12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Мирзоева Юлия Сергеевна258

"Человек, в сущности, не думает о том,

что у него под ногами. Всегда мчится… и –

самое большое – взглянет, как прекрасны

облака у него над головой.

И ни разу – как прекрасна почва".   

 Карел Чапек


Глобальные проблемы современности требуют немедленного переосмысления исторически сложившейся в человеческом сознании установки, направленной на потребительское отношение к природе, изменения не только его поведения, но и смены ценностных ориентиров. Именно поэтому одной из актуальнейших вопросов современного общества является проблема формирования экологической культуры личности. [4] 
  В настоящее время формирование экологической культуры дошкольников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике.

Многие педагоги связывают экологическое воспитание детей дошкольного возраста лишь с привитием им любви и бережного отношения к природе.

Между тем психолого-педагогические исследования последних десятилетий А. В. Запорожца, Н. Н. Поддьякова, Н. Н. Николаевой, И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной, позволяют определить и конкретизировать предмет, содержание этого направления педагогики — связать их с исходными понятиями экологии. Именно привнесение научно-экологического подхода позволяет переориентировать ознакомление детей с природой на экологическое воспитание и уже в младшем школьном возрасте начать формирование экологической культуры. [3] 

На нашей планете в последнее время отмечаются серьёзные нарушения механизмов саморегуляции систем разных уровней, вплоть до биосферы. Причины этого видятся, в том числе в экологической неграмотности человека, относящегося к окружающему миру потребительски, занимающего по отношению к природе антропоцентрическую позицию. Именно поэтому, задачи изменения мировоззрения человека и экологического развития ребёнка представляются первоочередными.      

В  настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области не специализировался педагог. Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием у ребёнка ответственного отношения к миру природы.  Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ мировидения и представляет широкие возможности для экологического воспитания. Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к природе. Интерес, с одной стороны, является стимулом развития бережного отношения к природе, с другой - его результатом. Таким образом, воспитание бережного отношения к природе идёт от углубления имеющихся интересов к формированию новых знаний, чувств, умений, а от них - к интересу не более высокой ступени. Следовательно, воспитывать личность ребёнка необходимо через обогащение его опыта полными, верными и яркими образами природы.

В нашем ДОУ в 2016г. была приобретена интерактивная песочница iSandBOX — сенсационное оборудование XXI века, благодаря которому детские мечты превращаются в реальность. Это гармоничное сочетание природных красок и высококлассной графики.

Программное обеспечение разработано таким образом, что педагог может рассказывать о тайнах мироздания, законах природы, физических объектах и т.д. Самое главное, что рассказы можно подкреплять яркими сценами в песочном мире. Наглядное восприятие материала и возможность тактильно ощутить частицу новой информации эффективно сказываются на успеваемости ребенка, зарождают в нем стремление – самостоятельно открывать новые, неизведанные стороны окружающего мира. [1] 

Новизна программы определяется тем, что в ней практически реализован подход к организации образовательной деятельности с использованием интерактивной песочницы. [5]  Современное общество развивается быстрыми темпами, в связи с этим для развития интереса современных детей к процессу обучения необходимо использовать ИКТ. Перенос традиционных экологических занятий в интерактивную песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения:

  • Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
  • Во-вторых, в песочнице можно не только продемонстрировать детям из чего состоит наша планета Земля, ее живописные пейзажи, как извергаются вулканы, как образуются острова, реки, озера и океаны, изучить рельеф земной поверхности, отразить и продемонстрировать времена года и прочее, но и дать детям самим поучаствовать в освоении нового, создании пейзажей и проработке экологических проблем как в реальной жизни.
  • В-третьих, в играх с интерактивным песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.
  • В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

Воспитание положительного отношения к природе должно основываться на взаимосвязи между полученными знаниями и практической деятельностью. Чувство любви к природе и соответствующее ему поведение развиваются постепенно от положительно-эмоционального отношения к сознательно-целенаправленной деятельности, имеющей общественную значимость.

Литература:

  1. Данные с официального сайта iSandBOX https://isandbox.ru/chto-takoe-interaktivnaya-pesochnica-isandbox/
  2. Мир природы и ребёнок. Методика экологического воспитания дошкольников. / Под редакцией М.М.Маневцовой, П.Г.Саморуковой, С-П., 2000/
  3. Николаева С.Н. Роль игры в экологическом воспитании дошкольников. – М., 1996.
  4. Ситаров В.А. Пустовойтов В.В. Социальная экология. Учебное пособие 2000г.
  5. Лазарева О.Н., Волкова Н.А., Ворошилова В.М.  Теория и методика экологического образования детей. Учебное пособие / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатерин­бург, 2004.—279 с.


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.