Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием многофункционального лэпбука «Приключения домовёнка Кузи»
МКУДО «Центр психолого-педагогической и социальной помощи»
КОНСПЕКТ
индивидуального логопедического занятия
с использованием многофункционального лэпбука
«Приключения домовёнка Кузи»
Подготовила
учитель-логопед:
Мызникова Л.А.
г. Киреевск, 2022 г.
Тема: Приключения домовёнка Кузи.
Возраст ребёнка: 5 лет.
Логопедический диагноз: ОНР (II-III).
Описание многофункционального лэпбука:
Лэпбук представляет собой папку-передвижку с шестью страницами. Можно использовать как книгу, перелистывая страницы с заданиями.
Идея такова: у домовёнка Кузи Кощей Бессмертный похитил его друга - рыжего кота Ваську. Кузя отправляется на поиски своего товарища. Во время путешествия он встречает различных сказочных героев: старичка-лесовичка, Бабу Ягу, болотных Кикимор, Лешего, Змея Горыныча и, наконец, попадает в замок Кощея Бессмертного. На каждом этапе домовёнок выполняет задания, которые предлагают выполнить сказочные персонажи, и только после этого они показывают дорогу к замку Кощея.
Фигурка Кузи на липучке. На каждой странице прикреплён маленький конверт с заданием, на обратной стороне имеется большой конверт, для игр формата А4. В конце своего пути Кузя спасает кота Ваську, и они уходят из замка Кощея (фигурка кота тоже на липучке).
Лэпбук представляет собой форму, которая может наполняться различным содержанием. Выполнен из бросового материала.
Цель: коррекция парагаммацизма, параламбдацизма; формирование лексико-грамматических категорий, слоговой структуры.
Задачи:
Коррекционные:
автоматизация Г в словах;
автоматизация Л в слогах, словах;
формирование кинестетических представлений при произнесении мягкого и твёрдого звука Л;
развитие слухового и зрительного восприятия;
развитие артикуляционной моторики;
формирование силы голоса, речевого дыхания, длительности выдоха, направленности воздушной струи;
формирование слоговой структуры трёх-четырёхсложных слов;
развитие навыков словообразования;
формирование навыков согласования в предложных конструкциях (предлоги К, ДО);
развитие осведомлённости;
обогащение словаря.
Образовательные:
закрепление умения выделять заданный звук на фоне слова;
формирование навыка слогового анализа.
Воспитательные:
воспитывать любовь к животным;
знакомство с русскими традициями, связанными с Пасхой;
формирование умения работать по плану.
Оборудование:
многофункциональный лэпбук «Приключения домовёнка Кузи»;
методическое пособие «Пасхальные яйца», зеркало (артикуляционная гимнастика);
коктейльные трубочки, плоскостные грибочки и корзина (дыхательная гимнастика);
методическое пособие «Ам-ням» (слоговая структура);
методическое пособие «Проложи дорогу», камешки марблс (автоматизация Г в словах);
методическое пособие «Круг автоматизации-Л», меховая буква Л (автоматизация Л в слогах, словах);
настольно-печатная игра с фонариком «Какая конфета?» (словообразование);
компьютерная игра «Ветерок и жуки» (Мерсибо).
Ход занятия:
Организационный момент.
Сообщение цели занятия—спасение кота Василия из замка Кощея Бессмертного. Знакомство с героем занятия—домовёнком Кузей.
Артикуляционная гимнастика.
-Итак, отправляемся на поиски Васи. Я видела, что Кощей увёл его в сторону леса. Заходим в лес и встречаем старичка-лесовичка (первая страница лэпбука). Громко и чётко спроси у лесовичка: «Где кот Вася?» (Ребёнок, чётко проговаривая звук Г, задаёт вопрос).
-Лесовичок скажет нам, если выполним его задание. Он подготовился к Пасхе—украсил яички узорами, но все растерял. Помоги ему собрать их и выполни артикуляционные упражнения, нарисованные на яйцах.
(Работа с методическим пособием «Пасхальные яйца»).
Дыхательная гимнастика.
-Старичок-лесовичок видел как Кощей потащил кота в сторону избушки бабы Яги (вторая страница лэпбука). Пойдём, спросим у Яги, где Вася?
-Бабушка Яга поможет нам в поисках, если мы наберём грибов в её лукошко.
(Ребёнок с помощью коктейльной трубочки, втягивая в себя воздух, переносит грибочки в корзинку).
Формирование слоговой структуры, автоматизация Г в словах.
-Баба Яга благодарит за помощь. Вкусный грибной суп у неё получится! Она сказала, что видела кота и Кощея на болоте, у кикимор болотных (третья страница лэпбука). Переходим на болото.
-Кикиморы тоже приготовили нам задание: покормить болотных лягушек—Ам-нямов. Они питаются словами: первый Ам-ням, питается словами, в которых одна часть (слог), второй Ам-ням кушает слова, состоящие из двух частей, а третий ест слова, состоящие из трёх частей. Обрати внимание, что во всех словах есть звук Г. Чётко его проговаривай, не ошибайся. (Работа с методическим пособием «Ам-ням»).
Автоматизация Г в словах.
-Кикиморы направляют нас к Лешему—недавно они видели там кота Ваську (четвёртая страница лэпбука).
-Леший дал нам карту, по которой он водит экскурсии по лесу и просит проложить дорогу с помощью волшебных камешков.
(Работа с методическим пособием «Проложи дорогу». Ребёнок, чётко произнося звук Г, называет изображение, накрывает его камешком и следует дальше по стрелке).
Автоматизация Л в слогах, словах.
-Посмотри, карта привела нас к Змею Горынычу (пятая страница лэпбука). Давай у него спросим: «Где кот Вася?»
-Горыныч укажет нам путь к замку Кощея, если мы научим его правильно петь песенку звука Л.
(Работа с методическим пособием «Круг автоматизации-Л». Ребёнок вращает круги, наложенные друг на друга, собирает целостные изображения и проговаривает названия картинок со звуком Л).
Формирование навыков словообразования, слоговой структуры.
-Наконец мы добрались до замка Кощея Бессмертного (шестая страница лэпбука). А вот и кот Васька. Злой Кощей посадил его на цепь. Он отпустит Васю, если мы поможем отыскать конфету с ореховой начинкой. Кощею нельзя есть такие конфеты, иначе он заболеет.
(Работа с настольно-печатной игрой с фонариком «Какая конфета?» Каждую конфету (плоскостное изображение) сзади подсвечиваем фонариком—становится видна начинка. Ребёнок отвечает на вопрос: «Какая конфета?» и убирает конфету с ореховой начинкой. Малина—малиновая, слива—сливовая, вишня—вишнёвая, ананас—ананасовая и т.д.).
Длительность и направленность воздушной струи.
-Мы нашли кота Василия. Домовёнок очень нам благодарен. Мы вернулись домой к Кузе. Но что же случилось? Пока мы путешествовали, на яблоневый сад налетели жуки-короеды. Давай деревья спасать, жуков сдувать!
(Компьютерная игра «Ветерок и жуки» (Мерсибо). Ребёнок дует в микрофон, на экране видит, как разлетаются жуки. Длительность выдоха регулируется в настройках игры и постепенно увеличивается).
Итог занятия. Работа над правильным употреблением предлогов К, ДО.
-Вот и закончилось наше путешествие. Давай вспомним К КОМУ мы ходили (к лесовичку, к бабе Яге, к кикиморам, к Лешему, к Горынычу), а потом добрались ДО КОГО? (до Кощея Бессмертного).
Используемые ресурсы:
Коняхина Н.А. Методическое пособие «Ам-ням». https://vk.com/club152635295
Коняхина Н.А. Настольно-печатная игра с фонариком «Какая конфета?». https://vk.com/club152635295
Компьютерная онлайн-игра «Ветерок и жуки». https://mersibo.ru/voxflex
Мызникова Л.А. Многофункциональный лэпбук «Приключения домовёнка Кузи» (авторское пособие).
Мызникова Л.А. Методическое пособие «Проложи дорогу» (авторское пособие).
Мызникова Л.А. Методическое пособие «Круг автоматизации-Л» (авторское пособие).
Мызникова Л.А. Методическое пособие «Пасхальные яйца» (авторское пособие).