12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Артеменко Елена Николаевна93259 Работаю в коррекционной школе-интернате, педагогический стаж 27 лет, учитель начальных классов, учитель рисования, воспитатель, классный руководитель, имею высшую квалификационную категорию, руководитель МО начальных классов. Россия, Ростовская обл., г.Красный Сулин Материал размещён в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида» |
Календарно-тематическое планирование по развитию устной речи, 3 класс
№ | Содержательные линии | Кол – во часов | ТСО наглядность | Словарь /Развитие устной речи | Коррекционно- развивающие задачи |
1 четверть – 18ч. | |||||
1 | Осенняя экскурсия. | 2 | небо, листья листопад, птицы. составлять рассказ о наблюдениях в природе. | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в узнавании и различении. Развитие связной монологической речи при описании погоды. | |
2 | Труд людей осенью. | 2 | Сюжетные и предметные картинки, загадки о профессиях. | сентябрь, сад, огород, овощи , фрукты, уборка, урожай, убирать, выкапывать, консервировать. Составлять предложения, рассказ по картинкам. | Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно – следственных связей. |
3 | Овощи: картофель, капуста. | 2 | муляжи, опорные картинки, овощи (натуральные образцы). | картофель, вершки, корешки, огород, кочан, кочерыжка. Составлять описательный рассказ по картинкам. | Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе. Развитие монологической речи при описании овощей. |
4 | Овощи: свёкла, горох. | 2 | картинки, муляжи, натуральные образцы овощей. | ботва, корень, плод, листья, горошина, стручок, стебель. Разучивание чистоговорок. | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. |
5 | Бахчевые культуры: арбуз, дыня. | 2 | натуральные образцы, картинки, пазлы. | ароматный, сладкий, красный, жёлтый, круглый, овальный, гладкий. | Коррекция внимания, развитие речи при описании бахчевых культур. |
6 | Ягоды: малина, земляника. | 2 | картинки, муляжи, крестовина. | сад, лес, полянка, куст, урожай, варенье, компот. Чтение стихотворений. | Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе. Развитие монологической речи при описании ягод. |
7 | Растения на клумбах: астры, ноготки. | 2 | гербарий, открытки, карточки, картинки. | растение, клумба, корень, стебель, листья, бутон, лепесток. Составление рассказа по плану. | Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении. |
8 | Золотая осень. | 2 | картина «Золотая осень», картинки, рисунки. | листопад, дождь, отлёт, день, ночь, тепло, холод, температура, спячка, звери, птицы. Составление сюжетного рассказа по картинкам. | Коррекция внимания, развитие речи при описании погоды и сезонных изменениях в природе. |
9 | Лиственные деревья. | 2 | гербарий, картинки, карточки. | лес, роща, дерево, дубрава, дуб, корни, ствол, кора, ветви, листья, почки. Составление описательного рассказа. | Коррекция внимания при описании и различении разных видов лиственных деревьев. |
2 четверть – 14ч. | |||||
1 | Сезонные изменения в природе. | 2 | календарь природы. таблица «Дикие животные», картинки | зима, линька, зимовать, сбрасывать, запасать | Коррекция внимания и восприятия при работе с календарем природы, развитие речи при описании погоды |
2 | Транспорт. Наземный транспорт. | 2 | таблица «Виды транспорта», сюжетные картинки по теме | автобус, троллейбус, трамвай, такси, метро, фура | Коррекция мышления на основе упражнения по правилам дорожного движения |
3 | Посуда. Виды посуды. | 2 | посуда, картинки с изображениями разных видов посуды, раскраски | нож, вилка, чашка, ложка, тарелка, блюдце, кастрюля | Коррекция мышления на основе упражнений в классификации |
4 | Декабрь – первый месяц зимы ( экскурсия) | 2 | снег, лёд, холод, вьюга, гололед, метель, снегопад | Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении | |
5 | Одежда. Сезонная одежда. | 2 | таблица с разными видами одежды, сюжетные картинки. | пальто, шуба, шапка, шарф, платье, куртка, носки | Коррекция внимания на основе упражнений на описание и сравнение разной одежды, коррекция зрительной памяти |
6 | Обувь и уход за ней. Виды обуви. | 2 | картинки с изображением различной обуви, сюжетные картинки | ботинки, сапоги, сандалии, кожаные, тряпочные, резиновые | Коррекция внимания на основе упражнений на описание, сравнение разных видов обуви. Развитие связной речи. |
7 | Зимние забавы детей. | 2 | картинки с разными видами отдыха зимой | коньки, лыжи, санки, снежок, хоккей, спорт, радость | Коррекция мышления на основе установления причинно-следственных связей |
3 четверть – 20 ч | |||||
1 | Сезонные изменения в природе. | 1 | сюжетные картинки | зима, улица, холод, лёд, снег, гололёд, песок | Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении |
2 | Зимующие птицы: снегирь, синица. | 2 | картинки, открытки, таблица «Зимующие птицы» | зима, голод, холод, корм, подкормка, кормушка | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и различении |
3 | Перелетные птицы: грач и скворец. | 2 | картинки, открытки, таблица «Перелетные птицы» | грач, клюв, оперенье, санитар, птенец, скворчонок, яйца | Коррекция мышления на основе упражнений в классификации. Развитие связной речи при составлении рассказа – описания. |
4 | Домашние птицы: курица, утка | 2 | картинки, открытки, таблица «Домашние птицы» | петух, курица, цыпленок, курятник, насест, шпора, селезень, утка, утенок, перепонка, «птичий двор» | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и различении. |
5 | Сезонные изменения в природе. Январь (экскурсия) | 1 | январь, зима, метель, снег, месяц, гололед | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в узнавании и различении | |
6 | Февральские приметы | 2 | сюжетные картинки зимней природы | уборка снега, холод, игры, гололед, заносы, вьюга, пурга, снегопад | Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении |
7 | Зима – время года. Труд людей города и села зимой. | 2 | картинки зимних пейзажей, сюжетные картинки | машины, ремонт, снегозадержание, уборка | Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении |
8 | Домашние животные: коза, овца | 2 | картинки, карточки, таблица «Домашние животные» | коза, козел, козленок, овца, баран, ягненок, голова, морда, уши, лапы, рога, шерсть, хвост | Развитие связной речи при описании изучаемого объекта. Коррекция мышления. |
9 | Дикие животные: ёж, медведь | 2 | картинки, таблица «Дикие животные», раскраски | ёж, ежиха, ежонок, иголки, нора, медведь, медведица, медвежонок, лес, берлога | Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении |
10 | Растения и животные весной. (экскурсия) | 2 | весна, оттепель, птицы, растения, животные, свежесть | Коррекция внимания и зрительной памяти, развитие речи | |
11 | Март – весенний месяц. | 2 | сюжетные картинки, картины русских авторов о весне | погода, дни, весна, солнце, небо, проталины составлять рассказ основываясь на свои наблюдения. | Коррекция внимания на основе упражнений с сюжетными картинками, развитие речи при описании по картине |
4 четверть – 18 ч | |||||
1 | Комнатные растения: герань, традесканция. | 2 | картинки, открытки, комнатные растения | вода, воздух, солнце, земля, отросток, горшок, лейка, герань, традесканция | Коррекция внимания на основе практических упражнений в уходе за растениями |
2 | Раннецветущие растения: подснежник. Красная книга | 2 | красная книга, гербарий, открытки, картинки | цветы, подснежник, мать-и-мачеха чтение рассказов о растения, которые занесены в Красную книгу. | Коррекция внимания при описании и различении раннецветущих растений |
3 | Насекомые: муравей. | 2 | коллекция насекомых, открытки, картинки, пазлы | голова, усы, лапки, кокон, куколка, польза, корм, муравейник | Коррекция мышления на основе упражнений в классификации. |
4 | Насекомые: муха. | 2 | коллекция насекомых, открытки, картинки, пазлы | вред, крылья, корм, вредное, надоедливое, летающее | Коррекция мышления на основе упражнений в классификации. |
5 | Разнообразие животного мира. Охрана животных. | 2 | выставка рисунков, энциклопедия, таблица «Животные» | звери, птицы, насекомые, охранять, остерегаться, беречь | Коррекция мышления, развитие связной речи |
6 | Экология воздуха и охрана окружающей среды | 2 | картинки с изображением природы | кислород, воздух, загрязнение, охрана, экология, болезни, гибель, сохранение, «легкие планеты» отвечать полными ответами на поставленные вопросы | Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей. |
7 | Охрана здоровья. Мой организм и органы чувств и зрения | 2 | сюжетные картинки, таблица с изображением органов чувств и зрения | здоровье, части тела, зрение, слух, обоняние, слепота, глаза, белок, зрачок, роговица | Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей. |
8 | Органы слуха и обоняния. | 2 | сюжетные картинки, таблица с изображением органов слуха и обоняния | ухо, слух, громкость, глухота, нос, запах, насморк, обоняние | Коррекция мышления на основе упражнений в умозаключении |
9 | Орган осязания. Зубы. | 2 | сюжетные картинки, таблица с изображением зубов | язык, вкус, осязание, орган | Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей. |