12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Толстопятова Ирина Сергеевна30
1

«Использование активных методов обучения по химии для повышения уровня мотивации обучающихся»

И. С. Толстопятова, преподаватель химии,

г. Хилок, Хилокское железнодорожное училище



«Использование активных методов обучения по химии

для повышения уровня мотивации обучающихся»



В настоящее время многие педагоги учатся строить свои образовательные мероприятия по-новому. В центре процесса обучения стоит обучающийся, обучение максимально практико-ориентированное и позволяет не просто получать знания, а, главное, приобретать умения, реализовывать свой потенциал, обмениваться опытом, ставить задачи и находить их решения. И это не просто инновации, это требование времени, требование самих обучающихся, которые хотят, чтобы по окончанию обучения они получили конкретный практический результат, ведь именно им дальше идти с полученным багажом знаний и умений по жизни. На педагога сейчас возлагаются все более серьезные задачи. С каждым годом возрастает количество информации, которую приходится «переварить» обучающимся. В то же время возможности их не безграничны. В связи с этим, новые требования предъявляются уже не только и не столько к количественной, сколько к качественной стороне обучения.

Для развития познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества обучающихся. Задача педагога - добиться того, чтобы этот интерес был постоянным и устойчивым. А там, где интерес, там и успех.

ФГОС направлены на поиск путей повышения мотивации учения и самостоятельности обучающихся.

Мотивация – это причина, по которой человек осуществляет действие. Повышение учебной мотивации обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у обучающихся приёмов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизнедеятельной позиции. Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения. Методы обучения рассматриваются как целостная система способов, в комплексе обеспечивающих педагогически целесообразную организацию учебно-познавательной деятельности учащихся. Повысить познавательную мотивацию обучающихся на уроках, обеспечить образовательный процесс серьезным мотивационным потенциалом позволяет применение активных методов обучения. Они предоставляют обучающимся возможность самим активно участвовать в учебном процессе. Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных в психологической, педагогической науке, как и в образовательной практике. Термин ``активные методы обучения'' или ``методы активного обучения'' (АМО или МАО) появился в литературе в начале 60-х годов ХХ века. Ю.Н. Емельянов использует его для характеристики особой группы методов, используемых в системе социально-психологического обучения и построенных на использовании ряда социально-психологических эффектов и феноменов (эффекта группы, эффекта присутствия и ряда других). Вместе с тем активными являются не методы, активным является именно обучение. Оно перестает носить репродуктивный характер и превращается в произвольную внутренне детерминированную деятельность учащихся по наработке и преобразованию собственного опыта и компетентности.

Идеи активизации обучения высказывались учёными на протяжении всего периода становления и развития педагогики задолго до оформления её в самостоятельную научную дисциплину. К родоначальникам идей активизации относят Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д Ушинского и других. Из числа отечественных психологов к идее активности в разное время обращались Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и другие.

При использовании активных методов обучения меняется роль обучающегося– из послушного запоминающего устройства он превращается в активного участника образовательного процесса. Эта новая роль и свойственные ей характеристики позволяют на деле формировать активную личность, обладающую всеми необходимыми навыками и качествами современного успешного человека. 

В сравнении с пассивным, активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала, создающих специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала. Такие методы обучения меняют деятельность обучаемого, в результате она носит продуктивный, творческий, поисковый характер.

АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии. Активными методами обучения максимально повышают уровень познавательной активности и побуждают к старательному учению. Активные методы обучения нацелены не только на повышение мотивации к обучению, но и на формирование УУД.

Сегодняшний арсенал активных методов обучения весьма разнообразен. К ним относятся проблемные лекции, обучающие алгоритмы, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, мозговую атаку, деловые игры, тематические дискуссии, способы развития мыслительных способностей, интереса к учебной работе, творчества, инициативы. и др.

Различные авторы классифицируют активные методы обучения (АМО) по разным основаниям, выделяя разное количество групп АМО. Каждая группа АМО предполагает специфическую организацию взаимодействия участников и обладает своими специфическими особенностями. Таким образом, в настоящее время не существует единого взгляда на проблему классификации методов обучения, и любая из классификаций имеет как преимущества, так и недостатки.

Классификация АМО в рамках системно – деятельностного подхода

Активные методы начала образовательного мероприятия.

Активные методы выяснения целей, ожиданий и опасений.

Активные методы презентации учебного материала.

Активные методы релаксации.

Активные методы самостоятельной работы над темой.

Активные методы подведения итогов образовательного мероприятия.

Классификация активных методов обучения по С.В. Петрушину предлагает основные методы активного обучения подразделять по основным направлениям. Так, по характеру учебно-познавательной деятельности  методы активного обучения подразделяют на: имитационные методы, базирующиеся на имитации профессиональной деятельности, и не имитационные.  

Урок химии с применением активных методов обучения проводится согласно технологии деятельностного метода, которая реализуется системой разнообразных дидактических принципов: деятельности, непрерывности, целостности, минимакса, психологической комфортности, вариативности и творчества. Из разнообразных активных методов обучения, которые я использую в своей деятельности, остановлюсь на таком как проблемное обучение. Проблемное обучение пронизывает весь курс химии. Каждый урок можно сделать проблемным. Ставится проблема, учащиеся подводятся к её решению. Проблемное обучение — такая форма, в которой процесс познания обучающихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Цель проблемного обучения – стимулирование интеллектуальной активности; развитие процесс мышления, индивидуальных особенностей ума; формирование внутренних мотивов учения, способов умственной деятельности учащихся, их творческих способностей; самостоятельный поиск путей решения проблем. Также — формирование творческого, нестандартного мышления, освобожденного от привычных стереотипов и штампов.

Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями педагога и обучаемых. Основная задача педагога — не столько передать информацию, сколь­ко приобщить обучающихся к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения.

Логика проблемного обучения принципиально отлична от логики информационного обучения. Если в информационном обучении содержание вно­сится как известный, подлежащий лишь запоминанию материал, то при проблемном обучении новое знание вводится как неизвестное для обучающихся. Их функция— не просто переработать ин­формацию, а активно включиться в открытие неизвестного для себя знания.

Основной дидактический прием «включения» мышления обучающихся при проблемном обучении — создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи, фиксирующей некоторое противоречие в ее условиях и завершающейся вопросом, который это противоречие объективирует.

С помощью соответствующих методических при­емов (постановка проблемных и информационных вопросов, выдвижение гипотез, их подтверждение или опровержение, анализ ситуации и др.) педагог побуждает обучающихся к совместному размышлению, поиску неизвестного знания. Важнейшая роль в проблемном обучении принадлежит общению диалогического типа. Чем выше степень диалогичности обучения, тем ближе она к про­блемной, и наоборот, монологическое изложение приближает обучение к информационной форме.

Например, при изучении темы «Гидролиз» в ходе выполнения лабораторного опыта вспоминаем, как и почему изменяется окраска индикаторов в растворах кислот, ще­лочей и в воде. Затем обучающиеся испытывают индикатором водные растворы некоторых солей (хлорида натрия, карбоната натрия, хлорида алюминия). Возникает проблемная ситуация: изменение окраски индикатора в растворах некоторых солей вступает в про­тиворечие с имеющимися представлениями. Совместно формулируется про­блема, выдвигается гипотеза и устраняется противоречие с использованием такого ме­тода, как эвристическая беседа. Почему в вод­ных растворах солей индикаторы по-разному изменяют свою окраску? Предлагаю рассмотреть, чем они образованы, ведь одним из универсальных способов получения солей является реакция нейтрализации. Со­ставляя уравнения диссоциации солей, обучающиеся видят отсутствие ионов Н+ и ОН-. Они предполагают взаимодействие ионов соли с молекулами воды и самостоятельно дают определение гидролиза солей как реакции обмена, вспоминая при этом условия проте­кания реакций ионного обмена до конца.

Исследовательский метод - метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучающиеся самостоятельно изучают литературу, источники, проводят эксперимент, ведут наблюдения, делают выводы. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования.

Например, на уроке по теме: «Основания» перед обучающимися поставлена цель: выяснить отношение лакмуса, фенолфталеина и метилового оранжевого на выданное основание. Для решения поставленной задачи, они выполняли лабораторную работу. Работа с реактивами, наблюдения за проведением опытов вызывает интерес и естественно повышает учебную мотивацию.

В химии - большой объем сложной научной информации часто приходится изучать в сжатые сроки, часто учебный материал мало связан с повседневной жизнью. И поэтому, изучение химии может казаться неинтересным, наука – непонятной. В результате низкий уровень мотивации, слабые знания по химии. Игры, игровые приёмы и ситуации выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности. При изучении химии крайне важно овладение терминами. Они придают мышлению такие качества, как точность, четкость. Их усвоение способствует выработке логических умений анализировать, различать, абстрагировать, обобщать. Для запоминания и правильного употребления терминов можно использовать как часть урока различные игровые ситуации и игры: составление кроссвордов, их решение, химические диктанты, лабиринты, игра в слова, термины - синонимы, найдите соответствие, мозговой штурм и т. д. Чтобы оживить урок, а процесс обучения превратить в непринужденное общение, можно вводить игру в ход урока на любом его этапе: на этапе приветствия, изучения нового, повторения, закрепления, обобщения.

Условия эффективности использования активных методов обучения.

Для эффективного использования активных методов обучения необходимо выполнение некоторых условий:

в начале урока необходимо создать ситуацию успеха для учащегося;

для создания реальной проблемной ситуации (ситуации «разрыва») необходимо сформулировать соответствующий конкретный вопрос (вопросы);

между учащимися должен происходить активный обмен знаниями, идеями, способами деятельности;

целесообразно использовать технологию групповой работы;

наличие оборудования и материалов, необходимых для проведения лабораторных исследований.

Использование активных методов значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу поиска, вызывает у учащихся и учителя массу положительных эмоций и переживаний и следовательно способствует не только повышению мотивации, но и способствует формированию положительного отношения к сложному для многих предмету. Активные методы выполняют направляющую, обогащающую, систематизирующую роль в умственном развитии детей, способствуют активному осмыслению знаний.

Таким образом, в педагогическом процессе их следует максимально использовать.


Список использованной литературы

Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения - М.: Издательство ИРПО МО РФ, 1995.

Гин, А. А. Приёмы педагогической техники. – Москва: Вита-Пресс, 2006

Головнер В.Н. Химия. Интересные уроки: Из зарубежного опыта преподавания. М.:Изд –во НЦ ЭНАС, 2005.

Денисова В.Г. Мастер – класс учителя химии. М.: Планета, 2010.

Кульневич, С.В., Лакоценина Т. П. Анализ современного урока. - Ростов н/Д: Издательство «Учитель», 2006.

Курганский С.М. Интеллектуальные игры по химии. – М.:5 за знания, 2007.

Лакоценина Т. П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М.– Инновационные уроки. Современный урок. Часть 5. Ростов н/Д: Издательство «Учитель», 2007.

Сальникова Т.П. Педагогические технологии. –М.: ТЦ Сфера, 2005.

Шоган В.В., Технологии личностно – ориентированного урока.-Ростов н/Д: Издательство «Учитель», 2003.

Шукайло А.Д. Тематические игры по химии. –М.: ТЦ Сфера, 2004

http://moi-universitet.ru/ru/do/directions/tio/chemistryAMO/chemistryAMO/

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.