12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Бастракова140
Россия, Барнаул


Конспект урока для младших школьников

Класс: 4

Тема: «Стресс»

Тип урока: изучение нового

Цель: сформировать представление о стрессе, его влиянии на организм человека, способах борьбы с ним.

Задачи:

1. Сформировать понятие стресса, выявить причины стресса, его влияние на здоровье человека, рассмотреть способы защиты от стресса и научиться ими пользоваться.

2. Развивать логическое мышление, память, внимание, речь, познавательный интерес, творчество и самостоятельность учащихся.

3. Прививать чувство коллективизма, заботу о своём здоровье.

Методы: словесный (рассказ, беседа), объяснительно - иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.

Принципы: доступности, сознательности и активности, связь теории с практикой.

Ход урока

1.Организационный момент.

Цель: организация начала урока

Доброе утро, ребята! Рада приветствовать вас на уроке.

Улыбнитесь друг другу присаживайтесь.

Приветствуют учителя и друг друга.

2.Постановка цели и задач урока.

Цель: вместе с детьми сформулировать тему урока и поставить учебную задачу

На доске эпиграф к уроку:

Живя, умей все пережить,

печаль, и радость, и тревогу.

Ф.И. Тютчев

Посмотрите на доску, прочитайте эпиграф к уроку. (Читают эпиграф)

Как вы понимаете эти слова? (в жизни бывают разные моменты: и радость, и печаль, и горе. Нужно уметь преодолеть, пережить все их.)

Обратите внимание, что я выделила одно слово. Какое это слово? (Тревога)

А что такое «тревога»? (ощущение трудности, когда из-за чего-то переживаешь, становится «не по себе».)

Как выглядит тревожный человек? (Красное или бледное лицо, дрожащий голос, холодные потные руки)

Как вы думаете почему я выделила именно это слово? О чем будем говорить сегодня на уроке? О тревоге, о состоянии тревожности).

Какие цели поставим перед собой? Продолжите предложения.

Цель урока познакомиться с… ( с понятием «тревога», ее влиянием на человека)

Узнать о…( о том, как преодолевать тревожные состояния)

Верно. Урок посвящен тому, что такое тревожность и как следует преодолевать

тревожные состояния.

3.Первичное усвоение новых знаний.

Цель: способствовать развитию познавательной сферы через различные виды заданий, познакомиться с новыми понятиями.

Люди испытывают тревожность в разных ситуациях.

Какие ситуации вызывают у людей тревожность? Вспомните ситуации, когда вы тревожились. (указывают ситуации, когда испытывали напряжение)

Итак, вы указали ситуации тревожности.

Как вы думаете, к чему приводит такое состояние? (растерянность, плач, боязнь)

На доске:

Итак, люди испытывают тревожность в разных ситуациях. Накануне важных событий в большей или меньшей мере все люди испытывают растерянность, беспокойство, тревогу или даже страх. Вслед за ними, как правило, следует собранность, сосредоточенность, концентрация. Наши отрицательные эмоции считают «сторожами», которые не дают нам впасть в беспечность, что угрожало бы нашей жизни. Однако длительное пребывание в таком состоянии тоже опасно, так как приводит к состоянию ступора. Такое состояние можно называть тревожностью. Тревожность сопровождается неприятными ощущениями. Находясь постоянно в тревожном состоянии, человек, его организм, испытывает стресс.

Дадим научное определение понятию «стресс».

Итак, стресс – это состояние повышенного напряжения организма как защитная реакция на различные неблагоприятные факторы (голод, холод, физические или психические травмы и т. п.).

Какой вывод можно сделать? (Постоянное пребывание в состоянии тревоги ведет к состоянию повышенного напряжения, т.е. к стрессу)

4.Первичное закрепление.

Цель: Применить полученные знания при решении задачи

Верно. Поэтому важно уметь преодолевать данное напряжение и помогать организму.

А как помочь организму? Что можно сделать, чтобы не тревожиться? Уверена, что у каждого из вас есть способ, который помогает ему в ситуации тревоги.

Итак, я попутно буду записывать все, о чем вы сказали, и вносить на нашу доску

указывают способы, которыми пользуются они, а также могут указать и способы, которые используют их старшие братья, сестры, родители. (Сон, музыка, глубокое дыхание, физкультура, вкусная еда, прогулки, теплая ванна, общение с друзьями, переедание, ругань).
(Доска разделена на две колонки (без названия). По мере высказывания детей на доске появляются записи: сон, музыка, глубокое дыхание, физкультура, вкусная еда, прогулки, теплая ванна, общение с друзьями – первая колонка. Переедание, ругань-вторая колонка.)

Итак, у нас получилось 2 колонки.

Все ли перечисленные способы преодоления тревожности здоровые? (нет)

Как вы понимаете смысл выражения нездоровые способы? Способы, которые приносят вред.)

Итак, в одну из колонок мы определили здоровые способы преодоления напряженного состояния (подписывать колонку)

Как назовем вторую колонку? (подписать) (нездоровые способы)

Какие способы более эффективны здоровые или нездоровые? Почему? (Здоровые, т.к. они помогают справится с напряжением и не наносят вред организму).

Какой вывод сделаем? (Необходимо использовать только здоровые способы, так как вторые возможно и снимают тревожность, но ценой в здоровье).

У каждого из нас бывают ситуации, которые нас огорчают, однако не стоит надолго «застревать» на грустных мыслях.

Мы не можем изменить ситуацию, но мы можем сами выбирать, о чем думать и как думать. Итак, давайте сейчас внесем в колонку здоровые способы запись: правильные мысли – «Даже если… В любом случае…» (вносит в колонку здоровые способы).

Оказывается, мы можем с помощью правильных мыслей и слов менять ситуацию. Давайте потренируемся.

(Работа в парах! Детям раздаются заготовки цветков, на одном из которых написано: «Даже если…», а на втором: «В любом случае…»

Первый ученик произносит название первого цветка «Даже если… и указывает проблему: «мне плохо, я невезучий,, я получил двойку». Второй называет свой цветок «в любом случае…» и заканчивает положительной фразой: «это только на сегодня, я не буду расстраиваться, и впадать в депрессию, а исправлю двойку. Участники обмениваются цветками. Теперь первый говорит решение проблемы, а второй саму проблему.

В самом начале данное упражнение можно выполнить у доски)

Получилось выполнить упражнение?

Трудно было выполнять?

Высказывают свое мнение, впечатления от выполнения упражнения.

Итак, если мы оказались в ситуации тревожности. Что делать? Стоять дрожать и потом выйти на экзамен и заикаться, повторяя, извините, я волнуюсь? Может быть просто начать плакать? Нет. Это конечно не выход. Эмоции должны иметь выход. Выполним несколько упражнений, которые помогу вам преодолеть напряженные ситуации.

«Продумай заранее».

Сядьте спокойно в комфортной позе. Если хотите, закройте глаза.

Вообразите себя в трудной ситуации. Например: Ответ у доски в присутствии директора школы.

Постарайтесь почувствовать себя настолько спокойно, насколько можете.

Подумайте, что скажете и что сделаете.

Придумывайте возможные варианты поведения до тех пор, пока не почувствуете себя абсолютно спокойно.

Время от времени выполняй упражнение перед тем, как окажетесь в ситуации, вызывающей тревожность. Сделай своей привычкой продумывание сложных ситуаций заранее.

Что вы чувствовали, когда выполняли упражнение? Получилось ли у вас найти варианты поведения и успокоиться?

«Расслабление под музыку» (звучит спокойная, релаксационная мелодия)

Сядьте спокойно в комфортной позе.

Закройте глаза.

Медленно расслабьте мышцы.

Представьте, что находитесь там, где очень хорошо и не надо ни о чем беспокоиться. Например, на пляже, где солнце греет тебя своими лучами.

Ни о чем не тревожься, просто слушай музыку.

Что почувствовали во время выполнения упражнения?

(На столе разложены карточки с эмоциональными состояниями и жизненными событиями. Учащиеся по очереди вывешивают карточки соответствующие друг другу на доску по колонку).

Набор карточек.

I. Эмоциональные состояния и чувства.

Страх, напряжение, смелость.

Агрессия, раздражение, гнев.

Радость, счастье, влюбленность.

Беспокойство, тревога, отчаяние.

Обида, сильное волнение.

Грусть, расстройство, депрессия.

II. Жизненные события.

Поступление в школу. Смена школы. Окончание школы.

Свадьба. Развод.

Экзамены. Выдающееся личное достижение. Успех. Неудача. Поражение.

Конфликт с родителями, друзьями, учителями.

Значительные изменения в режиме дня, питании. Болезни.

Отпуск. Новые впечатления. Путешествия.

Какие же способы борьбы со стрессом существуют? (Перечисляют способы)

А вот какие пути решения борьбы со стрессом предлагают нам ученые, внимание на доску.

Способы борьбы со стрессом

1. Общение с людьми сильными, оптимистично настроенными, объединенными общими интересами.

2. Поддержка близких.

3. Внешние источники сил (природа, музыка, книги).

4. Переключись на что-нибудь хорошее, вспомни счастливые моменты.

5. Ставь посильные задачи, реально смотри на жизнь.

6. Занимайся физкультурой и спортом.

7. Правильно питайся, соблюдай режим дня.

8. Радуйся жизни.

9. Помни, мы сильны, когда верим в себя.

5.Работа в парах. Поработаем в парах. Создайте любую стрессовую ситуацию, укажите её причины и как можно снизить уровень стресса.

(Работают в парах, «защищают» свою работу у доски).

6.Рефлексия (подведение итогов занятия)

Цель: подвести итог урока, дать качественную характеристику деятельности всех учащихся на уроке, а также провести этап самооценки работы каждого ученика на уроке.

С каким понятиями мы сегодня познакомились? (Тревожность, стресс).

Что же такое стресс? (Длительное пребывание человека в состоянии тревожности, реакция организма человека на напряженные, сложные ситуации).

Ребята, скажите, вы сможете теперь выйти победителем из сложной ситуации?

Какие способы вы выберите? (Перечисляют способы, с которым познакомились на уроке)

Когда вы пойдете с урока, то на столе оставьте тот кружочек, который посчитаете нужным.

Красный: я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке, я получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.

Желтый: урок был интересен, и я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно.

Зеленый: пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я не был готов.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.