12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Вышинская Нина Ивановна2519 Люблю свою профессию. Рада, что могу передать свои знания, опыт молодому подрастающему поколению Россия, Новосибирская обл., Новосибирск Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Прибор, открывающий тайны»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
города Новосибирска «Лицей №113»
Календарно- тематическое планирование
внеурочной деятельности
«Прибор, открывающий тайны»
35 часов (1 час в неделю)
для 5-6 классов
Составитель:
Вышинская Н.И., учитель биологии высшей квалификационной категории
2017
Пояснительная записка
По программе В.В. Пасечника в пятом и шестом классах изучается курс Биология, который открывает серию нового поколения учебников, в основу которых положен системно- структурный подход, являющийся необходимым условием развивающего обучения. Авторы вводят учащихся в мир общих биологических понятий, где начинается их знакомство с миром микроскопических организмов, а значит, и с микроскопом. В последующих школьных курсах биологии работе учащихся с микроскопом уделяется значительное место. Есть лабораторные работы, предусматривающие рассматривание микропрепаратов во всех курсах (ботаника, зоология, анатомия, общая биология). Но, не смотря на это, навык использования этого увеличительного прибора формируется у учащихся с трудом. А работа с микроскопом требует сосредоточенности, спокойствия, терпения и усердия. Конечно, для того, чтобы рассмотреть микропрепарат, много времени не требуется. А вот для того, чтобы провести наблюдения, зарисовать, сравнить, необходимо довольно много времени и старательности. Поэтому, данный курс призван, не только познакомить учащихся с историей открытия увеличительных приборов, но и технике работы с ними, оформлению результатов исследования.
На занятиях рассматривается вклад учёных разных стран в изобретение и усовершенствование этого прибора, интересные страницы биографии этих учёных, а так же значительный объём практических работ, позволяющий формированию умений и навыков по изучению клеточного строения организмов различных систематических групп, технике приготовления простейших микропрепаратов растений и животных для их дальнейшего изучения. Большое внимание уделяется практической направленности данного факультатива. Учащиеся подробно изучат устройство светового микроскопа, научатся с ним работать, готовить временные микропрепараты, делать зарисовки. Каждый ученик сможет рассмотреть детально не только программные микропрепараты, но и те, которые интересуют именно его. На занятиях предполагается формирование первичных навыков научной работы, умение формулировать цели и задачи исследования, искать пути их достижения. Навыки индивидуальной и коллективной работы позволят более успешно заниматься учащимся не только на уроках биологии, но и на других занятиях.
Почти все занятия проходят в форме практических работ с максимальной задействованностью учащихся, что вызывает большой интерес их к данному курсу.
Также в данном курсе значительное количество видеозанятий, на которых дети в фильмах знакомятся со строением таких организмов, как дрожжи, простейшие, бактерии, вирусы и т.д., узнают их роль в природе и в жизни человека.
Формы и методы контроля знаний и умений:
- устная проверка, в результате которой я получаю информацию об уровне подготовки учащихся. Контроль сочетается с дальнейшим углублением и расширением знаний, их углублением и систематизацией. При этом ликвидируются пробелы в учебной подготовке школьников;
- письменные работы в виде развёрнутых ответов на отдельные вопросы;
- различные тестовые задания;
- индивидуальные практические работы.
Целью данного внеурочного курса является формирование знаний об истории открытия микроскопа и его совершенствовании и развития умений и навыков по технике приготовления микропрепаратов и строения различных организмов и тел неживой природы через вовлечение учащихся в научно-исследовательскую деятельность.
Задачи курса:
1.Познакомить учащихся с биографией учёных, сконструировавших микроскопы и интересными фактами из их жизни.
2. Закрепить и расширить навыки практической работы с микроскопом.
3. Сформировать и расширить умения по приготовлению простейших препаратов различных организмов.
4. Научить находить сходства и различия в строении клеток организмов разных систематических категорий.
5.Освоить технику консервации и окрашивания микропрепаратов.
6. Научить предъявлять результат исследования в форме презентации
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Предметные результаты:
- овладеют навыками практической и исследовательской работы,
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о живых и неживых объектах и явлениях как компонентах единого мира,
- овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе,
- приобретут целостный взгляд на мир;
- получат возможность осознать своё место в мире;
- познакомятся с разнообразными методами изучения природы,
- начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты,
- поиска информации в различных источниках информации, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и предъявлять небольшие презентациии.
Личностными результатами изучения данного курса являются:
- знание основных правил техники безопасности при работе с микроскопом и лабораторным оборудованием и ориентация на их выполнение;
- ориентация в многообразии организмов, нас окружающих;
- развитие умений планирования своей деятельности, умения делать выводы;
- умение работать в парах, в команде, индивидуально.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера, сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи.
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе, контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Формы организации занятий:
I. Общеинтеллектуальные:
-
Конкурсы, ролевые игры.
-
Разработка проектов к урокам.
II. Спортивно-оздоровительные:
-
Применение на занятиях игровых моментов, физкультминуток.
III. Социальные:
-
Беседы, ролевые игры, наблюдения, опыты.
-
Практикумы, конкурсы, сюжетно- ролевая игра, игра- путешествие.
-
Разработка проектов.
-
Сюжетно-ролевые игры.
Виды деятельности учащихся на занятии:
1) игровая деятельность;
2) научно-познавательная деятельность;
3) проблемно-ценностное общение;
4) проектная деятельность.
Литература:
для учителя:
1. Билай В.И. Победители невидимых,
2. Журнал Биология в школе №5 1993г.
3. Биологический эксперимент в школе. М, Просвещение, 1990.
4. Гончаров О.В. Лабораторный практикум по зоологии. Саратов, Лицей, 2002.
5. Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор «Биология» 3тома. Москва, «Мир», 1990
6. Интернет- источники
для учащихся:
дополнительная
1. Детская энциклопедия «Аванта- Плюс»
2. Детская энциклопедия под редакцией В.Ф. Натали; т.4.
3. Андреева Е «Невидимые друзья и враги»
4. Махлин М.Д., Солоницына Л.П. Аквариум в школе. М, Просвещение,1984.
5. Интернет- источники
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | сроки | Планируемые образовательные результаты | Форма и тип занятия | Оборудование | |||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||||||
I. История изучения клеточного строения организмов (3 ч) | ||||||||||||
1 | Роберт Гук и его первый микроскоп. Антоний Ван Левенгук и его открытия. | 9.09. | Учащиеся знают устройство увеличительных приборов, умеют работать с ними. | Познавательные: развивается умение проводить наблюдения, фиксировать и оформлять их результаты Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы. Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы | Познавательный мотив на основе интереса к работе с новым оборудованием и проведения простейших исследований | Видеоурок. Рассказ | Портреты учёных, моделей клеток разных царств | |||||
2 | Современные микроскопы, правила работы с ними. | 16.09. | Практическая работа № 1. Устройство и правила работы с увеличитель ными приборами. | Лупы, микроскопы разных моделей, видео, инструкции по правилам работы с микроскопом | ||||||||
3 | Клеточная теория Т. Шванна и М. Шлейдена. | 23.09. | Ролевая игра. Рассказ с эле ментами беседы, видео урок | Портреты учёных, презентация учителя | ||||||||
II. Виды препаратов и методика их приготовления (5 ч) | ||||||||||||
4 | Готовые и временные микропрепараты, их особенности. | 30.09. | Выделяют существенные признаки и различия препаратов. | Познавательные: развивается умение готовить микропрепараты, проводить наблюдения, фиксировать и оформлять их результаты Регулятивные: умение организовать выполнение заданий. Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы | Формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов, умение соблюдать дисциплину на занятии, уважительно относиться к другим | Практическая работа № 2. Рассматрива ние под микроскопом временных и постоянных микропрепаратов | Микроскопы, микропрепара ты, лаборатор ное оборудование | |||||
5 | Метод срезов раститель ных тканей. Клетки и ткани расте ний. | 7.10. | Учащиеся имеют представле ние о строении клетки; приобрели навык готовить микропрепараты, умеют рассмотривать их в микроскоп | Практическая работа № 3. Рассматривание временных микропрепа ратов органов растений | Микроскопы, готовые микропрепараты, лабораторное оборудование | |||||||
6 | Микроскопия в тёмном поле и люминесцен тная микроско пия. | 14.10. | Учащиеся имеют начальные представления о данных видах микропрепаратов | Видеоурок | Презентация учителя, видео. | |||||||
7 | Методика ок рашивания и консервации микропрепара тов. | 21.10. | Познавательный мотив на основе интереса к работе с новым оборудованием и проведения простейших исследований | Практическая работа № 4. Окрашенные микропрепа раты | Лабораторное оборудование | |||||||
8 | Эти непростые клетки чешуйки лука | 28.10. | Развиваются навыки приготовле ния микропрепаратов, изучения их под микроскопом и умения схематически изображать строение клетки в тетради. | Познавательные: умение оценивать информацию, выделять в ней главное, развиваются умения выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. | Практическая работа № 5. Изучение чешуйки лука | Микроскопы, готовые микропрепараты, лабораторное оборудование, луковицы лука | ||||||
III. Организмы под микроскопом (14ч) | 11.11. | |||||||||||
9 | Растения под микроскопом. | 11.11. | Определяют понятия «кожица листа», «устьица», « мякоть листа», «проводящий пучок». | Регулятивные: развитие навыков самооценки и самоанализа | Критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия; уметь слушать и слышать другое мнение. | Практическая работа № 6. Рассматрива ние готовых микропрепа ратов расте ний | Микроскопы, готовые микропрепараты, лабораторное оборудование | |||||
10 | Пластиды растений | 18.11. | Учащиеся имеют понятия о пластидах и хлоропластах, хромопластах, лейкопластах | Познавательные: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное, развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке и оформления ее результатов. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам | Практическая работа № 7. Изучение хлоропластов и хромоплас тов | Микроскопы, готовые микропрепараты, лабораторное оборудование, листья элодеи, морковь, плоды рябины, помидора | |||||
11 | Ткани растений | 25.11. | Учащиеся имеют первоначаль ные представ ления о тканях и выполняемых ими функциях. | Практическая работа № 8. Изучение органов цветкового растения под микроскопом | Микроскопы, готовые микропрепараты лабораторное оборудование | |||||||
12 | Дрожжи под микроскопом. | 2.12. | учащиеся знают строение плесневых грибов и дрожжей, их роль в природе и жизни человека | Практическая работа № 9. Рассматривание дрожжей под микроскопом | Микроскопы, готовые микропрепарат лабораторное оборудование, дрожжи | |||||||
13 | Плесневые грибы: их разнообразие. | 9.12. | Познавательные: Исследование, поиск и отбор информации, ее структурирование. Выбор критериев для сравнения Регулятивные: Определение последовательности действий при работе с микроскопом. Коммуникативные: Сотрудничество с учителем и учащимися. | Практическая работа № 10. Изучениение мукора и пеницилла. | Микроскопы, готовые микропрепараты, лабораторное оборудование. Мукор и пеницилл. | |||||||
14 | Простейшие под микроскопом. | 16.12. | Определяют понятия «простейшие», сравнивают простейших с растениями. Знакомятся с многообразием простейших | Учебное сотрудничество с учителем и одноклассника ми в приобретении новых знаний, Развитие любознательности, интереса к новым знаниям | Практическая работа № 11. Изучение простейших. | Микроскопы, готовые микропрепара ты простейших: инфузория, эвглена, сувойка и др. | ||||||
15 | Сверкающая радуга (рассматривание чешуек бабочек, обитающих в окрестностях города). | 23.12. | Определяют виды чешуек | Познавательные: поиск и отбор информации, ее структурирование, Выбор критериев для сравнения Регулятивные: Составление плана работы и определение последовательности действий c микроскопом. | Осознавать свои возможности в работе. Повышать интерес к получению новых знаний. Уважать себя и верить в успех других. | Практическая работа № 12. Рассматрива ние чешуек крыльев бабо чек под микро скопом. | Микроскопы, лабораторное оборудование, крылышки бабочек | |||||
16 | Крылья насекомых: мелодия уникальных архитектур ( на примере насекомых НСО) | 13.01. | Определяют типы построения конст рукций в природе | Познавательные: Исследование, поиск и отбор информации. Регулятивные: Составление плана лабораторной работы, прогнозирование результатов работы | Развивать любознательность, интерес к окружающему миру, осмысливать информацию. | Практическая работа № 13. Изучение крыльев насекомых под микроскопом. | Микроскопы, лабораторное оборудование, крылья пчелы, стрекозы, мухи, наездников и др. | |||||
17 | Насекомые под микро скопом | 20.01. | Изучают типы ко нечностей и рото вых аппаратов насекомых | Уметь реализовывать теоретические познания на практике | Практическая работа № 14. Рассматрива ние насекомых под микроскопом. | Микроскопы, готовые микропрепараты конечностей и ротовых аппаратов насекомых и др. | ||||||
18 | Чешуя рыб под микро Скопом (на примере речных рыб местной фауны) | 27.01. | Знакомятся с разно образием чешуй разных видов рыб | Практическая работа № 15. Рассматрива ние чешуи рыб под микроскопом. | Микроскопы, лабораторное оборудование, чешуя различных видов рыб | |||||||
19 | Невидимый мир обита телей аквариума (мир в капле воды) | 3.02. | Имеют представление о водорослях как представителях низших растений, их характерных признаках, об одноклеточных животных | Формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов, умение, уважительно относиться к собеседникам | Практическая работа № 16. Изуче ние микроми ра аквариума | Микроскопы, готовые микропрепараты, аквариумы | ||||||
20 | Наблюдение за живыми объектами | 10.02. | Практическая Работа № 17. Изучение жи вых объектов. | Живые объекты: мухи, тараканы, пауки. Лабораторное оборудование. Видеофрагменты | ||||||||
21 | Выбор темы проекта, постановка целей и задач | 17.02. | Имеют представле ние об этапах исследовательской деятельности | Коммуникативные: Сотрудничество с учителем и учащимися | Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям | Рассказ с элементами беседы | Образцы работ | |||||
22 | Из чего мы состоим? | 24.02. | Расширяют знания о строении собствен ного тела | Практическая работа № 18. Изучение волоса, ногтей, зубного налёта под микроскопом | Микроскопы, готовые микропрепараты, лабораторное оборудование. Видеофрагменты | |||||||
IV. Мир вокруг нас (5ч) | ||||||||||||
23 | Продукты питания под микроскопом | 3.03 | Изучают пищевые продукты, их со став, примеси | Познавательные: Исследование, поиск и отбор информации. Регулятивные: умение организовать свою деятельность. Коммуникативные умение работать в груп пах. | Обосновывать необходимость использования полученных знаний в жизни. | Практическая работа№ 19. Наша пища- взгляд со сто роны… | Хлеб из пшеницы и ржи, картофель, колбаса, яблоки | |||||
24 | Мёд: остерегайтесь подделка! | 10.03. | Практическая Работа № 20. Мёд под мик роскопом. | Микроскопы, лабораторное оборудование Образцы мёда, йод, крахмал, мука | ||||||||
25 | Кристаллы | 17.03. | Осознавать свои интересы и потребности. | Практическая работа № 21. Соль и сахар- игра граней. | Микроскопы, лабораторное оборудование, соль, сахар, ванилин, лимонная кислота | |||||||
26 | Одежда, о чём она может рассказать… | 23.03. | Знакомятся с соста вом волокон | Практическая работа № 22. Изучение волокон одежды под микроскопом | Микроскопы. Волокна льна, шерсть, вата, коробочки хлопчатника, трикотаж | |||||||
27 | Секреты домашней пыли | 7.04. | Получают элемен тарные знания о составе пыли в предметах быта, ги гиене своего тела | Практическая работа № 23. Клещи домовой пыли. | Микроскопы, Образцы пыли из ковров, паласов, подушек. | |||||||
V. Обобщение (1ч) | ||||||||||||
28 | Мир невидимый и интересный | 14.04. | Обобщают полу ченные теретические и практические знания и умения | Осознавать свои интересы, извлекать материал, имеющий отношение к своим интересам. | Круглый стол | Фотографии объектов под микроскопом | ||||||
Vi. Творческие отчёты учащихся по их индивидуальным исследованиям (6 ч) | ||||||||||||
29 | Анализ информации, собранной в различных источниках информации | 21.04. | Регулятивные: Строить сообщения, проекты в устной и письменной форме; предъявлять презентацию своей работы; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Коммуникативные: Сотрудничать с собеседниками | Обосновывают необходимость использования полученных знаний в жизни | Работа с источ никами инфор мации | Источники информации; книги, научные статьи, интернет- источники | ||||||
30 | Растения под микроскопом | 28.04 | Творческие от чёты- презен тации. | Творческие отчёты учащихся, презентации
| ||||||||
31 | Животные под микроскопом | 5.05. | ||||||||||
32 | Человек в поле зрения микроскопа | 12.05. | ||||||||||
33 | Наши друзья и враги: их надо знать в «лицо» | 19.05. | ||||||||||
34 | Неживая природа под микроскопом | 26.05. | ||||||||||
VII. Итоговое занятие (1 ч). | ||||||||||||
35 | Выставка идей | 2.06. | сформированы первоначальные представления о единстве живых организмов | Коммуникативные: Сотрудничать с собеседниками/ Регулятивные: Строить сообщения; предъявлять презентацию своей работы. | Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве с учителем и со сверстниками | Конкурс работ учащихся | Выставка газет, моделей, поделок, коллажи |