12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Герасина Наталья Александровна253
Россия, Тульская обл., Тула

Конспект интегрированного урока математики и информатики


Тема урока: «Координатная плоскость. Исполнитель Чертежник»

Класс: 6 класс

Уровень образования: основное общее образование

Тип урока: комбинированный урок

Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник по математике 6 класс: А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. Издательство: Вентана-Граф, 2018 г.;

Учебник Информатика 6 класс Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, 2013 г.

Методы и приёмы: исследовательский, проблемно-поисковый, индивидуальная работа с самопроверкой.

Технологии: технология деятельностного метода обучения с использованием элементов проблемного обучения, элементов исследования, ИКТ-технологии.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, компьютерная мультимедийная презентация «Работа с исполнителем Чертежник», видеоролик «Координатная плоскость», распечатки материалов для самостоятельной работы учащихся.

Цели урока:  создание условий для организации совместной  и самостоятельной деятельности обучающихся по изучению координатной плоскости и овладению составлению программ в Кумире с использованием исполнителя Чертежник.

Обучающая: познакомить учащихся с новыми понятиями: “координатная плоскость”, “система координат”, “прямоугольная система координат”, их использование в практических целях и в жизни человека; научить учащихся ориентироваться на координатной плоскости, находить координаты заданных точек, и по заданным координатам точки определять ее положение на координатной плоскости; составлять программы в Кумире с использованием исполнителя Чертежник.

Развивающая: развивать познавательную активность, творческие способности учащихся;

Воспитательная: воспитание интереса к предмету с привлечением мультимедийных возможностей компьютера.

Учебные задачи:

Личностные:

- продолжать развивать умение ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,

- развивать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при выполнении практических работ.

Метапредметные:

- расширять кругозор, прививать умение совместно работать (чувство товарищества и ответственности за результаты своего труда);

- продолжать развивать умение понимать и использовать различные средства наглядности.

Предметные:

- закрепить понятия координат точки, закрепить основные команды исполнителя Чертежник, научиться определять координаты точек;

- выполнить практическую лабораторную работу «Вишенки», сделать вывод о том, что необходимо знать и уметь для работы в программе Кумир;

- формировать умение применять знания о координатной плоскости  для работы на других учебных предметах.

Воспитательные:

- воспитывать самостоятельность, аккуратность при выполнении рисунков;

- воспитывать у учащихся уважение к одноклассникам при работе парами;

- воспитывать культуру речи.


Этапы урока.

1. Организационный момент (2 мин)

Добрый день уважаемые коллеги, здравствуйте ребята. Поприветствуйте наших гостей и присаживайтесь.

Сегодня у нас не совсем обычный урок, урок математики и информатики. В результате урока вы получите две оценки по двум предметам.

Проверьте наличие двух тетрадей (по математике и информатике), чертежные инструменты. Откройте тетрадь по математике и запишите в ней классная работа и дату урока.


2. Постановка цели и задач. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель: Мне хочется задать вам вопрос, а где за пределами нашей школы, нашего урока могут пригодиться знания о координатах, полученные при изучении этой темы.

Ответы учеников: определить место в театре, положение фигуры на шахматной доске, в географии.

 Ваши ответы убедили меня, да и вас тоже, что необходимо продолжить изучение данной темы.

Мы уже знакомились с вами с координатами, изучая на уроках информатики исполнителя Чертежник.

Поэтому сегодня на уроке перед нами стоит цель: повторить все понятия, связанные с темой нашего урока, познакомиться с системой координат в математике и использовать ваши знания при создании графического рисунка с использованием учебной компьютерной программы.

3. Актуализация данных

Учитель: Давайте вспомним, как запускается программа Кумир и какие команды может выполнять Чертежник.

Ребята отвечают, учитель параллельно их ответам демонстрирует слайды презентации «Исполнитель Чертежник»

Учитель: Как можно запустить программу Кумир на компьютере?

Ответ: Программы  - НИИСИ РАН – Комплект учебных миров – Кумир

image-20200216184840-1.jpeg

Учитель: Как выглядит структура программы в Кумире с использованием исполнителя Чертежник?

Ответ: Надо указать, что будем использовать Чертежник, алг – нач - … - кон

image-20200216184857-2.jpeg

image-20200216184914-3.jpeg

Учитель: Какие команды может выполнять Чертежник?

Ответ: Поднять перо, опустить перо, сместиться в точку (x, y)

image-20200216184926-4.jpeg

Учитель: Значит, что надо знать, чтобы правильно сместиться в точку?

Ответ: Значения x и у.

4. Первичное усвоение новых знаний

Учитель: Правильно. Тем более рабочее окно Чертежника выглядит вот так:

image-20200216184948-5.jpeg

Учитель: А что такое x и y с точки зрения математики и многие другие понятия мы сможем узнать, посмотрев видеоролик урока «Координатная плоскость». Давайте запишем тему сегодняшнего урока в тетрадях «Координатная плоскость».

В ходе просмотра видеоурока «Координатная плоскость. 6 класс» с сайта matinfo.ru необходимо останавливаться на ключевых моментах, чтобы дети успели записать определения и задавать им наводящие вопросы, чтобы они сами прогнозировали дальнейшие комментарии и делали выводы.

https://yandex.ru/video/preview /?filmId=9176242567950764593&from=tabbar&text=урок+координатная+плоскость+6+класс

Время

Вопрос или действие

Ответ или действие учащихся

2:04

Поставить на паузу и предложить детям нарисовать координатную плоскость в тетрадь, обозначить четверти координатной плоскости

Рисуют в тетради координатную прямую и обозначают четверти

2:26

Поставить на паузу

Записывают, что О – начало координат

2:44

Поставить на паузу




Где в жизни могут встретиться координатные оси?

Записывают, что прямая Х – ось Ох, прямая Y – ось Oy, единичный отрезок, обозначают направление осей

Ось Ox – линейка, ось Oy - термометр

3:38

Поставить на паузу

Записывают названия осей (Ох – ось абсцисс, Oy – ось ординат)

4:35

Перед вами на экране изображены точки. Кто сможет назвать их координаты?

A (-2;2)

В (4;1)

С (-4;-2)

D(1;-3)

5:16

В каких четвертях лежат точки с заданными координатами?

A II четверть

В – III четверть

С – IV четверть

DI четверть


5. Первичная проверка понимания

Учитель: А теперь, посмотрев видео, я хотела бы задать вам вопросы, чтобы понять внимательно ли вы слушали и смотрели.


Вопрос

Ответ

1. Как называется точка пересечения координатных осей?

Начало координат

2. Как называются числа, определяющие местоположение точки в координатной плоскости?

Координаты

3. Как называются части, на которые система координат делит плоскость?

Четверти

4. Как называется вертикальная ось?

Ось ординат

5. Как называется горизонтальная ось?

Ось абсцисс

image-20200216185012-6.jpeg

6. В какой четверти лежит точка

а) А(-2;5)

б) В(5;1)

в) С(4;-1)

а) II четверть

б) I четверть

в) IV четверть


6. Первичное закрепление

Учитель: У вас на столах лежат листочки с рисунком, выполненные на клетчатой бумаги. Чтобы получить оценку нам необходимо воссоздать данный рисунок с помощью Чертежника. Как вы думаете, что необходимо сделать, чтобы работа на компьютере в программе Кумир была выполнена быстрее?

Ответ: Записать координаты каждой точки.

Учитель: Правильно. Поэтому сейчас возьмите листочки, и относительно вашей координатной плоскости подпишите координаты всех точек.


7. Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция

Учитель: А теперь садимся за компьютеры и с помощью  исполнителя Чертежника давайте постараемся нарисовать данный рисунок на компьютере. Запустив программу на выполнение, осуществите самопроверку выполненной работы. Если рисунок нарисован правильно, то координаты точек были заданы правильно.

Ребята запускают программу на выполнение.

8. Рефлексия (подведение итогов)

Учитель: Итак, сегодня у нас был необычный урок. На столах у каждого есть лист «Карта рефлексии (итогов)». Оцените вашу работу на уроке. 1 балл – все плохо, ничего не понял. 5 баллов – все отлично, все понял.


Карта рефлексии (итогов)

ФИ ученика ______________________________


№ п/п

Вопрос

Оценка

по 5-балльной шкале

1

Понравился ли вам урок?


2

Много ли нового вы узнали на уроке?


3

Помогут ли новые знания вам решать ранее поставленные задачи быстрее?


4

Сможете ли вы теперь применять новые знания в вашей повседневной жизни?


5

Как вы усвоили теоретический материал?


6

Оцените свою работу на компьютере.


7

Какую бы оценку вы себе поставили за работу на уроке?



9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Придумать свой рисунок в координатах. По информатике – написать в тетради программу для исполнителя Чертежник, которая рисует ваш рисунок. По математике – нарисовать рисунок в тетрадь на координатной плоскости и подписать координаты всех точек.



Приложение 1

Первичная проверка знаний


Вопрос

Ответ

1. Как называется точка пересечения координатных осей?


2. Как называются числа, определяющие местоположение точки в координатной плоскости?


3. Как называются части, на которые система координат делит плоскость?


4. Как называется вертикальная ось?


5. Как называется горизонтальная ось?



6. В какой четверти лежит точка

а) А(-2;5)

б) В(5;1)

в) С(4;-1)



Приложение 2


​​​​​​​



Приложение 3


Карта рефлексии (итогов)

ФИ ученика ______________________________


№ п/п

Вопрос

Оценка

по 5-балльной шкале

1

Понравился ли вам урок?


2

Много ли нового вы узнали на уроке?


3

Помогут ли новые знания вам решать ранее поставленные задачи быстрее?


4

Сможете ли вы теперь применять новые знания в вашей повседневной жизни?


5

Как вы усвоили теоретический материал?


6

Оцените свою работу на компьютере.


7

Какую бы оценку вы себе поставили за работу на уроке?



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.