они изучали основы кинопроизводства: учились писать сценарий, вести съемку, монтировать снятый материал и много другое. А затем придумали и создали свой собственный короткометражный фильм.

Проект называется «Простые истины». Как вы думаете почему именно так? (ответы участников)

Верно. Простая истина лежит в основе каждого снятого в проекте фильма. Она всегда про определенные моральные устои: нельзя врать, надо быть добрым к людям и честным перед ними, не обижать животных и тех, кто слабее, уважать чужое мнение, не тратить время на пустяки и многие другие. Вы легко продолжите этот список.

В основу этого фильма ребята из Рыбинска взяли рассказ российской писательницы Юстасии Тарасавы «Какого цвета дождик». О какой истине в нем будет говориться, мы с вами сейчас узнаем.

Но перед просмотром хотелось бы спросить, вы когда-нибудь слышали имена вот таких художников: Лиза Фитапальди, Дмитрий, Дидоренко, Джон Брамлитт, Эшреф Армаган? (ответы участников)

Благодаря фильму мы с вами сегодня узнаем или еще раз вспомним и об этих уникальных людях. А пока, внимание на экран.


Просмотр фильма «Какого цвета дождик». Затем проходит обсуждение содержания фильма.

https://vk.com/video-39965804_456239277

Слова педагога. Как видите, в фильме два действующих лица – юноша, который помогает в качестве волонтера в интернате для слепых детей, и слепая девушка. Он приходит в интернат на встречи с ней, чтобы помогать адаптироваться в окружающем мире. Давайте попробуем дать характеристику главным героям фильмам: юноше-волонтеру и слепой девочке их интерната. Какие у них особенности характера, восприятия людей и мыслей? Но делать это будем не просто так, а сравнивая, что в них общего, а что различное.


Педагог либо разбивает участников на группы, и каждая группа заполняет таблицу (приложение 1), затем проходит обсуждение, либо обсуждение происходит коллективно, и сравнительная таблица размещается на доске или экране. По мере заполнения таблицы проходит обсуждение.


Слова педагога. Как вы думаете, что движет главным героем, когда он приходит в интернат, во многом преодолевая себя? (ответы участников)

Вот так об этом говорится в рассказе: «И я знаю, что обязательно будет простой вопрос, на который сложно ответить. Какого цвета солнце? Не могу, не пойду, не выдержу! А потом думаю: «Но если я не приду и не расскажу ей – как она его нарисует?» И я прихожу. И рассказываю. И она рисует».

Почему ему так важно это делать? (ответы участников)

В фильме и рассказе мы не знаем, что думает и чувствует девушка. А давайте пофантазируем и обсудим, что об этих встречах думает она? Почему для нее это так важно, и это знает и чувствует герой фильма? (ответы участников)

А давайте попробуем представить себя на месте героя. В фильме этого нет, а в рассказе девушка спрашивает юношу: «Расскажи мне о светофорах, какого они цвета?» Как бы вы ответили на этот вопрос? (ответы участников, обсуждение)


Слова педагога. А сейчас я хотела бы вам показать кое-что.


Педагог демонстрирует картины слепых художников, не называя чьи они (приложение 2)


Слова педагога. Все эти картины созданы незрячими людьми. В фильме герой говорит, что он часто рассказывает девушки о слепых художниках и видит, как у нее «сияют глаза». Как вы думаете, почему для нее это так важно? (ответы участников)

Давайте вспомним имена, которые он называет. В начале занятия мы говорили, что обязательно узнаем или вспомним этих художников.


Педагог рассказывает о художниках, сопровождая рассказ демонстрацией картин


Лиза Фитапальди – американская художница, 1948 года рождения. Она ослепла, когда ей было 45 лет, а через два года после этого стала рисовать. При этом у нее не было никакого художественного образования. Она училась рисовать по аудиокнигам, посещала музее, где муж рассказывал ей о картинах и описывал их. Рисовала она с помощью сетки из веревок, которые натягивала поверх холст. Со временем научилась обходиться и без них.

Сначала она рисовала цветы, абстракцию, животных, а затем стала изображать бытовые сцены на улицах города. И как она это делает никто не представляет. И так как она, не делает никто. Сейчас она признанный художник, ее работы выставляют в галереях по всему миру.


t1713709043.jpg
Картина Лизы Фитипальди


Дмитрий Дидоренко – художник, родился в 1967 году в Харькове. У него было профессиональное образование, он закончил институт по специальности художник –конструктор. После того, как он потерял зрение, перед Дмитрием встал вопрос, как продолжать заниматься любимым делом – рисовать.

И для этого он разработал собственную уникальную технологию рисования – «технику Impossible». Она заключается в том, что он выклеивает на бумаге трафареты фигур будущей картины, а в свободное пространство наносит краску поролоновой губкой. Так шах за шагом и получается картина.

У Дмитрия множество коллективных и персональных выставок, его картины пользуются популярностью у знатоков живописи.


p1713709076.jpg
Картина Дмитрия Дидоренко

Эшреф Армаган, турецкий художник, 1953 года рождения. Он – слепой от рождения. Художник, рисует пейзажи, разные объекты и живые существа, как зрячий. Его картины отличает чувство цвета, композиции, знание законов перспективы и светотени.

Этим он даже вызвал интерес ученых, которые выяснили, что во время рисования у художника активизируются участки коры головного мозга, которые отвечают за зрение. И можно сказать, что действительно видит то, что рисует. Живопись сделала Армагана очень известным и востребованным художником.


g1713709167.jpg
Картина Эшрефа Армагана


Американец Джон Брамблитт родился в 1971 году. Он, как и Лиза Фитипальди научился рисовать, уже взрослым, после того, как потерял зрение. Он единственный в мире слепой художник, который работает в жанре монументальной живописи. Он создавал фрески в Нью-Йорке и Далласе. Он использует специальные краски для ткани с выпуклыми краями, которые позволяют ему чувствовать формы и пропорции, а цвет краски он определяет по запаху. Стиль его картин – смесь импрессионизма и поп-арта. Яркие краски передают мироощущение слепого художника. Согласитесь, от его картин захватывает дух.


o1713709213.jpg
Картина Джона Брамблитта

Слова педагога. Вот такие имена вдохновляют героиню фильма «Какого цвета дождик». А она в свою очередь, вдохновляет героя фильма. Согласны? (ответы участников). Так в чем же заключается «простая истина» (вспомним название проекта, в рамках которого он создан) этого фильма? (ответы участников)

Позволю себе процитировать рассказ:

«Теперь уже не понимает она. Как можно не знать, чего ты хочешь? У каждого есть мечта. У всех. Я судорожно вспоминаю и никак не могу вспомнить. Ну хоть какая-то мечта должна же у меня быть. Пусть не огромная, не олимпийская медаль, не в космос полететь, но о чём-то же я мечтаю? Что я хочу сделать особенное в жизни? Я задумываюсь и не замечаю, как она дергает меня за рукав. Дёрганье становится сильнее. – Чего тебе?

Ты не расстраивайся, – успокаивает меня она. – Ты обязательно найдёшь свою мечту.

В такие моменты мне хочется не приходить сюда больше никогда»

Почему герой говорит, что в такие моменты ему не хочется сюда больше приходить? (ответы участников)

Действительно, главный герой учится у слепой девушки многому, в том числе ясно видеть свой путь и правильно смотреть на жизнь. Ведь не случайно он произносит такую фразу: «Я прихожу сюда учиться у нее, учиться делать невозможное».

Давайте осмыслим все то, что мы сегодня с вами увидели, узнали и обсудили. В завершении занятия предлагаю вам подвести итог, продолжив фразы:

  • Сегодня я узнал(а), что…
  • Меня поразил тот факт, что …
  • Мне осталось непонятным…
  • Мне захотелось больше узнать о…
  • После сегодняшнего классного часа у меня появилось…


Ссылка на фильм «Какого цвета дождик»
https://vk.com/video/@club39965804?section=scheduled&z=video-39965804_456239277%2Fclub39965804


Приложение 1


Описание героев

Пример заполнения


Юноша

Девушка

Различия

Сходства

Различия

инертность

Неравнодушие к окружающему миру

целеустремленность

Ответственность

Любознательность

Внутренняя дисциплина







Приложение 2

Картины слепых художников


Лиза Фитипальди

t1713708641aa.jpg


t1713708641ab.jpg

Дмитрий Дидоренко

t1713708641ac.jpg

t1713708641ad.jpg


Эшреф Армаган

t1713708641ae.jpg

t1713708641af.jpg


Джон Брамблитт

t1713708641ag.jpg

t1713708641ah.jpg



Опубликовано в группе «Методические разработки»


Комментарии (2)

Потамошнева Наталья Алексеевна, 21.04.24 в 18:57 1Ответить Пожаловаться
Очень интересно, отличный ресурс! Спасибо!
Бобровницкая Виктория, 21.04.24 в 21:27 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Наталья Алексеевна
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.