12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лозинская Ольга Владимировна27

Использование схем при изучении видовременных форм глагола

Аннотация. Из-за больших различий в грамматике русского и английского языков, в частности, между видовременными формами глагола ученикам сложно порою понять, как правильно составлять английское предложение, как правильно писать и говорить. Использование грамматических схем сможет облегчить работу учителя, заинтересовать каждого учащегося и помочь ему без труда овладеть иностранным языком. Эти схемы – лёгкие для восприятия, поскольку имеют условные обозначения, существующие в русской грамматике.

Ключевые слова: схемы, времена глагола, разные типы предложений, средства формирования и развития языковой компетенции.

Актуальность проблемы. Во всех сферах нашей жизни постоянно происходят изменения. Это касается и системы образования, в частности, методики преподавания иностранного языка. Если раньше ведущую роль на уроке играл учитель, то сейчас нам нужно использовать такую методику преподавания и обучения, где сами бы ученики возглавили процесс освоения знаний. Учителям нужно только помочь пробудить желание к самостоятельной работе. Когда ребёнок понимает, что он всё может сам, это даст ему большую возможность для саморазвития, самовыражения и самореализации.

Цель статьи – познакомить коллег с использованием в своей работе грамматических схем, связанных с видовременными формами глагола. Достаточно долгий опыт работы и наблюдения, сделанные мною, показывают, что в практике преподавания иностранного языка и, в частности, обучения грамматике, есть несколько проблем:

1. Отсутствует система в обучении грамматики.

2. Наблюдаются трудности при построении высказывания, как устного, так и письменного.

3. Учебный материал при отсутствии системы забывается, а это влечёт за собой потерю интереса к предмету.

Схемы, которые я хочу предложить вашему вниманию, были придуманы мною, а затем апробированы на протяжении нескольких лет, и, можно сказать, что они значительно помогают при изучении английского языка.

Изложение основного материала.

Эти грамматические схемы касаются разных времён и конструкций глагола. Их можно легко понять и усвоить.

Лёгкость заключается в том, что материал можно поделить на логические части, которые повторяются во время изучения всех типов предложений (утвердительного, вопросительного, отрицательного). К тому же, как в русском языке проводится синтаксический разбор предложения, так и в английском используются те же подчёркивания (например, подлежащее – одной чертой, сказуемое – двумя и т.д.), что и в русском языке. А это очень облегчает понимание и запоминание правил при составлении английских предложений.

Обычно знакомство со схемами начинается ещё во 2-ом классе при изучении глагола to be. Хотя дети ещё не знакомы с понятиями подлежащее и сказуемое в родном языке, но они зрительно легко запоминают порядок слов в разных типах предложений (утвердительном, вопросительном, отрицательном).

Present Simple (to be)

. Iam_ _ _ _ _ _ _ .

? are you _ _ _ _ ?

-We (you, they)are not _ _ _ _ _ .

На основе этой схемы в дальнейшем происходит изучение конструкций

There is, there are

Вот примеры использования грамматических схем при изучении группы Simple.

Present Simple

. _______ __+s_(3 л. ед. ч.)__ _ _ _

? do (does) ________ ________ _ _ _ ?

- _______ do not_________ _ _ _

does not

(Кроме глагола to be и модальных глаголов)

Past Simple

.______ ___+ed (табл.)_ _ _ _

? did________ _________ _ _ _ ?

- _______ did not _________ _ _

FutureSimple

. ________ will глагол I форма _ _ _ _ _ _ .

? will ________ глагол І форма _ _ _ _ _ _?

_ ________ will not глагол І форма _ _ _ _ _.

Внимание!!!

Who will come to see you tomorrow?

Обязательное условие, на мой взгляд, - как можно больше тренировочных упражнений, сначала по каждому времени и схеме отдельно, а потом – по всем временам. Например, к схемам времён группы Simple можно предложить следующее упражнение:

Напишите слова в скобках в Present Simple, Past simple или Future Simple Tenses.

Last night I (have) a wonderful dream.

Peter (to be) one of my best friends.

She (like) to listen to music.

Next Sunday we (go) to Lugansk.

Yesterday they (clean) the classroom.

My parents (to be) at the theatre last Sunday.

He often (read) books in the evening.

We (to write) exercises every day.

Next week we (play) football.

My father (work) at school.

The children (watch) TV in the evening.

12. Last Tuesday we (have) 4 lessons.

Такие же схемы используются и при изучении видовременных форм глагола групп Continuous и Perfect.Перед этими грамматическими схемами даются формулы образования того или иного времени. Приведу примеры схем для группы Continuous.

Present Continuous

am, is,are + глагол +ing

. _______ (am, is,are )+ глагол+ing _ _ _ _ _ .

? (am, is,are) ______ +глагол+ing _ _ _ _ _ ?

_ _______ (am, is,are) not + глагол+ing _ _ _ _ _ .

Past Continuous

was, were + глагол +ing

. _______ (was, were)+глагол+ing _ _ _ _ _ .

? (was, were) ______ +глагол+ing _ _ _ _ _ ?

_ _______ (was, were) not + глагол+ing _ _ _ _ _ .

Future Continuous

shall, will +be + глагол +ing

. _______ shall (will) + be + глагол+ing _ _ _ _ _ .

? shall (will) ______ be + глагол+ing _ _ _ _ _ ?

_ _______ shall (will) not + be + глагол+ing _ _ _ _ _

Тренировочное упражнение может быть таким:

Задайте вопросы, начиная словами в скобках:

She was working in the garden when the thunderstorm started. (What…)

The scientists are working at solving the problem of environmental protection. (Who…)

We were celebrating Tom’s birthday at this time yesterday. (When…)

My friend is answering the teacher’s question now. (What…)

We will be going shopping from 2 till 4 p. m. (What…)

When you come Father will be fixing a shelf to the wall. (Who…)

Подобным образом создаются схемы-формулы при изучении, например, условных предложений пассивной формы глагола, согласования времён, разделительных вопросов и т.д.

Чтобы ещё облегчить изучение подобного грамматического материала, мною разработаны памятки-алгоритмы, которые помогают правильно строить английские предложения. Вот одна из них.

Памятка№1

Если вы переводите предложение с русского языка на английский, то:

1. Найдите в русском предложении подлежащее (кто? что?) и сказуемое (что делать).

2. Определите, в каком времени в русском языке стоит сказуемое.

3. Вспомните, какое это время в английском языке.

4. Обратите внимание на тип предложения (утвердительное, вопросительное, отрицательное).

5. Вспомните или посмотрите на схему этого времени и этого типа предложения.

6. Теперь переводите.

Фрагмент памятки №2

Если в русском языке:

Настоящее время

1. Present Simple – Действие происходит в общем (do/does)

2. Present Continuous – Действие происходит в момент говорения

(am, is, are + глагол + ing)

3. Present Perfect Continuous – (have/has been + глагол + ing)

Выводы.

Зная эти основные схемы, учащиеся успешно осваивают английские времена и могут самостоятельно построить предложение. Схемы являются одним из основных средств формирования и развития языковой компетенции. Они помогают активизировать процесс развития умений и навыков всех видов речевой деятельности. Системное использование таких схем помогает решать многие проблемы в обучении учащихся иностранному языку и повышает качество успеваемости учеников.

5


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.