12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Вологжина Надежда Дмитриевна984
Россия, Иркутская обл., Иркутск
Материал размещён в группе «Коррекционная педагогика»


Тема: Умей общаться со всеми и всегда.

Цель: показать значимость общения в жизни людей; дать возможность оценить уровень своей общительности и разобраться в себе с целью коррекции своего поведения в процессе общения; развивать культуру общения и коммуникативные навыки учащихся; воспитывать этические нормы бесконфликтного общения.

Оборудование: ММС, презентация, анкеты, круги, блюдо с языками

Ход занятия:

I. Приветствие.

- Предлагаю поздороваться с каждым из класса за руку и при этом сказать: «Добрый день! Как дела?» Освобождать руку от приветствия можно лишь после того, как участник начинает здороваться со следующим членом класса.

II. Вступительная часть. Сообщение темы.

«Самая великая роскошь на свете — это роскошь человеческого общения»

                                                  Антуан Сент Экзюпери

«Для того, чтобы жить среди людей и добиваться от них того, что вам надо, нужно уметь общаться с ними».

                                                                              Д.Карнеги, американский психолог.

- Как вы понимаете эти высказывания?

- Скажите, пожалуйста, без чего человек не может прожить, живя среди людей?

- Сегодня мы поговорим о значимости общения в жизни людей, оценим уровень вашей общительности и познакомимся с нормами бесконфликтного общения. Тема классного часа: «Умей общаться со всеми и всегда».

II. Основная часть.

1. Понятие общения.

- Что такое «общение»?

Общение – это взаимные отношения, деловая или дружеская связь.

- Что значит «общаться»?

Общаться - поддерживать общение, взаимные отношения.

2. Круг общения.

Упражнение «Мой круг общения»

- Потребность в общении испытывает каждый человек. С кем вы общаетесь?

- В каждой доле круга напишите тех, с кем вы общаетесь. Выделите ярким цветом те, которые обозначают более активное общение.

3. Виды общения.

- Человек – существо общительное. Он постоянно находится в разнообразных отношениях с другими людьми, а значит, вступает с ними в общение. Общение бывает разным:

* Социально приемлемое общение

- Общаются люди, имеющие общие интересы: музыка, танцы, спорт, чтение художественной литературы, театр, филателия, рыбалка и.т.д.

* Социально неприемлемое общение

- У некоторых людей есть и другие интересы, которые их объединяют, являются общими. Например, вредные привычки: курение, алкоголь, воровство

* Деловое общение

- Общение людей, имеющих разные интересы, но выполняющих какое- то общее для всех дело: учитель – ученик; директор – учитель; мастер – рабочий

* Личностное общение (друзья, знакомые, родственники)

- Чем дружеское общение отличается от делового общения?

- У нас в классе какое общение преобладает?

- Во время уроков общение деловое, а на переменах и во внеурочное время, в основном, дружеское.

4. Средства общения

Язык, как средство общения.

- Что же является главным средством общения в человеческом обществе? (Это наш язык и наша речь)

- Что такое «язык»?

Язык – это исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, обеспечивающая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.

- Что принято понимать под речью?

Речь – конкретное говорение, происходящее в звуковой или письменной форме. Процесс говорения, речевая деятельность.

Жест, как средство общения.

- Что еще помогает людям общаться? (Жест, мимика)

- Как общаются люди, которые не умеют говорить?

- Важным элементом в общении являются жесты.

Жест – движение рукой или другое телодвижение, выражающее или сопровождающее речь.

- Мы с вами каждый день пользуемся языком жестов.

Мимика, как средство общения.

- Часто при разговоре люди изменяют выражение лица, показывая удивление, радость, злость. Какое средство общения они используют?

Мимика – движения лица, выражающие внутреннее состояние человека.

5. Правила общения

- Посмотрите сценку и скажите, о каком средстве общения идет речь.

В Древней Греции жил знаменитый баснописец Эзоп, который был рабом у царя Ксанфа. Однажды Ксанф позвал к себе Эзопа.

Ксанф: Эзоп, у меня будут обедать друзья. Ты должен приготовить на обед самое лучшее кушанье, что есть на свете.

(Эзоп уходит и возвращается с блюдом и языками на нем)

Эзоп: Я купил свиных языков, поджарил и предложу их твоим гостям.

Ксанф: Почему ты считаешь это дешевое угощение самым лучшим?

Эзоп: Что на свете может быть лучше языка? Без языка в этом мире ничего не совершить: не попросишь, не купишь, не продашь, не прочитаешь. С помощью языка люди объясняются друг с другом, получают знания, приветствуют друг друга, мирятся, объясняются в любви.

(Уходят и появляются вновь)

Ксанф: А сегодня приготовь самое худшее, что только можно придумать.

(Эзоп уходит и возвращается с блюдом и языками на нем)

Эзоп: Я купил свиных языков, поджарил и предложу их твоим гостям.

Ксанф: Вчера ты утверждал, что язык ‒ самое лучшее, что есть на этом свете. А сегодня ты говоришь, что нет ничего хуже.

Эзоп: Это так, хозяин. Что может быть хуже языка? Он начинает ссоры, обманывает, оскорбляет. Он причина драк и войн. Из-за него гибнут люди.

- Почему язык можно назвать другом и врагом?

- Нашим языком, его словами и речами одним людям мы говорим что-то хорошее, хвалим, а другим – наносим обиду, оскорбляем, унижаем. Думайте, прежде чем сказать человеку что-то плохое.

- Какие пословицы и поговорки о речи и слове вы знаете?

Пословицы о слове и речи

Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.

Доброе слово железные ворота отопрет.

В добрый час молвить, а в худой – промолчать.

Лишнее говорить – себе вредить.

Слово жжет сильнее огня.

Умей вовремя сказать, вовремя смолчать.

- Как вы думаете, какие качества человека помогают общению, а какие – усложняют его: ♦ доброта

открытость

подозрительность

внимание

душевность

грубость

тактичность

зависть

лживость

порядочность

честность

доверие

- Говорил ли вам кто-нибудь вам слова «Я не хочу с тобой общаться»?

- Как вы на них реагировали?

- А как сделать наше общение приятным? Я предлагаю вам запомнить правила общения в воспитанном обществе и пользоваться ими в нашем коллективе.

Правила общения:

* Должно быть желание разговаривать

* Смотреть в глаза собеседнику

* Правильно строить фразы

* Говорить четко, не торопясь

* Соблюдать правильное произношение слов и ударение в словах

* Соблюдать в разговоре нормы литературного языка, не засоряет свою речь словами-паразитами («того», «типа», «короче» …)

* Вести разговор с собеседником вежливо и ровным голосом

* Не кричать

* Уважать своего собеседника

* Быть тактичным

* Выслушивать другого человека, не надо перебивать или прерывать собеседника

* Интонация не должна быть оскорбительной или обидной для другого человека

* Не принижать достоинства человека, не ставить его в неловкое положение

* Стремиться к взаимопониманию

- Как вы думаете, с вами приятно общаться?

- Узнать о себе самих вам поможет тест.

Тест «Умею ли я общаться?»

Ты любишь больше слушать или говорить?

Ты всегда можешь найти тему для разговора даже с незнакомым человеком?

Ты всегда внимательно слушаешь собеседника?

Ты обижаешься, когда тебя не слушают?

Умеешь ли ты задавать собеседнику вопросы?

Ты можешь сказать собеседнику плохое слово, обидеть его?

Всегда ли ты правильно высказываешь свои мысли?

Ты можешь сказать собеседнику плохое слово, обидеть его?

Всегда ли ты выслушиваешь другого человека, не перебивая его?

Ты всегда понимаешь собеседника?

- Как вы думаете, умение общаться приходит само или ему необходимо учиться?

- Человек учиться чему-то всю свою жизнь. Все могут научиться общаться, но для этого необходимо:

* понять с кем вы общаетесь, уметь разбираться в людях

* эмоционально правильно откликаться на состояние людей и их поведение

* выбрать соответствующий способ обращения к человеку

- Запомните золотое правило общения: всегда поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали с тобой.

III. Итог

- Мне хочется закончить нашу встречу словами Булата Окуджавы:

Давайте понимать друг друга с полуслова, чтоб ошибившись раз, не ошибаться снова

- Затронули вас проблемы, о которых мы говорили?

- Кто услышал что-то полезное для себя?

- Над чем вы задумаетесь после классного часа?

- Можно считать наш разговор ещё одним, пусть небольшим шагом к вашей самостоятельности, адаптации к жизни?


Опубликовано в группе «Коррекционная педагогика»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.