12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
суровежина Любовь Владимировна17
6

«Метеостанция в детском саду, как эффективное средство экологического воспитания дошкольников»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 81 комбинированного вида Калининского района Санкт-Петербурга












«Метеостанция в детском саду,

как эффективное средство экологического воспитания дошкольников»


Межрегиональный (с международным участием) фестиваль

инновационных педагогических идей «Стратегия будущего»








Творческая группа:

Нефедова Людмила Алексеевна, воспитатель в.кат.,

Полтева Татьяна Сергеевна, воспитатель в.кат.,

Рыжакина Анна Николаевна, воспитатель в.кат.,

Суровежина Любовь Владимировна, воспитатель в.кат.




Санкт – Петербург, 2020

«Метеостанция в детском саду, как эффективное средство экологического воспитания дошкольников»

«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.»

К.Е.Тимирязев

Пояснительная записка


Актуальность

Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, принятие Министерством Просвещения РФ «Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (ФГОС ДО), введение профстандартов обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. В Концепции модернизации российского образования говорится, что развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. А это во многом зависит от педагогов, работающих с дошкольниками, то есть стоящих у истоков становления личности.

Согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), развитие детей в ДОУ должно быть направлено на приобретение опыта в ряде основных видов деятельности, в том числе и в сфере экологического образования. Экологическое образование – одно из инновационных направлений педагогики, которое активно внедряется в жизнь дошкольных учреждений.

В настоящее время экологическое воспитание детей выходит на первый план, все больше и больше этому уделяется с каждым годом внимания. Причины кроются в деятельности человека, которая часто становится безграмотной, расточительной, неправильной с точки зрения экологии, ведущей к разрушению. Все мы когда-то были детьми. И каждый из тех, кто разрушает природу, тоже был ребенком. Вот почему так важна и велика роль дошкольного учреждения в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Экологическое воспитание дошкольников – это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

В нашем детском саду появился ребенок, чьи родители работают метеорологами. Ребенок очень интересовался погодными изменениями, задавал много вопросов и детям, и родителям, и воспитателям.

С самых древних времен люди пытались предсказать, какой будет погода. Наблюдая за поведением животных и изменениями окружающей среды, люди постепенно накапливали опыт и учились сопоставлять увиденное с погодными явлениями. Так с течением времени и накапливался опыт наблюдения за погодой, формировались народные приметы. Метеорология стала неотъемлемой частью современной жизни человека.

В условиях экономного финансирования ДОУ не может позволить оборудованную лабораторию или мастерскую. В связи с этим, у нас и возникла идея создания на территории ГБДОУ 81 Калининского района метеостанции, чтобы дети могли на практике отслеживать изменения погодных условий, пользоваться приборами для определения погоды, наблюдать за приметами, которые указывают на изменение погоды (народные приметы).


II. Содержательная часть

Проблема

Каждый день обычный человек покидает свое жилище и выходит на улицу. И каждый раз перед этим он пытается определить, какая погода, как нужно одеться, обуться, нужно ли взять с собой зонтик. Однако, прекрасное солнечное утро, голубое небо могут измениться и превратиться в дождь с грозой.

Современному человеку проще узнать прогноз погоды из средств массовой информации, но проще – не значит лучше и интереснее. У дошкольников не сформированы знания о погоде, недостаточно условий для практики организации наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных приборов. Поэтому для элементарного прогнозирования погоды мы решили оборудовать на территории ДОУ мини-метеостанцию.

Цель

Цель нашего выступления: продемонстрировать использование педагогической технологии проектной деятельности на примере экспериментально – исследовательского проекта «Метеостанция в детском саду, как эффективное средство экологического воспитания дошкольников».


Обоснованность достижения планируемых результатов

В процессе подготовки проекта к реализации мы постарались трансформировать развивающую предметно – пространственную среду в соответствии с темой проекта. Наш детский сад решил не останавливаться на общеизвестных способах экологического воспитания дошкольников. Мы решили шагать в ногу со временем. Инновационной для нас стала постройка на территории ДОУ метеостанции, которая стала важной составляющей частью работы по экологическому воспитанию дошкольников. Так собственными силами педагогов и родителей была создана на территории ДОУ метеостанция, в состав которой вошло оборудование двух типов: традиционные приборы и приборы, изготовленные из подручного материала:

метеорологическая будка, в которой лежат:

1. барометр (прибор для определения атмосферного давления),

2. шишки (природный барометр – для определения влажности воздуха. Если воздух сухой – они раскрываются, если влажный – закрываются),

3. компас (прибор для определения сторон света),

4. линейка (прибор для измерения уровня осадков),

5. лупы (индивидуальные увеличительные приборы).

зонт – осадкомер (прибор для измерения уровня осадков (снега и воды). В зимнее время собранный в дождемер снег заносится в теплое помещение и измеряется в жидком состоянии),

ветряной рукав – рыба (прибор для определения направления ветра и его силы),

солнечные часы,

флюгер (прибор для определения направления ветра),

термометр для почвы и воздуха,

стенд с подсветкой, на котором изображены виды облаков.


Критерии и показатели эффективности реализации идеи

Дошкольники – природные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Знакомясь с природой и окружающей средой ребенок учится мыслить, рассуждать, общаться, постоянно стремится к эксперименту, узнает и запоминает нормы экологического поведения.

При наблюдении за явлениями природы (например, движением облаков, состоянием растений, поведением животных, при пользовании простыми приборами, помогающими определить погоду) развивается наблюдательность, умение делать выводы, обобщения – все это важно для общего развития ребенка.


Направленность на обеспечение качественного образования

С созданием метеостанции появилась возможность уйти от стереотипов во время прогулок и погрузить детей в мир исследований и открытий, научить их восхищенно смотреть на окружающую природу.


Образовательная инфраструктура – это современные условия реализации образовательной программы, где детям предлагается познать окружающий мир, а именно живую природу (растения и животные) и неживую (облака, ветер, солнце и т.д.). Для экологического воспитания дошкольников необходимо создание развивающей предметно – пространственной среды, которая обеспечит возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.

Развитие педагогического потенциала: Изучив проблему экологического образования, творческая группа педагогов ГБДОУ № 81 пришла к выводу о необходимости создания проекта, который бы смог заинтересовать детей, представив природу, как таинственный мир, полный приключений и увлекательных открытий. Для этого изучив литературу и интернет ресурсы, мы совместно с родителями создали и установили на территории ДОУ метеостанцию, которая поможет не только детям, но и другим педагогам в их исследовательской деятельности. Проект стал мощным импульсом к развитию творческой инициативы педагогического коллектива, занимающегося проблемами детства. Самому педагогу стало в дальнейшем интересно и удобно знакомить детей с окружающим миром с помощью нового оборудования.

Развитие здоровьесберегающей деятельности: Знакомство и наблюдение за природой проходит на свежем воздухе. Так, в течение дня дети не сидят на одном месте, а все время находятся в движении, тем самым сохраняют свое здоровье. Ведь движение – это жизнь. Дети перемещаются по экологической тропе, используя стихи, пальчиковые игры, разнообразные подвижные игры, считалки, игры на развитие моторной памяти и внимания. Все это способствует развитию положительных эмоций.

Образовательные достижения воспитанников: Прогнозирование погоды — это деятельность познавательная, доступная ребенку, развивающая его умственные способности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать умозаключения, выводы.

Дети могут проявлять и развивать себя творчески, зарисовывать изменения в природе, погоду с помощью символов в свои дневники наблюдений, создавать свои мнемотаблицы для составления рассказов об окружающем мире, самостоятельно начинают рассказывать друг другу и родителям о происходящих изменениях в природе, предсказывать погоду. Таким образом, идет всестороннее развитие личности. Свои впечатления и полученные знания дети отражают в творческих работах (рисунки, лепка, аппликация). Отображение впечатлений способствует появлению творческих способностей детей. В творческой работе дети уточняют представления об окружающем мире, природе, благодаря этому активно ее познают. Стараются, как можно точно отобразить те или иные характерные природные приметы, признаки объекта природы, иллюстрируют их.

Поддержка талантливых детей: Лучшие работы участвуют в детских творческих конкурсах. Некоторые дети начинают самостоятельно (под контролем педагога) проводить экскурсии для сверстников и родителей по экологической тропе, предсказывать погоду для родителей, научно обосновывая с помощью полученных знаний.

В целом проект с детьми и родителями, с нашей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволяет не только расширить кругозор дошкольников, и приобрести определенный багаж знаний, но и дает толчок для развития личности ребенка в дальнейшем.


Возможность использования в образовательной практике

Данный опыт был представлен на педагогическом совете ДОУ № 81, как инновационная деятельность, и расположен на сайте ДОУ в методической копилке, где с ним могут ознакомиться как педагоги, так и родители.

Развитие педагогического потенциала: Мы уверены, что использование проекта «Метеостанция в детском саду» может помочь педагогам не только нашего ГБДОУ, но и всего нашего региона, может использоваться в любом ОУ

Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы – активное погружение детей в экспериментирование в природе.




Методическая часть

Паспорт проекта

Цель проекта: формировать у детей элементарные представления о погоде и ее значении в жизни человека; создать предметно – развивающую среду для познавательной и исследовательской деятельности.

Задачи:

Развивать у детей навыки исследовательской деятельности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать выводы и умозаключения.

Учить детей прогнозировать погоду, устанавливая взаимосвязи между живой и неживой природой.

Познакомить с профессией метеоролога.

Развивать чуткость и внимательность к миру природы: замечать изменения в состоянии объектов природы («комары вьются – к теплу», «фиалка загрустила» - склонила цветок к земле – к дождю» и т.д.).

Приобщать детей к народной культуре, народной мудрости, народному опыту: знакомить детей с народными приметами, проверять их в ходе наблюдений.

Формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира (народные приметы о погоде).

Познакомить детей с назначением метеорологической станции, с метеодомиком и ее содержимым – с приборами – помощниками: термометром, флюгером, дождемером, барометром, компасом, ветряным рукавом, солнечными часами.

Учить детей снятию показаний приборов, сравнению их между собой.

Учить детей фиксировать свои наблюдения с помощью знаков, символов в календарях погоды, тетрадях наблюдений и т.д.

Воспитывать интерес и потребность в общении с природой, любовь к родному краю.

Привлечение родителей к изготовлению метеостанции.

Активизировать позицию родителей, как участников педагогического процесса детского сада.

Воспитывать основы экологической культуры.

Вид проекта: экспериментально – исследовательский.

Возраст детей, на которых рассчитан проект: старший дошкольный возраст.

Этапы проекта:

Подготовительный:

собрание методического, научно-популярного материала по изучаемой теме;

выявление интереса и уровня знаний у детей и родителей по теме;

обозначение цели проекта;

постановка задачи данного проекта;

определение сроков проведения проекта;

составление плана работы над проектом.

Основной:

изготовление и установка метеостанции, приборов – помощников;

внедрение в практику плана реализации проекта: работа на метеостанции, с картой погоды и с дневником наблюдений;

разработка плана мероприятий для всех участников проекта.

Заключительный:

представление опыта работы: участие в мастерклассах, в конкурсах, публикация работы на сайте ДОУ, в СМИ;

анализ достигнутых результатов, оценка эффективности проекта, итоговый мониторинг уровня знаний детей.

Формы работы по проекту:

Беседы

Наблюдения в природе

Книга народных примет

Опыты-эксперименты

Чтение художественной литературы

Дидактические игры

Сюжетно-ролевые игры

Слушанье музыки

Работа с родителями

Предполагаемые результаты:

1. Повышен уровень профессиональной компетенции педагогов и родителей.

2. У воспитанников сформированы элементарные экологические знания и

представления через прогнозирование.

3. Развито экологическое мышление, понимание взаимосвязи мира растений

от природных факторов.

4. Воспитанники умеют пользоваться приборами-помощниками, могут

использовать их для определения состояния погоды и прогнозирования.

Перспективный план работы над проектом

Название мероприятия

Задачи  мероприятия

Форма  проведения

Что такое метеоплощадка?

Познакомить с метеоплощадкой и её оборудованием. Формировать представления о разнообразии приборов, которые используются для изучения погодных явлений.

Презентация. Экскурсия на метеоплощадку. Праздник: «Открытие метеостанции».

Что такое  погода?

Знакомить с погодными явлениями.

Беседа, загадки, дидактическая игра «Назови погодное явление».

Народные приметы

Знакомить с приметами,  которые могут предсказать погоду.

Беседа с использованием «Календаря природы», «Православного календаря», «Лунного календаря.»

Загадки планеты Земля

Формировать представление о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от Солнца.

Беседа-путешествие.

Что такое компас?

Познакомить детей со строением компаса, его магнитными свойствами. Учить определять стороны света.

Путешествие на территории детского сада.

Откуда дует ветер? Знакомство с флюгером.

Обучать детей работе с компасом. Учить детей определять направление ветра с помощью флюгера.

Путешествие по плану экологической тропы на территории детского сада. Изготовление флюгера.

Что такое осадки? Измерение осадков.

Познакомить  со способами измерения осадков. Познакомить детей с осадкомером, учить работе с ним. Закреплять навык фиксирования результатов наблюдений за выпавшими осадками.

Занятие на метеоплощадке.

Какие бывают термометры?

Уточнить представления о термометре, познакомить с водным и почвенным термометром. Познакомить детей со строением термометра и упражнять детей в снятии показаний температуры воздуха.

Занятие на метеостанции, участке.

Чем измерить скорость ветра? Какой бывает ветер?

Познакомить  со способами определения скорости ветра. Разнообразить знания детей о видах ветра по его силе (спокойный, умеренный, безветрие-штиль, сильный, порывистый, ураган, смерч).

Занятие на метеоплощадке. Изготовление султанчиков, вертушек.

Знакомство с солнечными часами

Познакомить с солнечными часами.

Наблюдение за тенью.

Занятие на метеостанции, участке.

Для чего нужен барометр?

Познакомить с прибором барометром, учить работе с ним.

Занятие на метеоплощадке.

 Какая бывает почва.

Познакомить с проницаемостью разных видов почвы.

Занятие на метеоплощадке.

Мы – юные метеорологи

Предложить детям организовать систематические наблюдения на метеоплощадке.

Наблюдения на метеоплощадке, фиксирование результатов наблюдений.

Работа на метеоплощадке

Закреплять знания о метеоприборах, вырабатывать  навыки использования этих приборов.

Ежедневные наблюдения на метеоплощадке, фиксация результатов наблюдений.



Библиография

Баранникова Э., Тарасевич П. Создание развивающей среды на участке детского сада // Ребенок в детском саду. – 2002.- №3. – с.76.

Богомолова Н. И. Развивающая среда в экологическом образовании дошкольников : // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2009. - №5 – с.19-21

Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. –М.: Айрис- пресс, 2008. -208 с.

Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 113 с.

Кузнецова Л. В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. – 2009. №6. – с.54-57

Маневцева Л. М., Саморукова П. Г. Мир природы и ребенок. – СПб. : Детство – пресс, 2003.

Пенькова Л. С. Под парусом лето плывет по Земле (организация детских площадок в летний период) методическое пособие для работников дошкольных учреждений, студентов педагогических вузов и колледжей. –М.:ЛИНКА- ПРЕСС, 2006.- 288с.

Справочник СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ дошкольного учреждения. №5 май/2008 – 61 с.

Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.//Управление дошкольным образовательным учреждением.

Картотека стихов и загадок по экологии.

Интернет ресурсы.









Опубликовано


Комментарии (1)

Галина Васильевна Каратаева, 23.06.20 в 22:02 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за статью, познавательная,легко читается!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.