12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Абдурахманова Сусанна Энверовна19
Преподаватель математических дисциплин
Россия, Крым респ., Феодосия
1

Конспект урока на тему «Логарифмические уравнения и неравенства»

Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Республики Крым

«Феодосийский политехнический техникум»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ

 

по учебному предмету ОУП.13 Математика

на тему «Логарифмические уравнения и неравенства».

 

для студентов 1 курса специальности

09.02.07 Информационные системы и программирование

(квалификация: программист)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Феодосия, 2023 г.

План открытого занятия

 

Тема занятия: Логарифмические уравнения и неравенства.

Вид занятия: урок изучения нового материала

Тип занятия: комбинированный

Цели занятия:

повторение, обобщение и систематизация знаний обучающихся по теме «Логарифмы, свойства логарифмов. График логарифмической функции».

изучение и закрепление методов решения логарифмических уравнений и неравенств.

Задачи:

Образовательные:

создать условия для активизации практической деятельности, расширения и закрепления знаний обучающихся;

овладеть умениями применять полученные знания по теме «Логарифм числа и его свойства» для решения логарифмических уравнений;

оценивать достоверность естественно-научной информации;

развить познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе приобретения знаний и умений по математике с использованием современных информационных технологий;

Развивающие:  

содействование развитию у обучающихся мыслительных операций: умение анализировать, синтезировать, сравнивать;

овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для освоения смежных естественно-научных дисциплин и дисциплин профессионального цикла, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;

развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования.

Воспитательные: 

воспитание интереса к математике как науке;

формирование навыков адекватной самооценки деятельности;

воспитание внимания, самостоятельности и трудолюбия;

готовность к коллективной работе, сотрудничеству со сверстниками в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

 

Формирование универсальных учебных познавательных действий включает базовые логические действия:

выявлять качества, характеристики математических понятий и отношений между понятиями; формулировать определения понятий;

выявлять математические закономерности, проводить аналогии, вскрывать взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие; условные;

выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев).

Формирование универсальных учебных познавательных действий включает базовые исследовательские действия:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений, прогнозировать возможное их развитие в новых условиях.

Формирование универсальных учебных познавательных действий включает работу с информацией:

анализировать информацию, структурировать ее с помощью таблиц и схем, обобщать, моделировать математически: делать чертежи и краткие записи по условию задачи, отображать графически, записывать с помощью формул;

формулировать прямые и обратные утверждения, отрицание, выводить следствия; распознавать неверные утверждения и находить в них ошибки;

Формирование универсальных учебных коммуникативных действий включает умения:

воспринимать и формулировать суждения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;

в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога; в корректной форме формулировать разногласия и возражения;

участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, "мозговые штурмы" и другие), используя преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных задач; планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы; обобщать мнения нескольких людей;

Формирование универсальных учебных регулятивных действий включает умения:

владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов; владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, данных, найденных ошибок;

 

Планируемые результаты:

Предметные:

применение теоретических знаний для решения практических заданий;

применение терминов, определений и понятий в контексте заданий;

владение основными методами научного познания, используемыми в математике;

умения обрабатывать результаты решения задания, объяснять полученные результаты и делать выводы;

сформированность умения решать задачи и уравнения;

сформированность умения исследовать и анализировать свойства различных функций, объяснять принципы решения различных типов заданий;

владение методами самостоятельного планирования решения задач и уравнений, и анализа полученной информации, определения достоверности полученного результата.

Метапредметные:

формировать умения определять цель занятия, планировать последовательность действий, осуществлять контроль и коррекцию результатов;

находить необходимую информацию, производить анализ существенных признаков предметов, синтез, сравнение;

планировать учебное сотрудничество с преподавателем и сверстниками, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные.

формировать профессиональное самоопределение, основы гражданской идентичности личности;

формирование мировоззренческих установок;

умение формулировать собственную точку зрения;

развитие осознанного отношения к учению.

 

Личностные результаты (ЛР):

ЛР 1 -Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.

ЛР2 -Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций.

ЛР 4 -Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа».

ЛР 7 - Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. 

ЛР 10 - Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой.

ЛР 13 -Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: активный, проектно-мыслящий, эффективно взаимодействующий и сотрудничающий с коллективом, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, демонстрирующий профессиональную жизнестойкость.

ЛР 15 -Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику.

Педагогическая технология: развития критического мышления, информационно-коммуникационная.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

Методы: визуализация, элементы кейс-метода, мозговой штурм.

Межпредметные связи:

Обеспечивающие:

Математика

2. Обеспечиваемые:

ЕН.01 Математика;

Физика;

Основы алгоритмизации и программирования;

Разработка программных модулей.

 

Обеспечение занятия:

Рабочая программа учебного предмета ОУП.13 Математика;

План открытого занятия;

Презентация к плану занятия;

Мультимедийный проектор;

Ноутбук.

Литература:

Колягин Ю.М., Ткачева М.В., Федорова Н.Е., Шабунин М.И. Алгебра и начала математического анализа (базовый и углубленный уровни), 10 кл. «Просвещение», 2022.

Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н. и др. Алгебра и начала математического анализа (базовый и профильный уровни). 10 кл. – М., 2014.

Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н. и др. Алгебра и начала математического анализа (базовый и профильный уровни). 11 кл. – М., 2014.

www.fcior.edu.ru -Информационные, тренировочные и контрольные материалы.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Структура занятия

п/п

Название этапа

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Время (мин)

1.

Организацион-ный момент

Приветствует обучающихся. Проводит проверку присутствующих на занятии, объявляет тему, ставит цели и задачи занятия.

Приветствуют преподавателя. Готовятся к занятию.

5

2.

Актуализация опорных знаний

Обобщение теоретического материала, организация действий обучающихся, направленных на решение проблем и достижение целей занятия: фронтальный опрос, повторение теоретического материала;

Воспроизведение обучающимися ранее полученных знаний;

слушают, анализируют.

 

5

3.

Выполнение плана комбинированного

занятия

Управляет процессом разбора нового материала:

- постановка задачи перед студентами;

- изучение способов решения логарифмических уравнений;

-изучение этапов решения логарифмических неравенств;

- решение заданий вместе с преподавателем;

- работа в парах;

-работа студентов у доски.

 

Студенты вместе с преподавателем, а также самостоятельно, осуществляют решение заданий; участвуют в обсуждении, слушают, анализируют, записывают.

58

4.

Подведение итогов

 

Проводит систематизацию изученного материала.

Слушают, анализируют, записывают.

5

5.

Рефлексия

Проводит общий анализ деятельности группы. Предлагает выполнить градацию знаний.

Отвечают на вопросы, слушают, анализируют.

5

6.

Домашнее задание

Объявляет задание для самостоятельного решения.

Записывают домашнее задание

2

План урока:

Организационный момент.

Актуализация опорных знаний

Изучение нового материала: работа с преподавателем, индивидуально, в парах.

Подведение итогов занятия.

Рефлексия.

Домашнее задание.

Организационный момент.

Проверить отсутствующих, готовность студентов группы к учебному занятию. Познакомить с темой занятия.

Наше занятие будет состоять из двух этапов:

изучение способов решения логарифмических уравнений;

изучение способов решения логарифмических неравенств.

Итак, начинаем 1 этап.

Актуализация опорных знаний

Ребята дайте, пожалуйста, определение логарифма.

Ответ: Логарифмом положительного числа b по основанию a, где a>0, a≠1, называется показатель степени с, в которую необходимо возвести a, чтобы получить, т.е.

t1708201503aa.gif, a>0, a≠1

 

Действие нахождения логарифма числа называют логарифмированием.

2) Вычислите устно (фронтальная работа, задания уровневые, первые четыре - база, вторые четыре - профиль). Учащиеся сами определяются с выбором уровня сложности:

1) lg 10

2) t1708201503ac.gif0=

3) t1708201503ad.gif=

4) t1708201503ae.gif=

1) t1708201503af.gif=

2) t1708201503ag.gif=

3) t1708201503ah.gif=

4) t1708201503ai.gif

 

Также, давайте вспомним свойства логарифмов.

 

Изучение нового материала

Уравнение называется логарифмическим, если его переменная находится только под знаками логарифмов.

Например:1) t1708201503aj.gif,

2) t1708201503ak.gif,

3)t1708201503al.gif

Уравнение t1708201503am.gif – не является логарифмическим, так как x2 не является аргументом логарифма.

Простейшим логарифмическим уравнением называют уравнение вида

t1708201503an.gif, где a>0, a≠1, x>0

По определению логарифма, при любом действительном b это уравнение имеет единственное решение: x=ab.

Например: Учебник. Никольский С.М. Алгебра и начала математического анализа 10 кл. №6.10 (б; в) (стр.168)

 

 

б) log3x=0,5,

t1708201503ap.gif

Ответ: t1708201503aq.gif.

 

в) t1708201503ar.gif,

t1708201503as.gif

Ответ: t1708201503at.gif .

 

Решение других логарифмических уравнений основывается на свойствах логарифмических функций, определении и свойствах логарифма.

Для логарифмических уравнений нет общего метода решения, однако можно выделить несколько групп уравнений, для решения которых используют определенные способы.

по определению логарифма

t1708201503au.gif

метод потенцирования

t1708201503av.gif

 

метод введения новой переменной

t1708201503aw.gif

метод приведения логарифмов к одному основанию

t1708201503ax.gif

графический метод

t1708201503ay.gif

Сегодня мы с вами рассмотрим некоторые из них:

 

Способы решения логарифмических уравнений.

 

По определению логарифма:

Если уравнение имеет вид

t1708201503az.gif(a>0, a≠1) (1)

тогда,

t1708201503ba.gif(2)

                                                     ОДЗ: t1708201503bb.gif(3)

Чтобы решить уравнение (1) достаточно решить уравнение (2), а затем выполнить проверку, подставив полученные корни в неравенство (3).

Например: Учебник. Никольский С.М. Алгебра и начала математического анализа 10 кл. №6.18 (а; в) (стр.172)

Пример а) решаем с преподавателем, а пример в) решаем самостоятельно. Один из студентов идет решать у доски.

а) t1708201503au.gif,

ОДЗ: 3x-7>0

по определению

3x-7=21,

x=3- t1708201503be.gif

Ответ: 3

 

в) t1708201503bg.gif

Ответ: 1

Важно помнить, что, решая логарифмические уравнения, нужно установить область допустимых значений уравнения и осуществить проверку полученных корней. Область допустимых значений записываем из исходного уравнения.

Рассмотрим еще один пример, решаем по свойствам и определению логарифма.

Учебник Колягин Ю.М. Алгебра и начала математического анализа, 10 кл. №840(1;4) (стр.259).

 

1) t1708201503bh.gif,

ОДЗ: t1708201503bi.gif

Преобразуем по свойству логарифмов

t1708201503bj.gif

по определению

t1708201503bk.gif

t1708201503bl.gif

t1708201503bm.gif

t1708201503bn.gif

Проверка:t1708201503bo.gif – удовлетворяет ОДЗ

t1708201503bp.gif

t1708201503bq.gifне удовлетворяет ОДЗ

Ответ: 6

 

2) t1708201503bs.gif

Ответ:t1708201503bt.gif

 

Метод потенцирования.

Потенцирование – это действие нахождения числа (аргумента) по его логарифму. Другими словами, это переход от равенства, содержащего логарифмы, к равенству не содержащему их, т.е.

t1708201503bu.gif

t1708201503bv.gif

Например: Учебник Колягин Ю.М. Алгебра и начала математического анализа, 10 кл. №843 (стр.260).

Пример 1) решаем с преподавателем, а пример 2) решаем самостоятельно. Один из студентов идет решать у доски.

 

t1708201503bw.gif

t1708201503bx.gif,

ОДЗ: t1708201503by.gif

t1708201503bz.gif

Проверка: t1708201503ca.gif

Ответ: нет корней.

t1708201503cb.gif

t1708201503cc.gif,

ОДЗ: t1708201503cd.gif

t1708201503ce.gif

Проверка: t1708201503cf.gif

Ответ: нет корней.

Метод введения новой переменной.

Рассмотрим решение уравнений этим методом на конкретном примере:

Учебник. Никольский С.М. Алгебра и начала математического анализа 10 кл. №6.22 (а, б) (стр.172)

а) t1708201503aw.gif

ОДЗ: t1708201503cg.gif

Введем замену: t=lgx Получим

t1708201503ci.gif,

t1708201503cj.gif

Вернемся к замене:

t1708201503ck.gif

Решив эти простейшие уравнения получим:

t1708201503cl.gif

 

Ответ: 10;100

 

б) t1708201503cm.gif

ОДЗ: t1708201503cg.gif

Введем замену: t=log3x Получим

t1708201503co.gif,

t1708201503cp.gif

Вернемся к замене:

t1708201503cq.gif

Решив эти простейшие уравнения получим:

t1708201503cr.gif

 

Ответ: 3;t1708201503cs.gif

 

 

Теперь, начинаем 2 этап.

Решение логарифмических неравенств.

Давайте вспомним, как выглядят графики логарифмической функции при 0<a<1 и при a>1:

t1708201503ct.png

3) Назовите функции, графики которых: а) возрастают; б) убывают:

 

1) t1708201503cu.gif

2) t1708201503cv.gif

 

3) t1708201503cw.gif

4)

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.