12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Демина Светлана Викторовна555
Стаж работы: 38 лет. В настоящее время преподаю русский язык и литературу в МКГиКе. Большое внимание уделяю внеклассной работе: провожу олимпиады, литературный кружок, организую встречи с писателями и поэтами, поездки на родину Шукшина, Бажова, Есенина.
Россия, Москва, Москва
1

Конспект урока по дисциплине "Русский язык и культура речи" для студентов второго курса Московского колледжа Геодезии и Картографии


МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


МОСКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ГЕОДЕЗИИ И КАРТОГРАФИИ

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГЕОДЕЗИИ и КАРТОГРАФИИ»






Методическая разработка по дисциплине «Русский язык и культура речи»

«Лексические ошибки в речи».

Разработчик: Демина С.В.























2023, март.


Тема «Лексические ошибки в речи».

Цель: дать обучающимся представление о культуре речи.

Задачи урока

проанализировать классификацию речевых ошибок; на конкретных примерах неправильного словоупотребления рассмотреть типы речевых ошибок и причины их появления в речи.

Оборудование:  толковые и фразеологические словари.

Тип урока: практическое занятие.

Время -90 минут (одна пара).


Слово преподавателя.


-Здравствуйте, ребята! Садитесь. Всем студентам желаю хорошего дня. Тема нашего урока «Лексические ошибки в речи». На уроке мы поговорим об основных критериях хорошей речи, а также разберём, какие лексические ошибки вы допускаете в речи. Я хочу зачитать Вам отрывок из работы советского и российского лингвиста, доктора филологических наук Сиротининой Ольги Борисовны

«Основные критерии хорошей речи»:

«Как это ни парадоксально, дать определение хорошей речи не так просто. С одной стороны, представление о том, что такое хорошая речь, исторически изменчиво. Каждому ясно, что в XX веке не может быть признана хорошей та речь, которая была образцовой не только для XVIII, но и для первой половины XIX века, даже если мы читаем тексты «создателя современного русского языка», каковым по праву считается А. С. Пушкин. (См., например, типичное для него, но не для современных норм русской речи выражения типа: <...> странное молчание царствовало в сей толпе ...за коими находилось несколько шалашей ...обе обрадовались ей как находке и положили исполнить ее непременно ).

Значительно сложнее обстоит дело с речью конца XIX – первой половины XX века. Эта речь уже не вызывает явного возражения, но иногда тоже воспринимается как не совсем современная.

Из этих примеров можно сделать вывод, не требующий специальных научных разысканий о том, что как хорошая не может восприниматься речь не современная . В обществе происходят со временем явные сдвиги в представлениях об эталоне хорошей речи. В определенный период развития общества подобные сдвиги наблюдаются даже в сравнительно короткие периоды времени. Один из таких сдвигов мы пережили (и продолжаем переживать) в 90-х годах XX века.

С другой стороны, представление о хорошей речи, ее эталоне обусловлено социально, а иногда и территориально. Так, во время одной из диалектологических экспедиций деревенские жители сообщили нам, что говорить, спрашивать Куда идешь? некультурно, нехорошо, а надо говорить Далеко ль пошлаРазличны представления о хорошей речи у разных поколений (отношение к жаргону, ты-общению, именованию людей без отчества и т. д.). Следовательно, и одна и та же речь будет восприниматься по-разному с точки зрения ее качества человеком старым, среднего возраста и молодежью.

Совершенно очевидно, с третьей стороны, что не может быть одинакова речь письменная и устная, монологическая и диалогическая, речь в условиях публичного или массового и в условиях неофициального общения и т. д. Отсюда зависимость оценки речи от функционально-стилевой принадлежности, формы (устная / письменная) и условий ее осуществления.

Евгений Николаевич Ширяев, известный лингвист, дал очень емкое определение культуры речи: «Культура речи – это такой набор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач». Компонентами культуры речи любого человека являются: дикция, выразительность, интонация, ясность изложения, грамотность построения предложений, образность речи, правильное ударение в словах, исключение режущих слух слов (жаргонной лексики, слов – паразитов, модных словечек), тон и темп речи, словарное богатство, логика изложения мысли, эрудиция.

Как вы думаете, что такое лексические нормы русского языка и с чем они связаны?

Лексические нормы требуют правильного выбора слова и уместного его употребления в соответствии с его лексическим значением. Значение незнакомого слова мы можем узнать из толкового словаря.

Существуют общие толковые словари, а также словари иностранных слов, специальных терминов, устойчивых выражений (фразеологизмов).

Слова, употребление которых ограничено, в словарях обычно имеют соответствующие пометки: «разг.» - разговорное, «прост.» - просторечие, «обл.» - диалектное, «устар.» - устаревшее, а также «книжн.» и «спец.»

В устной и письменной речи необходимо соблюдать лексические нормы, которые достигаются в результате:

 Понимания лексического значения слова.

Знания лексической сочетаемости слов.

Учета многозначности либо омонимии слов.

Учета распределения лексики на:

- общеупотребительную и сферы ограниченного употребления;

- активно употребляемую и пассивный словарный запас;

- нейтральную и стилистически окрашенную.

Необходимо постоянно обогащать свой словарный запас, систематически обращаться к словарям и справочникам, стремиться изъясняться в соответствии с нормами русского литературного языка не только в официальной, но и в неофициальной обстановке.

При нарушении лексических норм возникают речевые ошибки. Давайте рассмотрим основные речевые ошибки, обусловленные нарушением лексических норм, когда высказывание теряет точность, ясность, логичность словоупотребления. К таким ошибкам относятся:

Употребление слова в несвойственном ему значении, без учета его семантики, например:

Несмотря на приличный боковой ветер, вода попадала туда, куда нужно. Вместо слова приличный лучше употребить прилагательное сильный. Неразличение (смешение) паронимов в речи, например:

На контрольных работах по философии я взглядываю в «Философский словарь». Глагол взглянуть обычно имеет при себе дополнение с предлогом на (взглянуть на кого-нибудь, что-нибудь), а глагол заглянуть (быстро или украдкой посмотреть куда-нибудь, взглянуть с целью узнать, выяснить что-нибудь), который необходимо употребить в данном случае, имеет дополнение с предлогом в.

Ошибки в употреблении омонимичных слов, например:

Врач хирургического отделения решил оставить это лекарство. Из контекста неясно, что нужно делать с лекарством: продолжать принимать или отказаться от лечения.

При неправильном словоупотреблении могут возникнуть ошибки в выборе синонима, например:

Имя писателя Ф. М. Достоевского знакомо во многих странах... Вместо слова известно в предложении ошибочно употреблено слово знакомо.

Не устраненная контекстом многозначность может быть результатом неправильного словоупотребления:

За короткий срок он смог проявить себя как человек грамотный. Слово грамотный имеет два значения:

1) умеющий читать и писать, образованный,

2) обладающий специальными знаниями в какой-либо области.

В представленном примере многозначность не устранена контекстом, не понятно, в каком значении употреблено слово грамотный.

Неточное понимание семантики слов приводит к многословию - плеоназму, например:

В газете было опубликовано много свободных вакансий. Слово вакансия обозначает свободное место. Неточное понимание значения слова привело к неоправданному многословию.

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология):

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

Неоправданное использование слов из сленга, ненормативной лексики, американизмов, например:

Максим, хочешь знать, какой облом и прикол был у нас вчера? Следовало бы правильно сказать:

Максим, хочешь знать, какой у нас вчера был неудачный день?

Употребление лишних слов, лексическая избыточность, например:

Тогда о том, чтобы вы могли улыбнуться, об этом позаботится наш

книжный магазин.

Нарушение лексической сочетаемости, например:

Тут пленят не пытками и железом, а безразличием.

Слова пленить и безразличие не сочетаются по смыслу.

Неуместное употребление фразеологизмов:

Зощенко палец в рот не клади,

А дай только посмешить читателя.

Практическая работа.

Задание:найти лексические ошибки и записать предложения правильно:

1.Мы были шокированы прекрасной игрой актёров.

2.Обломов ничем не занимался и целыми днями валял дурака.

3.В романе А.С. Пушкина имеют место лирические отступления.

4.Автор то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.

5.Если бы я был там, то за такое отношение к матери, я бы этому кексу в грызло бы дал.

6.Оказавшись в глухой псковской деревне А.С.Пушкин постоянно ездил в соседское Тригорское.

7.Улыбка бродила на человечных лицах, старых и молодых, безобразных и красивых.

8.Но всех больше отяжеляет наш замкнутый земной мирок некое высокое растение с пышными белыми цветами.

9.Остап был очень самоуверенный, он всегда знал, как ему поступить.

10.Девушки, куда это вы намылились? Уж не на дискач ли?

11. Учитель географии явно ему импонировал.

12.В третьей части текста не весёлый, но и не мажорный мотив заставляет нас задуматься.

13.Молодой юноша задумался над своим поступком после того, как нагрубил учителю.

14.Владимир Алексеевич Солоухин в своих рассказах рассказывает о реальных событиях.

15.Рассказ «Судьба человека» написал М.А. Шолохов. В нём говорится о тяжёлой судьбе Андрея Соколова».

Домашняя работа: написать сочинение – рассуждение «Для чего нужна культура речи?»

5


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.