12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Евгений Алексеевич17244
Учитель биологии и географии, сейчас занимаюсь репетиторством уже с внуками своих учеников. Создал интеллектуальный клуб "Эрудит" для ветеранов. Пишу игры для клуба и провожу их. Игры можно использовать в работе со школьниками и взрослыми
Россия, Ивановская обл., Тейково
Материал размещён в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»

Использование опорных схем при изучении темы «Пищеварение»

В опорном конспекте пять схем: первые четыре рассказывают о строении и функциях пищеварительного тракта, последняя схема – пищеварительные железы. Материал данного конспекта можно разбить на два урока. На первом разобрать пищеварение в ротовой полости и желудке, на втором – пищеварение в кишечнике, всасывание и пищеварительные железы. На первом уроке желательно сжато объяснить весь материал в начале и в конце урока, это повторить и на втором уроке для лучшего усвоения материала.

Схема первая – Пищеварение в ротовой полости. В ротовой полости находится язык и зубы, в нее открываются протоки 3 парных крупных слюнных желез и множество мелких. Язык образован поперечно-полосатой мышечной тканью. На нем находится большое количество рецепторов. Строение рассказывает учитель, а функции языка и других органов выясняются в ходе беседы с учащимися. Затем идет разбор зубной формулы, сначала разбираются функции, а потом и строение зуба. Потом на основе схемы разбирается значение слюнных желез в пищеварении в ротовой полости. Можно начать объяснение с зубов, потом перейти к слюнным железам, а закончить языком и глотанием.

Пищеварение в желудке. Объяснение начинается со строения желудка. Как и весь пищеварительный тракт он образован 3 слоями : наружный соединительнотканный, средний – мышечный из гладких мышц, внутренний слизистый, состоящий из эпителия и соединительнотканной пластинки. Мощные кольцевые мышцы отделяют желудок от пищевода и двенадцатиперстной кишки. Далее объяснение по схеме. Железы желудка вырабатывают слизь, пепсиноген, соляную кислоту. Зачем? Выясняется в ходе беседы. Потом повторяется материал о регуляции отделения желудочного сока.

Пищеварение в кишечнике. На схеме показано пищеварение только в тонком кишечнике, по толстому кишечнику материал можно взять из учебника. В двенадцатиперстную кишку выделяется желчь печени для создания щелочной среды, поджелудочный сок из поджелудочной железы и кишечный сок. Он участвует в пристеночном пищеварении, а поджелудочный – внутриполостном.

Всасывание. На схеме показаны разные способы поглощения продуктов пищеварения. Глюкоза и аминокислоты сразу всасываются в кровь( почему?) , а из остатков глицерина и жирных кислот в эпителии ворсинок создаются жиры, свойственные данному организму, а потом они всасываются в лимфу.

Пищеварительные железы. На схеме показаны три важные функции печени: А) химическая лаборатория Б) барьерная В) выработка желчи, которая создает щелочную среду, усиливает всасывание в кишечнике, предотвращает гнилостные процессы в кишечнике, эмульгирует жиры. На схеме по поджелудочной железе указы внешне- и внутрисекреторные функции. За счет вырабатываемых гормонов происходят взаимопревращения гликогена и глюкозы


Опорный конспект "Пищеварение"
JPG / 827.92 Кб

Опубликовано в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.