12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Анна Любавина57
Россия, Татарстан респ., Казань
4

Научно-исследовательская работа «Использование приемов биоэнергопластики в речевом развитии детей дошкольного возраста речевыми нарушениями»

Варежки и перчатки могут не только согревать нас в холода, но и быть нашими верными друзьями.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен в становлении речи дошкольников. Овладение речевыми навыками сложный процесс, предполагающий согласованную деятельность многих областей головного мозга. 

В настоящее время наблюдается увеличение количества детей с речевой патологией. Нарушения речи весьма многообразны. На сегодняшний день более чем у 60 % детей логопедической группы нашего дошкольного учреждения наблюдается неврологическая симптоматика.

Так, детям с речевыми нарушениями невозможно в полной мере овладеть речевыми навыками без коррекционной помощи. К счастью, в логопедии существует немалое количество методов и приемов коррекции. Однако,  процесс формирования правильных речевых навыков достаточно длителен и монотонен, трудно бывает удержать интерес  детей. Это подталкивает к поиску новых интересных приемов. Работа с дошкольником непременно должна быть эмоциональной и разнообразной. В связи с этим, одной из актуальных задач в моей работе является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений.

Для повышения интереса к занятиям, формирования мотивации к занятиям, я в своей работе активно применяю биоэнергопластику. Ее автором является Ирина Курис, использующая биоэнергопластику,  как один из элементов психогимнастики. Биоэнергопластика - это  соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Использование биоэнергопластики значительно ускоряет коррекцию неправильно произносимых звуков, поскольку работающая ладонь значительно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

Важно помнить, что для обучения необходимо движение. И.П. Павлов отмечал, что любая мысль заканчивается движением. Элементы биоэнергопластики можно найти и в системах развития интеллекта методами кинезиологии.

Овладевают упражнениями биоэнергопластики дети постепенно под чутким руководством педагога. На первом этапе детей со стандартными упражнениями артикуляционной гимнастки, затем к упражнениям перед зеркалом можно подключать ведущую руку ребенка. Позже,когда движения освоены, рука ребенка движется плавно в соответствии с движениями органов артикуляции, то к работе подключается и вторая рука. Так, постепенно дети переходят к одновременному выполнению упражнений органами артикуляции и обоих рук.

v1664519039.jpg

/data/files/v1664519039.jpg (1920x1278) Как только ребенок справляется и с этой задачей, можем отходить от зрительной опоры – зеркала. Так, можно уже использовать упражнения биэнергопластики на групповых и подгрупповых формах работы.

Первоочередными в моей работе, как логопеда, являются направления по развиваю артикуляционной и мелкой моторики, однако приемы биоэнергопластики позволяют параллельно решать несколько задач: развитие артикуляционной моторики, мелкой моторики, нормализация звукопроизношения, развитие фонематических процессов, лексико-грамматических категорий, связной речи.

Учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста, биоэнергопластика позволяет визуализировать многие абстрактные понятия, такие как звук и артикуляция.

Для поддержания интереса детей в своей работе  я использую авторские сказки, игровые приемы с привлечением различных перчаточных кукол и персонажей. Одни и те же упражнения артикуляционной гимнастики применяются  во многих лексических темах под разными образами.

Так, оставаясь, в рамках одной лексической темы я и расширяю словарный запас, и отрабатываю с детьми грамматические категории, и развиваю артикуляционную  и тонкую моторику, и развиваю фонематические процессы и связную речь, используя авторские печаточные куклы.

Представляю Вашему вниманию перчатки на тему «Дикие животные», «Экзотические животные», «Музыкальные инструменты», «Птицы», «Времена года», «Народы мира». Перчаточный театр постоянно расширяется, дополняется новыми интересными играми и упражнениями.

i1664518170.jpg
Дикие животные
v1664518204.jpg
Экзотические животные
c1664518231.jpg
Музыкальные инструменты
x1664518252.jpg
Птицы
o1664518279.jpg
Времена года
o1664518317.jpg
Народы мира

Хочу отметить, что использование элементов биоэнергопластики, начиная с младшего и среднего дошкольного возраста, является эффективным способом пропедевтики речевых нарушений.

Таким образом, приемы биоэнергопластики являются перспективным направлением работы, которое может успешно использоваться с детьми, имеющими нарушения речи, а также для запуска речи и профилактики речевых нарушений.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.