12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
OksaTin27
Россия, Ставропольский край, Георгиевск
0

Использование потенциала социальных сетей для воспитания гражданской позиции школьника

Автор: Тинякова Оксана Александровна

Должность: учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №20 станицы Подгорной

Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №20 станицы Подгорной»

Ставропольский край, Георгиевский городской округ, станица Подгорная


Тема: Использование потенциала социальных сетей для воспитания гражданской позиции школьника


«Если друзья могут стать врагами, то и враги способны превратиться в друзей».

Джордж Рэймонд Ричард Мартин,

писатель фантаст


В мире стремительного развития коммуникационных технологий и переноса реальности, особенно важно не потерять моральные ориентиры в огромном разнообразии виртуальных ораторов. Социальные сети уже почти десятилетие занимают одну из главнейших позиций в повседневной жизни. Они стали неотъемлемой частью социализации человека и особенно ребенка. Паблики имеют большое влияние на становление юных личностей, совершающих самостоятельные шаги к проявлению личностных качеств.

Что же такое социальная сеть?

Социальные сети -  онлайн-платформы, которые люди используют для общения, создания социальных отношений с другими людьми, которые имеют схожие интересы или офлайн-связи. Если сказать более простым языком, то это ресурс, предназначенный для обеспечения взаимодействия между людьми, либо организациями в Интернете.

Социальные сети созданы для разных целей:

Общение они идеально подходят: для поиска старых друзей или родственников, с которыми давно прервалась связь;

поддержки общения с друзьями, родственниками или знакомыми;

знакомства с новыми людьми.

Удобство заключается в том, что все данные собраны в одном месте, внутри одного ресурса и можно за небольшое время узнать новости обо всех друзьях, рассказать о себе, найти интересующие товары или услуги.

Отдых. Современные социальные сети предоставляют множество возможностей для этого. Можно играть, прослушивать музыку, смотреть фильмы, смешные ролики и другое.

Создание виртуального представительства. Социальные сети используются не только частными лицами, но и компаниями. Наличие собственной страницы позволяет создать необходимый имидж, подать товар/услугу в выгодном свете, привлечь внимание к себе, показать значимость своей деятельности, поднять проблему, при необходимости.

Реклама. С того момента, как социальные сети стали общедоступными, их начали использовать как площадки для рекламы. И этот рынок постоянно увеличивается.

Образование. Это может быть как целенаправленное изучение определенных курсов или публикаций какого-либо человека, так и случайное, например прочтение статей, опубликованных каким-либо журналом, просмотр мастер-классов.

По данным опроса, проводимого в нашем образовательном учреждении – сельской школе, можно прийти к выводу, что социальные сети постоянно посещаются. Наиболее востребованной является сообщество ВК (42%), не менее занимая Instagramm (41%), Одноклассниками пользуются 17% опрошенных.

Социальные сети первоначально были созданы для преодоления границ в общении, однако сегодня они приобретают иной смысл и назначение. На современном этапе развития общества, общение в социальных сетях вышло на мировой уровень.

По результатам многих опросов и голосований, только 2% из общего числа пользователей никогда не заходили в социальные сети и толком не знают, что это такое. Среди остального населения 49% проводят в них от 5 до 10 часов в месяц, а 23% — 20 часов и более. Простой первичный анализ аккаунтов показал, что дети уже с 10-ти лет являются частыми посетителями на подобных сайтах, а люди от 18 до 25 лет проводят там более 7 часов в сутки. Действительно, сотни тысяч представителей юного поколения не представляют своей жизни без ежедневного посещения социальных сетей. Причем, зачастую, социальны сети интересны им тем, что они могут найти новых друзей, не испытывая смущения, которое сопровождает многих в реальной жизни. Сайты социальных сетей помогают молодым людям в самореализации. Там никто не знает кто ты на самом деле, ты можешь стать кем угодно, нет никаких условностей в общении, можно самовыражаться, высказывать свою точку зрения и находить сторонников своих идей и мыслей.

Эффективносить испозования социальные сетей в качестве инструмента формирования гражданской позиции, основывается на следующим факторах:

отсутствии формальных границ – социальная сеть является уникальной площадкой для проведения опросов и сбора мнений, причем независимых мнений, так как «мнимая» анонимность и ощущение отсутствия контроля, дают детям возможность и смелость высказать свою точку зрения

популярности в молодежной средеInstagram, TikTok, VK, Telegram. Очень трудно найти подростка, который не будет «скроллить» ленту данных платформ

открытость и доступность в качестве средства коммуникации – обязательная составляющая.

контроль – как упоминалось выше, влиять на молодые умы может каждый блогер, но не каждый из них способен показать наличие таких специфических морально-нравственных качеств как: гражданское мужество, смелость, честность, порядочность.

При разумном подходе к использованию ресурсов, предоставленных популярными социальными сетями, возможно, создать медиа площадку для трансляции идей необходимых для создания образа школьника с активной гражданской позицией. Но здесь необходимо учитывать современные тренды ведения социальных страничек, блогов и сообществ, чтобы привлечь целевую аудиторию – школьников.

Можно создать собственную группу или сейчас у каждой школы подтвержденные гос паблики, на основе которых может быть организовано «Обсуждение». Именно в обсуждении, закрепленном в группе, происходит высказывание полной и завершенной мысли. Таким образом, нам видится возможным поднятие острых социальных тем: «Что значит любить Родину?», «В чем сила России?», «Истинный и ложный патриотизм». Каждый воспитанник в удобное для него время на странице общего обсуждения может оставить свой аргументированный ответ, который будет уже более развернутым, чем в сообщениях. К ответу могут быть прикреплены  аудио-, фото- и видеоматериалы. Воспитателю необходимо подвести итоги группового обсуждения, резюмируя мнения всех участников группы, высказывая собственные суждения, подкреплённые разнообразными «культурными образцами».  

Группа предполагает ведение «Стены», представляющую собой хронологическую сводку публикаций администратора. Ресурс предоставляет возможность настроить публикации от лица «Администратора», то есть воспитателя, или ответственного ученика и в  этом случае «Стена» будет представлять собой целесообразно подобранный перечень информации, аудио- и видеоматериалов, призванных оказать позитивное воспитательное воздействие на подростков. Плюсы использования данной методики в том, что воспитанник сможет в любое удобное для него время вернуться к сообщению педагога, оценить его, сохранить его на «Стену» личной страницы. Вести группу может как сам педагог, так и активные желающие обучающиеся, это поможет наладить межличностное общение учениками в неформальной обстановке.

Учащиеся могут создать видеоматериалы на основе  видео фотосъёмки, оформляют свои работы, выкладывают на страницы сообщества и тем самым задают тренд для остальных обучающихся. Это значимо, так как формируется мировоззрение подрастающего поколения, патриотизм, развивается духовно-нравственная культура, толерантность,  милосердие.

Таким образом, можно выделить следующие положительные аспекты использования  социальных сетей в воспитательных целях:

индивидуализация процесса общения;

воспитатель и воспитанники преодолевают стереотипы стандартного стиля взаимодействия, что повышает коммуникативный интерес;

получение разноплановой полезной информации различными способами;

свободный обмен мнениями;

расширение опыта социальных контактов.

Совершенствуя методы и формы воспитания, мы чётко понимаем, что не в силах абсолютно избежать негативного влияния Интернета на личность ребёнка, но наша задача – научить их извлекать пользу от социальных сетей, задать вектор личностного развития и самовыражения.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.