Конспект фронтального занятия по дифференциации звуков по теме «Звуки [в] - [ф]. Буквы В-Ф. Одежда, обувь»
Конспект фронтального занятия по дифференциации звуков.
Тема: «Звуки [В] – [Ф]. Буквы В – Ф. Одежда и обувь».
Цель: Дифференциация звуков [В] – [Ф] в слогах, в словах.
Задачи:
обучающие: закрепление знаний о механизмах организации звуков; закрепление
знаний характеристики звуков; закрепление понятий звук, слово; закрепление
умения образовывать прилагательные от существительных; активизация
словарного запаса на речевом материале лексической темы «Одежда и обувь».
развивающие: развитие артикуляционных мышц; развитие логического мышления;
развитие зрительного восприятия; развитие фонематического анализа и синтеза.
воспитательные: воспитание интереса к занятию; формирование усидчивости.
коррекционные: формирование правильного артикуляционного уклада звуков [В] –
[Ф]; формирование правильного произношения звуков [В] – [Ф]; закрепление
отличительных параметров (артикуляционных, акустических) звуков[В] – [Ф];
закрепление оптического образа букв В, Ф.
Оборудование: зеркала, картинный материал по лексической теме «Одежда и обувь», звуковая таблица, буквы В, Ф, индивидуальные карточки с рельефными буквами В, Ф,
Индивидуальный раздаточный материал (сачок, бабочки), настенный материал для занятий «Цветочная полянка» (определение позиции звука); образцы ткани.
Речевой материал:
- существительные: кафтан;
- прилагательные: ситцевый, шелковый, трикотажный, шерстяной, джинсовый.
Ход занятия
Этапы |
Время |
Деятельность логопеда |
Деятельность детей |
Орг. момент |
Здравствуйте ребята! - Посмотрите, пожалуйста, на предметы, которые лежат на столе, скажите, чем мы сегодня будем заниматься? На столах у детей приготовлены: тетради, ручки, зеркала. - Правильно, сегодня мы будем говорить о звуках. А для того, чтобы наши органы речи правильно и четко выговаривали звуки, мы сделаем гимнастику. |
Здравствуйте! - Сегодня мы будем говорить о звуках и буквах.
|
|
Артикуляционная гимнастика |
- Ребята, возьмите зеркала. - Нашли себя в зеркале? - Сначала вы смотрите, как я выполняю упражнение, а затем выполняете его сами. Губы: сделали улыбку. А теперь слегка покусали нижнюю губу зубками Язык: «Лопаточка». Открыли ротик, положили плоский язычок на нижнюю губу. А теперь спрятали язычок за нижние зубки, язычок упирается. Сейчас чистим нижние зубки. Вдохнули через носик и гудим как пылесос. Еще раз сделали вдох через носик и задуем свечку. Молодцы! Закончили, убрали зеркала в сторону. |
- Да. Дети выполняют артикуляционную гимнастику. - В – в – в.
- Ф – ф – ф. |
|
Сообщение темы занятия |
Логопед выставляет картинки: 1. Картина «Зима». - Ребята, посмотрите внимательно на картину и скажите какое время года за окном? - Смотрите, Вова (логопед показывает картинку, на которой изображен мальчик) собирался на улицу и забыл кое-что надеть. На доске находятся картинки: валенки, варежки, шарф, туфли, футболка, сарафан. - Ребята, посмотрите на доску и скажите, что забыл надеть Вова. - Молодцы! Логопед перемещает картинки в сторону зимнего пейзажа. 2. Картина «Лето». - Ребята, посмотрите внимательно на картину и скажите какое время года за окном? - Смотрите, Валя (логопед показывает картинку, на которой изображена девочка) собиралась на улицу и забыла кое-что надеть. Что забыла надеть Валя? - Молодцы! Логопед перемещает картинки в сторону летнего пейзажа. - А что же забыл надеть Вова (логопед показывает картинку, на которой изображен мальчик)? - Молодцы! Логопед перемещает картинки в сторону летнего пейзажа. - А что же нарисовано на этих картинках (логопед показывает на каждую картинку)? - Как все это можно назвать общим словом? - Скажите, что общего в этих словах: шарф, футболка, сарафан, туфли? Какой звук повторяется? - Какой звук повторяется в словах: валенки и варежки? - Правильно!
- Сегодня на занятии мы будем говорить о звуках [В], [Ф], о буквах В, Ф. А также о одежде и обуви. |
- За окном зима. - Вова забыл одеть шарф, валенки и варежки. - За окном лето. - Валя забыла надеть сарафан и туфли. - Вова забыл надеть футболку. Дети называют. - На картинках нарисованы одежда и обувь. - Повторяется звук [Ф].
- Повторяется звук [В].
|
|
Произношение звука в изолированном виде |
- Ребята, послушайте, (произносит звук [в]) этот звук похож на гул ветра. Давайте все вместе произнесем звук [В], устроим завывание настоящего ветра! - А теперь произнесем звук [Ф], словно задуваем свечу. Логопед просит 2 – 3 человек сначала произнести звук [В], а затем звук [Ф]. Логопед просит каждого ребенка произнести звук [В], затем звук [Ф]. Ребята, звук [В] – хитрый звук. Когда мы произносим звук [В] шепотом, он прячется. Давайте произнесем звук [В] шепотом. Какой звук слышится, когда произносим [В] шепотом? |
Все дети произносят звук [В]. Дети произносят. Дети произносят. Дети произносят. Дети произносят. - Когда произносим звук [В] шепотом, слышится звук [Ф]. |
|
Анализ артикуляции звука |
- Для того чтобы правильно и красиво произносить звуки [В] и [Ф], мы должны знать как же они образуются. И сейчас мы попытаемся это узнать. Ребята, взяли зеркала. Нашли себя в зеркале. - При произношении звука [В] в каком положении находятся губы? - При произношении звука [В] в каком положении находятся зубы?
- При произношении звука [В] язык находится вверху или внизу? - Воздушная струя при произношении звука [В] длинная или прерывистая? - Когда произносим звук [В] голосовые складки работают или не работают?
- А теперь произнесем звук [Ф]. - При произношении звука [Ф] губы находятся в улыбке или округлены? - При произношении звука [Ф] в каком положении находятся зубы?
- При произношении звука [Ф] язык находится вверху или внизу? - При произношении звука [Ф] воздушная струя длинная или прерывистая? - А когда произносим звук [Ф] голосовые складки работают или не работают? - Молодцы!
- А теперь сравним эти звуки. - При произношении звуков [В], [Ф], губы находятся в одинаковом положении или в разном? - А зубы находятся в одинаковом положении или разном?
- При произношении звуков [В], [Ф], язык находятся в одинаковом положении или в разном? - А воздушная струя?
- При произношении звуков [В] и [Ф] отличается ли работа голосовых складок? - А в чем же отличие этих звуков? Работой чего они отличаются? - Молодцы! |
- При произношении звука [В] губы в улыбке. - При произношении звука [В] верхние зубы касаются нижней губы. - При произношении звука [В] язык находится внизу. - При произношении звука [В] воздушная струя прерывистая. - При произношении звука [В] голосовые складки работают. Дети произносят. - При произношении звука [Ф] губы в улыбке. - При произношении звука [Ф] верхние зубы касаются нижней губы. - При произношении звука [Ф] язык находится внизу. - При произношении звука [Ф] воздушная струя прерывистая. - При произношении звука [Ф] голосовые складки не работают.
- При произношении звуков [В], [Ф], губы находятся в одинаковом положении. - При произношении звуков [В], [Ф], зубы находятся в одинаковом положении. - При произношении звуков [В] и [Ф], язык находятся в одинаковом положении. - При произношении звуков [В] и [Ф] воздушная струя одинаковая. - При произношении звука [В] голосовые складки работают, а когда произносим звук [Ф], голосовые складки не работают. - Звуки [В], [Ф] отличаются работой голосовых складок. |
|
Характеристика звука |
- Ребята, теперь мы знаем, как образуются звуки [В] и [Ф], а также знаем, чем они отличаются. А сейчас давайте охарактеризуем эти звуки. Произнесите звук [В]. - Звук [В] какой: гласный или согласный? - Почему вы думаете, что этот звук согласный? - А какую преграду встречает воздушная струя? - Звук [В] звонкий или глухой? - Звук [В] твердый или мягкий?
- А теперь охарактеризуем звук [Ф]. - Звук [Ф] какой: гласный или согласный? - Почему? - А какую преграду встречает воздушная струя? - Звук [Ф] звонкий или глухой? - Звук [Ф] твердый или мягкий? - Ребята, а чем же отличаются эти звуки? Сейчас мы их сравним. - Эти звуки гласные или согласные? - Звук [В] какой: звонкий или глухой? А звук [Ф]? - Эти звуки твердые или мягкие? - Так чем же отличаются эти звуки? - Правильно! Молодцы! |
- Звук [В] – согласный.
- Звук [В] – согласный, потому что воздушная струя встречает преграду. - При произношении звука [В], воздушная струя встречает преграду – губы и зубы. - Звук [В] звонкий, т.к. голосовые складки работают.
- Звук [В] твердый.
- Звук [Ф] – согласный.
- Звук [Ф] – согласный, потому что воздушная струя встречает преграду. - При произношении звука [Ф], воздушная струя встречает преграду – губы и зубы. - Звук [Ф] глухой, т.к. голосовые складки не работают. - Звук [Ф] твердый. - Звуки [В] и [Ф] – согласные. - Звук [В] – звонкий, а звук [Ф] – глухой. - Звуки [В] и [Ф] – твердые. - Звук [В] – звонкий, а звук [Ф] – глухой. |
|
Связь звука и буквы |
- Ребята, об этих звуках мы знаем все! Теперь познакомимся с буквой. - А чем отличается звук и буква? - Правильно! - Посмотрите – это буква В, ей мы обозначаем звук [В]. - А это буква Ф, ей мы обозначаем звук [Ф]. - Ребята, посмотрите на буквы и скажите, из каких элементов они состоят. Логопед раздает шаблоны написания буквы В. - Ребята, а сейчас вы напишите букву В. Сначала вы пальчиком обводите букву. А теперь напишите букву в тетради. - А теперь напишем букву Ф. Обведите шаблон пальчиком. Напишите букву в тетради. - А сейчас мы поиграем в игру «Найди букву». Вы должны отыскать среди других букв букву В, а теперь найдите букву Ф. Посчитайте, сколько раз встречается буква В, а Ф. - Молодцы! |
- Звук произносим и слышим, а букву видим, читаем и пишем.
Дети называют. Дети выполняют.
Дети выполняют. Дети называют. |
|
Физкультминутка |
- А сейчас мы немножко отдохнем, встали из-за парт. - Слушаем и смотрим внимательно. Две подружки, две портняжки (Показать ладошки.) Взяли в руки по катушке: (Сжать пальцы в кулачки.) Кукле сшили сарафан, Деду вышили кафтан! А теперь выполняем вместе со мной. |
Дети выполняют. |
|
Дифференциация звуков в слогах, словах |
- Ребята, а сейчас мы поиграем в «Ловушки». У каждого на столе лежит сачок-ловушка. Мы представим, что наши звуки – это порхающие бабочки, мы должны их поймать. Если вы услышали звук [в], то в сачок положите бабочку с буквой В, а если услышали звук [ф], положите бабочку с буквой Ф. Педагог произносит слоги, а затем слова: шарф, кофта, варежки, фартук, валенки, футболка, кафтан. - Молодцы! |
Дети повторяют. |
|
- Какие слова вам были непонятны? Кафтан (логопед показывает картинку) – это старинная длинная, до пола, мужская одежда. - Ребята, вы поймали всех бабочек, и мы полюбовались их красотой. А теперь поможем нашим бабочкам вернуться на цветочную полянку. На цветочной полянке выросли три прекрасных цветка. Я буду называть слова, в которых есть звуки [в] или [ф], а вы выбираете бабочку с соответствующей буквой. Если звуки [в] или [ф] в начале слова, то вы сажаете бабочку на первый цветок, если в середине слова – на средний, а если вы услышите звук [ф] в конце слова – на самый последний цветок. Педагог произносит ранее отработанные слова. - Спасибо, вы помогли вернуться бабочкам на цветочную полянку, теперь они смогут радовать и других людей своими прекрасными нарядами. - Ребята, мы знаем, что наряд, одежда бабочек сделана из пыльцы, а из чего же шьют нашу одежду? - Ткани бывают разные, например, джинс, атлас, шелк, шерсть, трикотаж, ситец (логопед показывает карточки с образцами тканей). - Ребята, если фартук сшит из ситца, какой он? - Кафтан из шелка? - Футболка из трикотажа? - Кофта из шерсти? - Безрукавка из джинса? - Молодцы! |
- Было непонятно слово «кафтан».
Дети «рассаживают» бабочек по цветкам.
- Одежду шьют из тканей. - Ситцевый фартук. - Шелковый кафтан. - Трикотажная футболка. - Шерстяная кофта. - Джинсовая безрукавка. |
||
Итог и оценка занятия |
- Ребята, о чем мы сегодня говорили? - Чем отличаются эти звуки?
- Если голосовые складки работают, то звук какой? - А если голосовые складки не работают, то звук какой?
- Ребята, а что больше всего вам запомнилось (с какими трудностями столкнулись? Что понравилось?)? Сегодня вы очень хорошо работали! Молодцы! |
- Сегодня мы говорили о звуках [В] и [Ф]. - Звуки [В] и [Ф] отличаются работой голосовых складок. При произношении звука [В] голосовые складки работают, а при произношении звука [Ф] голосовые складки не работают. Если голосовые складки работают, то звук звонкий. Звук [В] звонкий. Если голосовые складки не работают, то звук глухой. Звук [Ф] глухой. Дети называют. |