12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наталья52
Россия, Чувашская респ., Чебоксары

Бюджетное общеобразовательное учреждение Чувашской Республики «Чебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №2» Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики













Конспект урока музыки в 4 классе

на тему:


«Что за прелесть эти сказки»

«Три чуда»















Составила:

учитель музыки

Яровая Н. С.











Чебоксары – 2022



Урок: Музыка

Класс: 4

Тема: «Что за прелесть эти сказки! Три чуда»

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: комбинированный

Цель урока: познакомить учащихся с музыкальными образами фрагмента «Три чуда» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Задачи урока:

Обучающие:

Сформировать у учащихся представление о взаимодействии музыкального и поэтического образа героев сказки А.С. Пушкина.

Уметь сопоставлять музыкальные образы в звучании различных инструментов.

Развивающие:

Развитие навыков музыкального восприятия произведений.

Развитие мышления школьников в процессе анализа музыкальных образов.

Развитие умения личностной оценки музыки звучащей на уроке и вне школы.

Воспитательные:

Формирование умения общения и взаимодействия в процессе коллективного (хорового) воплощения различных художественных образов в процессе пения.

Формирование навыков наблюдения за процессом и результатом музыкального развития в произведениях различных жанров.

Музыкальный материал: Вступление к опере «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова, «Во саду ли в огороде» русская народная песня, «Три чуда» из оперы Н. А. Римского –Корсакова, музыкальная игра.

Оборудование:

Мультимедийная презентация (POWER POINT);

аудиозаписи для музыкального ряда;

музыкальные инструменты

Методы и приемы:

Словесно – индуктивный (беседа, диалог);

Пластическое интонирование (движения);

Наглядно - дедуктивный (сравнение)

















Ход урока


1.Организационный момент.(1,5 мин)

Музыкальное приветствие. –

Ребята, присаживайтесь. Сегодня урок у нас будет необычный, мы отправимся в театр.


2. Обозначение темы урока (3 мин)

Прочитайте, написанные на доске строки:

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

"Кабы я была царица, -

Говорит одна девица, -

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир"…

- Вы уже догадались какая это сказка?

(«Сказка о царе Салтане».)

- А кто сочинил «Сказку о царе Салтане»?

(А. С. Пушкин.)

- Правильно ребята Александр Сергеевич Пушкин. Скажите, пожалуйста, чем отличается сказка от других жанров?

(Волшебством.)

- Молодцы ребята. В каждой сказке есть чудо. Сказочное чудо стихов А. С. Пушкина передал в музыке вам уже знакомый композитор с двойной фамилией. Кто догадался - как зовут композитора?

(Римский – Корсаков.)


- Правильно ребята. «Что за прелесть эти сказки!» - воскликнул однажды Николай Андреевич Римский-Корсаков при чтении очередной сказки Пушкина. Ведь именно эти сказки вдохновили композиторов на создание музыкальных сочинений.

- Тема нашего Урока: «Что за прелесть эти сказки» «Сказка о царе Салтане».


3. Работа по теме урока (1,5 мин)

« В синем небе звезды блещут

В синем море волны хлещут

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.

Словно горькая девица,

Плачет, бьется в ней царица;

И растет ребенок там

Не по дням, а по часам…»


- Эти строчки становятся зримыми в музыке оперы «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова. Последовательность музыкальных картин в опере та же, что и в стихах Пушкина.

- Слушая музыку оперы, вы должны будете услышать высоту звучания различных инструментов.

- Скажите, пожалуйста, с чего начинаются музыкальные сказки?

(Со вступления.)

- Правильно. Послушайте, пожалуйста, вступление оперы « Сказка о царе Салтане» и вслушайтесь в музыкальную живопись.


4. Прослушивание вступления к опере «Сказка о царе Салтане» (3 мин)

Помогла ли вам музыка почувствовать красоту Пушкинской сказки? (Помогла.)

- А каким образом? (Звучали разные инструменты.)


- Правильно ребята. Красота сказки была показана при помощи звучания различных инструментов.

Одинаково звучали инструменты? Как они звучали?

- Правильно, все инструменты звучали по-разному, то есть в разных регистрах.


Регистр – это высота музыкальных звуков (высокий, средний, низкий).

(Учитель показывает на инструменте звучание разных регистров.)


5. Просмотр видеофрагмента из мультфильма

(2,5 мин)

- В «Сказке о царе Салтане» есть три чуда. В опере Н. А. Римского-Корсакова у каждого чуда - своя музыкальная тема – яркая картинка, только раскрашенная не красками, а звуками.

Ребята, вспомните, пожалуйста, 1 чудо. «Сказки о царе Салтане».

( Белка.)

- Посмотрите, пожалуйста, как изображена белка в сказке и послушайте, в каком регистре поет белочка. Просмотр видео фрагмента

(Белочка поет в высоком регистре.)


Прослушивание темы Белочки из оперы.

(1 мин)

- Молодцы ребята. А теперь послушайте музыкальную тему белки в опере Н. А. Римского-Корсакова.

Как она звучит?

(Легко, отрывисто, подвижно).

- А в каком регистре звучала тема белки? (Тема белки звучала в высоком регистре.)


Работа с карточками (1 мин)

- У вас на партах лежат карточки с музыкальными инструментами, выберите инструменты, которые вы услышали в этом фрагменте оперы?

(Дети называют инструменты симфонического оркестра.)


Хоровое пение. (5 мин)

(Дыхательная гимнастика, распевка)

1 мин + 1 мин

Разучивание песни белочки(4 мин)


- Ребята давайте разучим песню белочки из оперы «Сказка о царе Салтане»

-Для этого давайте встанем и сделаем дыхательную гимнастику и распоемся. Садитесь пожалуйста, удобно, руки положите на колени, спину выпрямите. Распевка на стаккато и легато.)


- А теперь мы споем песню белочки, смотрите ноты в учебнике на стр. 50.


Игра (2,5 мин)

- А сейчас антракт. Мы поиграем в оркестр.

- Сейчас будет звучать музыка. Ваша задача: отличить высокий регистр инструментов от низкого. Если инструмент будет звучать в высоком регистре, то вы должны показать движениями рук, как играют на этом инструменте, а если вы услышите звучание низкого инструмента, вы должны будете хлопать в ладоши.

Слушаем музыку. Дети изображают игру на инструментах

Просмотр видеофрагмента (1, 5 мин)

- Антракт закончен и мы снова в зале нашего театра

- А вот и 2 чудо.

« В чешуе как жар горя 33 богатыря…»

- Посмотрите, пожалуйста, как изображены богатыри в сказке и послушайте каким тембром голоса и в каком регистре говорит дядька Черномор?

Просмотр видео фрагмента сказки.

- Дядька Черномор говорит басом в низком регистре.


Прослушивание фрагмента из оперы (1,5 мин)

- А теперь послушайте, как композитор в опере передает их богатырскую поступь.

( Звучит фрагмент.)

- На что похожа эта музыка? Конечно же на марш - торжественный, величественный.

- В каком регистре звучал марш?

(Марш звучал в низком регистре.)


Прослушивание фрагмента из оперы (1,5 мин)

- Посмотрите, как художник изобразил Царевну - Лебедь при помощи красок. Какая она?

(Красивая, волшебная, таинственная…)

- Какими инструментами вы бы изобразили Царевну? В каком регистре?

- А теперь послушайте как Царевну-Лебедь изобразил Н. А. Римский-Корсаков

Звучит фрагмент из оперы.

- Совпало ли ваше воображение с композиторским? (У многих детей совпало.)

- Музыка, изображающая Царевну-Лебедь прихотливая, извилистая, в высоком регистре, словно пение фантастической птицы, но одновременно в ней слышится и привольная русская песня.



Задание (5 мин)

- А теперь ребята , у вас у каждого на столе есть листочек. возьмите его и выходите в центр зала. У кого –то изображен музыкальный инструмент, у кого –то одно из чудес из оперы Н. А. Римского-Корсакова, а у кого- то регистр. Задание:

Вам нужно правильно объединится в группы.

В каждой группе должно быть одно чудо, один инструмент , который звучал в данном музыкальном фрагменте и регистр этого инструмента.

Итог урока (2 мин)

- Ребята! С чем мы сегодня познакомились? (Мы сегодня познакомились с оперой «Сказка о царе Салтане».)

- Кто написал эту оперу? (Николай Андреевич Римский-Корсаков.)

- А при помощи чего изображались в опере герои?

(При помощи инструментов.)

- Назовите знакомые вам инструменты, звучание которых вы услышали в нашем театре.

(Дети называют.)

- Какие инструменты звучали в высоком регистре, а какие в низком?



Рефлексия (2 мин)

- Молодцы, ребята! Вы сегодня очень постарались. Проявили себя, как настоящие слушатели и исполнители. А сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили нашу работу на уроке.

Если вам было интересно и легко на уроке и вам очень понравилось в театре, то вы прикрепляете «изумруд».

А если вам понравилось, но вы испытывали затруднения в выполнении заданий, прикрепляйте «орешек».


Домашнее задание

Изобразить в тетради по музыке иллюстрацию к «Сказке о царе Салтане»





6


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.