12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Чудайкина Юлия Евгеньевна93
Россия, Хакасия респ., Абакан
2

Статья «Использование ИКТ в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Чудайкина Юлия Евгеньевна,

воспитатель высшей кв.категории,

МБОУ «СОШ № 4»дошкольные группы «Ромашка», г. Абакан

Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других.
Вольтер

Незатейливая аббревиатура ИКТ сегодня ни для кого не является загадкой, каждый человек в огромном мире может понять ее смысл и использует ее в повседневной жизни, как будто она существует очень давно. Однако, еще лет двадцать назад мы и представить себе не могли, насколько масштабно охватит компьютеризация наш человеческий мир, как беспомощны мы - люди окажемся без информационно - коммуникативных технологий.

Ни для кого не секрет, что знакомство ребенка с компьютером начинается уже с ранних лет, оказывая на его развитие самое различное влияние: как положительное, так и отрицательное. По силе воздействия на детскую психику современные информационные технологии несравнимы с другими средствами.

На сегодняшний день федеральные государственные стандарты в системе современного образования требуют от педагогов знания и владения компьютерной техникой, апеллирования основными понятиями операционных систем, владения на должном уровне компетентности информационно-коммуникативными технологиями в работе с детьми - дошкольниками. Предъявляемые требования требуют от педагога дошкольного образования своевременных творческих решений, высокого уровня самообразования в области компьютерных технологий.

Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в практику новых методических разработок, направленных на реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов; освобождает от рутинной ручной работы; позволяет не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания. ИКТ – отличный помощник педагогам в организации воспитательно-образовательной и коррекционной работы.

Старший дошкольный возраст наиболее благоприятный для развития интеллектуальных процессов. У ребенка формируется четкая потребность в обучении, желание и стремление познавать новое самостоятельно, не прибегая к помощи взрослого. И здесь на помощь приходит компьютер, который всецело захватывает маленького человека своей новизной, привлекательностью и простотой в обращении. Порой мы - взрослые люди не так легко справляемся с освоением компьютера, как это делает малыш - дошкольник. Но нельзя забывать и о вреде данного информационного носителя, обязательно держать на контроле времяпрепровождение ребенка у компьютера, опираясь на санитарно-эпидемиологические требования.

В своей работе я, как достаточно опытный пользователь, очень эффективно использую знания в данной области: с детьми, с родителями, с коллегами, в методической, экспериментальной, инновационной деятельности.

Прежде всего, хочется отметить, что для меня, как педагога-дошкольника не является первоочередной задачей вовлечение воспитанников в непосредственную работу с компьютером, для меня важнее организовать единое комфортное образовательное пространство в рамках взаимодействия с дошкольниками, их семьями для решения задач развития ребенка в современном информационном обществе. Мне важнее стать проводником в мире новых технологий и для воспитанника, и для его родителей, наставником в выборе компьютерных игр, и сформировать основы информационной культуры личности ребенка.

Основными направлениями развития ИКТ считаю:

Использование компьютера с целью приобщения детей к современным техническим средствам передачи и хранения информации.

ИКТ как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний.

ИКТ для родителей воспитанников. Сотрудничество с семьей ребенка в вопросах использования ИКТ дома, особенно компьютера и компьютерных игр.

ИКТ целью осуществления идеи сетевого управления, организации педагогического процесса, методической службы. Данная технология обеспечивает планирование, контроль, мониторинг, координацию работы педагогов и специалистов. В этом случае использование ИКТ способствует оптимизации деятельности ДОУ.

Основными формами в своей работе по использованию ИКТ предпочитаю создание мультимедийных презентаций; подбор иллюстративного, познавательного материала для непосредственно-образовательной деятельности, праздников, мероприятий; оформление групповой документации (списки детей, сведения о родителях, диагностику развития детей, планирование, мониторинг выполнения программы и т.п.), отчетов; использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в ДОУ; обмен опытом, создание медиотек, и др.

Мною разработаны и представлены вниманию коллег различные презентации, разработанные в программе Рower Рoint на открытых просмотрах и семинарах ("Работа моих родителей" по окружающему миру в средней возрастной группе, "Приключение в цветочном городе" по математике в старшей возрастной группе, "Что мы знаем о воде?" в средней группе, интеллектуальный конкурс "Знай -ка!" в подготовительной группе, обобщающее по разделу Познание, "Путешествие по Останкино" в подготовительной группе, обобщающее по разделу Познание и др.); а также отчеты о работе детского сада, о работе в летний период, проектная деятельность в виде мультимедийной презентации - очень выгодное решения для представления на контроль.

Целесообразность использования ИКТ в развитии познавательных способностей старших дошкольников подтверждают работы зарубежных и отечественных исследователей (С.Пейперт, Б.Хантер, Е.Н.Иванова, Н.П. Чудова и др.). Научная работа по внедрению ИКТ в дошкольное образование ведется в нашей стране, начиная с 1987 года на базе центра им. А.В. Запорожца исследователями под руководством Л.А. Парамоновой, Л.С. Новоселовой, Л.Д. Чайновой. В 2008 году разрабатываются теоретические основы применения научных информационных технологий в воспитательно-образовательной работе ДОУ. Педагоги, изучающие использование компьютерных сред в ДОУ, высказывают мнение, что использование ИКТ является фактором сохранения психического здоровья детей в силу возможности решения следующих задач: развитие психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация); обогащение кругозора; помощь в освоении социальной роли; формирование учебной мотивации, развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность); формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (сериация, классификация); организация благоприятной для развития предметной и социальной среды. 

Таким образом, при грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса компьютерные программы для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.

Библеографический список

1. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994

2. Безруких М.М., Парамонова Л.А., Слободчиков В.И. и др. Предшкольное обучение: «плюсы» и «минусы»//Начальное образование.-2006. - №3.- С. 9-11.

3.Езопова С.А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика.- 2007.-№6.- С.8-10.

4. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003

5.Зубов А. В. Информационные технологии в лингвистике. – М., 2004

6.Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2006

7. Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе// Школа. – 2006. - №2. – с. 37-39

8. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Школа-Пресс, 1994.- 204 с.

9. Шаехова Р.К. Предшкольное образование: актуальность, проблемы, стратегия развития/Р.К.Шаехова // Начальная школа плюс до и после.-2006.- №7.- С.54-57.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.