12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Залилова Сажида Равильевна104
Я работаю учителем начальных классов в ГБОУ Бакалинская КШИ для обучающихся с ОВЗ
Россия, Башкирская респ., с.Бакалы

Использование средств ИКТ в обучении слабослышащих детей

Формирование познавательной активности в обучении детей с нарушением слуха – одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний происходит в процессе активной умственной деятельности. Использование информационно – коммуникативных технологий имеет особенно большое значение в системе обучения и социальной реабилитации детей с нарушением слуха, так как ведущий анализатор у них - зрительный.

В своей работе я активно применяем электронные средства обучения, компьютерные программы, позволяющие формировать положительную мотивацию учащихся к обучению. Кроме того, ИКТ – незаменимое средство для составления разноуровневых контрольных работ, тестов, карточек, таблиц и плакатов.

Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, в результате чего усвоение знаний становится более эффективным. Увеличиваются доступность и наглядность изложения учебного материала, а для слабослышащих детей зрительное восприятие играет значимую роль в процессе познания.

Внедряю в работу проектный, научно-исследовательский методы, способствующие формированию навыков у учащихся самостоятельной работы и работы в группе, а также позволяющие находить более эффективные формы и методы работы для развития метапредметных компетентостей.

Дt1651129149aa.jpgt1651129149ab.jpg ля того чтобы найти свое место в жизни, слабослышащим ребятам, также как и их слышащим сверстникам, необходимо двигаться вверх по лестнице к поставленным целям и мечтам, преодолевая ступень за ступенью. Одной из таких ступеней является и начальная школа.

t1651129149ac.jpg

         



   

Использование ИКТ на занятиях со слабослышащими открывает дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его "оживлением", представлением наглядно тех явлений, которые невозможно продемонстрировать иными способами, позволяет совмещать процедуры контроля и тренинга. Развитие психических процессов воспитанников с нарушенным слухом протекает с рядом особенностей: замедленное овладение речью, коммуникативный барьер и своеобразие развития познавательной сферы; сложность дефекта, которая выражается в трудностях ориентации, памяти.

      В связи с потерей слуховых ощущений особую роль приобретает зрительное восприятие. Зрительный анализатор ребенка с нарушенным слухом становится ведущим, главным в познании окружающего мира и в овладении речью. Зрительное восприятие у слабослышащих детей развито не хуже, чем у слышащих детей, а в ряде случаев даже лучше.

          Возможность полноценно проводить занятия с использованием ИКТ появилась, когда кабинеты были оснащены компьютерной техникой, появился класс с мультимедиа оборудованием. Для коррекции речи детей используются стандартные программы Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point, Microsoft Publisher, проигрыватель Windows Media, логопедический тренажер «Игры для Тигры».

Самостоятельно разрабатываю и использую презентации, отвечающие методическим требованиям к занятиям с обучающимися с нарушениями слуха. Это даёт возможность за короткий промежуток времени включить максимально возможное количество видов работы, сделать их красочными, насыщенными разнообразным иллюстративным материалом, а технические возможности самой программы Microsoft PowerPoint помогают педагогам поддерживать у своих обучающихся устойчивый интерес к занятиям по развитию слухового восприятия.

    Не всегда даже самое качественное техническое оснащение позволяет установить обратную связь на таком уровне, чтобы отследить все отклонения от нормы произношения. Иногда при использовании готовых программ визуализируется положительный результат при астигматизмах свистящих, шипящих и других недостатках произношения. В работе с компьютерными презентациями, услышав недостатки произношения, могу нажатием мыши компьютера остановить выполнение упражнения.

    Одной из актуальных задач формирования правильного произношения у слабослышащих обучающихся является усвоение ими длительного, экономного выдоха, характерного для нормальной речи. На начальном этапе обучения практикуются разнообразные игровые дыхательные упражнения, не связанные с речью. Цель этих упражнений – научить детей делать умеренно глубокий вдох с последующим достаточно сильным, экономным выдохом. Это необходимо для того, чтобы в дальнейшем дети могли достаточно громко и слитно произносить слова и фразы.

     В своей работе, развивая речевое дыхание обучающихся, применяю компьютерную презентацию, в которой используются такие игры, как: задувание свечей на торте; раздувание туч, закрывающих звездное небо; закатывание мяча в ворота; сдувание листьев с дерева (лепестков с цветка); раздувание опавших листьев, закрывающих рисунок и т.п. В этой презентации используется анимация, но не используется микрофон для обратной связи.

     Занятия с использованием компьютера проводятся в соответствии с гигиеническими требованиями к организации учебных занятий с использованием ИКТ, длительность занятий 5 – 10 минут (в зависимости от возраста и особенностей нервной системы ребенка, но не более 2 раз в неделю). На индивидуальных и групповых занятиях с детьми, имеющими нарушения слуха уточняются, формируются и закрепляются зрительно – пространственные ориентировки. В работе над звукопроизношением используются видеофильмы с артикуляционной гимнастикой, схемы и модели, презентации «Пение гласных», «Согласные согласились». Все это помогает приучить детей к наблюдениям за языком, повышает интерес к звуковой стороне речи, слову, его смысловому значению, что создает предпосылки для формирования фонематического восприятия.

Личный опыт работы со слабослышащими детьми показал, что компьютер не только способствует закреплению и уточнению знаний, но и повышает познавательную активность детей младшего возраста. 

        В начальных  II вида возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности.

        Для ребенка младшего возраста игра – это ведущая деятельность, в которой не только проявляется, но, прежде всего, формируется и развивается личность ребенка. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что развивающие мультимедийные презентации можно использовать как при групповой работе, так и при индивидуальной.

         Применение компьютера для обучения младших школьников с нарушениями слуха – это большая область проявления творческих способностей для всех, кто хочет и умеет работать, возможность понять сегодняшних детей, их запросы и интересы, кто любит детей и отдаёт им себя. Но, используя компьютер на уроках нельзя забывать и о том, что мы призваны не только научить ребёнка, но и сохранить его здоровье.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.