12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Красильникова Любовь Александровна29 учитель математики Россия, Костромская обл., д. Чёлсма Галичского муниципального района |
Конспект урока математики 6 класс по теме «Вычитание смешанных чисел»
Конспект урока математики.
| ФИО (полностью) | Красильникова Любовь Александровна |
| Место работы | МОУ Чёлсменская ООШ Галичского района Костромской области |
| Должность | Учитель математики |
| Предмет | математика |
| Класс | 6 |
| Тема и номер урока в теме | «Вычитание смешанных чисел» |
| Базовый учебник | Учебник Веленкин Н.Я. « Математика 6 класс» |
Цель урока:
1. Повторить сложение смешанных чисел.
2. Научить выполнять вычитание смешанных чисел.
3.Научить применять полученные знания при решении примеров.
Задачи урока:
Образовательная:
1. Повторить с обучающимися правила сокращения дробей, сложения и вычитания дробей с разными знаменателями, сложение смешанных чисел.
2. Систематизировать знания обучающихся по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел».
Развивающая:
Развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы.
Развивать культуру устной математической речи.
Организовать самостоятельную учебную деятельность учащихся и развить интерес к предмету.
Воспитательная:
Формирование самооценки.
Тип и особенности: урок открытия новых знаний. Оборудование: Учебник Веленкин Н.Я. « Математика 6 класс» мультимедийный проектор, ноутбук, карточки с заданиями, словарь Ожигова.
Технологическая карта урока
Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |||||||||||||
1.Организаци онный момент | Проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. | Здравствуйте, садитесь. Посмотрите всё ли готово у вас к уроку. | Включаются в деловой ритм урока. | Оценка готовности к уроку. | ||||||||||||
2. Мотивация | Создать благоприятный психологический настрой на работу Обеспечение мотивации учения детьми. | «Через математические знания, полученные в школе, лежит широкая дорога к огромным, почти невообразимым областям труда и открытий» Слайд № 1 Вы знаете, что многие географические открытия помогает сделать математика. Даже вам на уроках математики требуются математические знания. Правда? И я вам сегодня предлагаю отправиться в путешествие к острову Смешанных чисел, в ходе, которого, возможно, вы узнаете интересные сведения о нашем мире, откроете что-то новое, и возможно раздобудете сокровища. | Слушают учителя | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником. | ||||||||||||
3.Определение темы и целей урока. | Принятие темы урока. Определение путей достижения цели. | - Как вы думаете, для чего отправляются в путешествия? +Чтобы открыть что-то новое. -Вот и мы сегодня откроем для себя что-то новое. - Какие наши главные сокровища в нашем путешествии? + новые знания - Какие знания у нас есть уже про смешанные числа? (слайд 2) + Как складываются смешанные числа. - А какое действие мы не умеем ещё выполнять со смешанными числами? + вычитание. - Значит, нам сегодня на уроке предстоит научиться…. + вычитать смешанные числа (слайд 3) И тема нашего сегодняшнего урока.... +Вычитание смешанных чисел (слайд 4) -Давайте откроем тетради и запишем сегодняшнее число, классная работа и тему урока «Вычитание смешанных чисел» -Нелёгок будет наш путь, нас ждут различные преграды и трудности. Но тем, кто любит математику, и дружен с ней не страшно ничего. | Отвечают на вопросы Определяют цель и название темы урока. | Целеполагание. Формулирование целей и темы урока | ||||||||||||
4.Устный счёт | -А на каком виде транспорта будем путешествовать, вы узнаете, выполнив следующее задание: Перед вами карточки с дробями, которые надо сократить. Каждому варианту своя карточка. Кроме карточки с дробями у вас есть ответы с буквами. Выполнив сокращение, и расставив ответы к дробям, вы сможете составить слова. Задание выполняем устно, подставляя ответ с буквой в нужную клеточку. (Приложение1.) -Итак, на каких видах транспорта мы отправимся в путешествие? + на поезде и на катере. | Слушают задание Работают с карточками Отвечают на вопрос | Умение слушать инструкцию Умение работать самостоятельно | |||||||||||||
5. Получение необходимой информации. | Инструктаж учащихся для заполнения оценочного листа. | -Но прежде чем отправиться, нам понадобиться карта и маршрутный лист, вот вам, пожалуйста. Карта (слайд 5) и каждому маршрутный лист, на котором вы будете выставлять отметку после каждой остановки. (Приложение 2) Как вы уже заметили, в маршрутном листе есть графа устный счёт, поэтому оцените себя. | Рассматривают оценочный лист и карту путешествия Отмечают результат своей работы в оценочном листе. | Планирование, оценивание. Умение оценить себя | ||||||||||||
6.Закрепление изученного (повторение сложения смешанных чисел) | Практическое закрепление учебного материала | Итак, в путь, мы отправляемся на поезде, и первая наша станция носит название Биологическая Давайте мы с вами на этой станции повторим сложение смешанных чисел. На слайде записан столбик примеров (слайд 6) ваша задача, решить их и установить соответствие между названием и изображением редких цветковых растений, внесенных в Красную книгу. Все вычисления делаем в тетради (ответ в приложении 3.) Итак, проверяем: Пион уклоняющийся находиться на картинке с ответом… и т.д. Ребята, при выполнении сложения мы пользовались правилом, давайте его повторим Чтобы сложить смешанные числа, надо: Привести дробные части этих чисел к наименьшему общему знаменателю Отдельно выполнить сложение целых частей и отдельно - дробных частей. Если при сложении дробных частей получилась неправильная дробь, выделить целую часть из этой дроби и прибавить её к полученной целой части. Сделаем отметку в своём маршрутном листе | Слушают задание Выполняют задание Проверяют получившиеся ответы, называя поочереди свой ответ. Один учащийся отвечает на вопрос, остальные слушают. Отмечают результат своей работы в оценочном листе. | Умение слушать инструкцию Умение работать самостоятельно Умение сравнивать результат своей деятельности с эталоном Формирование грамотной устной математической речи Умение оценить себя | ||||||||||||
7. Открытие новых знаний | А мы отправляемся на поезде дальше и наша 2-я Станция Филологическая (слайд 7) В дальнейшем правила, которые мы с вами учим, будем называть алгоритмом. У меня есть словарь Ожигова, найдите, пожалуйста, в них, что такое алгоритм. В толковом словаре Ожегова АЛГОРИТМ – это совокупность действий, правил для решения данной задачи. -Ребята, а какими алгоритмами мы ещё пользуемся? + Алгоритмами сравнения, сложения, вычитания обыкновенных дробей. - А как вы думаете, при вычитании смешанных чисел нужен будет алгоритм? +да, -Конечно, нужен, он у меня записан на слайде (слайд 8 - алгоритм), давайте прочитаем его (один учащийся читает) Я на доске запишу пример, а вы его запишите в тетрадь: 5 - 2 = давайте попробуем его решить с помощью алгоритма. 1. Привести дробные части этих чисел к наименьшему общему знаменателю. Приводим: и . Какой наименьший общий знаменатель? +18 Значит, дополнительный множитель для первой дроби будет- 2, а для второй - 3 5 - 2 = О.З.= 18 Получаем пример: 5 - 2 = если дробная часть уменьшаемого меньше дробной части вычитаемого. Сравниваем: > это не так, значит, переходим к пункту 2. 2. Отдельно выполнить вычитание целых частей 5-2=3, отдельно дробных частей - получается дробь 3. Дробная часть несократимая, значит это ответ. На доске запись: 5 - 2 = 5 - 2 = 3 О.З.= 18 А теперь попробуем выполнить ещё один пример по алгоритму. 3 - 1 = 1. Привести дробные части этих чисел к наименьшему общему знаменателю. Приводим: и . Какой наименьший общий знаменатель? +63 Значит, дополнительный множитель для первой дроби будет - 7, а для второй - 9 3 - 1 = О.З.= 63 Получаем пример: 3 - 1= если дробная часть уменьшаемого меньше дробной части вычитаемого. Сравниваем: < , то превратить её в неправильную дробь, уменьшив на единицу, целую часть. Записываем так: 3 = 2+ 1 2+ = 2 Значит, получаем пример: 2 - 1= переходим к пункту 2. 2. Отдельно выполнить вычитание целых частей 2-1=1, отдельно дробных частей - получается дробь 1. Дробная часть несократимая, значит это ответ. На доске запись: 3 - 1 = 3 - 12 -1 = 1 О.З.= 63; 3 = 2+ 1 2+ = 2 Вот мы с вами выполнили два примера на вычитание. Алгоритм вычитания смешанных чисел, есть и у нас в учебнике на стр.61 давайте прочитаем его ещё раз, чтобы запомнить. Кто сможет рассказать его? (спросить двоих) Сделайте себе отметку в маршрутном листе соответственно табличке у меня на слайде (слайд 9)
| В словарях находят понятие алгоритма Отвечают на вопросы Читают алгоритм. Записывают решение и слушают учителя. У детей в тетради записано: 5 - 2 = 5 - 2 = 3 О.З.= 18 У детей в тетради записано: 3 -1 = 3 -12 -1 = 1 О.З.= 63; 3 = 2+1 2+ = 2 Читают алгоритм в учебнике Пробуют рассказать алгоритм Отмечают результат своей работы в оценочном листе. | Умение работать со справочной литературой Умение пользоваться алгоритмом Умение работать с учебником Формирование грамотной устной математической речи Умение оценить себя | |||||||||||||
8. Первичное закрепление материала. | Применение знаний в решении практической задачи.
| А мы двигаемся дальше и продолжим своё путешествие на катере. (слайд 10). Мы прибываем на станцию Географическая. На слайде 2 столбика примеров. Решив примеры, вы узнаете, как называется самый большой остров в мире (слайд 11)(ответы в приложение 4) Первый вариант решает первый столбик примеров, второй вариант-второй столбик. -Давайте проверим -А теперь у вас карточки с таблицей ответов (одна карточка на парту) Возле каждого примера у вас буква. Впишите букву под каждый ответ, и вы получите название самого большого острова в мире. - Как называется самый большой остров в мире? +Гренландия - Об этом острове вам немного расскажет ваша одноклассница (слайды 11-12) - Поставьте себе отметку в маршрутном листе. | Слушают инструкцию Выполняют задание Двое учащихся на доске записывают ответы. Сверяют свои ответы с ответами на доске. Выполняют задание
Отвечают на вопрос Учащаяся рассказывает об острове. Гренла́ндия — остров на северо-востоке Отмечают результат своей работы в оценочном листе. |
Умение работать самостоятельно Умение сравнивать результат своей деятельности с эталоном Умение выступать с сообщением Умение оценить себя | ||||||||||||
9. Рефлексия | Инициировать рефлексию детей, мотивация их собственной деятельности. | Ну, вот мы и прибываем к нашему острову Смешанных чисел (слайд 15). На котором, находится сундук с сокровищами, вашими отметками за сегодняшний урок. Поставьте себе оценку за урок в вашем маршрутном листе. | Заполняют маршрутные листы, оценивают себя. | Оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль | ||||||||||||
10. Подведение итогов урока | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых | - Ребята, а какое открытие мы сделали во время нашего сегодняшнего путешествия? + Мы научились вычитать смешанные числа. Надеюсь, вам понравилось наше путешествие, и мы с вами не раз ещё куда-нибудь отправимся. -Узнали ли вы какие-нибудь интересные факты о жизни нашей планеты? | Отвечают на вопросы учителя. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | ||||||||||||
11.Информация о домашнем задании. | Обеспечение понимания детьми содержания домашнего задания. | Но это ещё не всё, вас ждёт небольшое домашнее задание, которое записано на карточках вашего маршрутного листа стр.61 алгоритм выучить, стр.66. № 415 Стр.62 №384 а для других № 385 | Слушают задание. Записывают в дневник. |
Приложение 1. Устный счёт (каждому учащемуся по вариантам)
1в.
= | = | = | = | = |
2в.
= | = | = | = | = |
Ключи расстричь на буквы и выдать каждому по вариантам.
1в.
Т | К | Р | А | Е |
2в.
о | з | д | п | е |
Приложение 2. (Количество штук по количеству детей)
Маршрутный лист
________________________________________________________
(подписать Ф.И.)
Устный счёт | Станция биологическая | Станция филологическая | Станция географическая |
Страна Смешанных чисел. Оценка_______________
Приложение 3.
Станция Биологическая
Приложение 4.
Станция Географическая
Н 8– 4 = 4 А 7– 3 = 4
Е 5– = 5 Р 6– = 6
И 7– 3 = 4 Я 5– 4 = 1
Г 7– 5 = 1 Н 3– 1 = 1
Л 10 – 4 = 5 Д 5 – 3 = 4
1 | 6 | 5 | 4 | 5 | 4 | 1 | 4 | 4 | 1 |
Г | р | е | н | л | а | н | д | и | я |