12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дудницкая Марина Владимировна17

Натуральные числа

(урок-сказка)

5 класс

Содержание: натуральные числа и их сравнение; сложение, вычитание, умножение и деление натуральных чисел.

Цель изучения:

закрепить и развить навыки сравнения натуральных чисел, выполнения арифметических действий с натуральными числами;

продолжить работу по формированию навыков решения уравнений;

развивать умения решать текстовые задачи;

развивать умения решать логические задачи.

Прогнозируемый результат:

уметь складывать, вычитать, умножать и делить натуральные числа;

уметь сравнивать натуральные числа;

уметь решать уравнения на основе зависимости между компонентами действий;

уметь решать текстовые задачи арифметическим способом.

Оборудование: компьютер, презентация.

Форма проведения урока: сказка-соревнование.


Ход урока:

Учитель: Сегодня у нас необычный урок повторения темы «Натуральные числа», урок-соревнование, участниками которого будут три команды

(учащиеся разделились на команды заранее, по желанию).

Познакомлю вас с правилами состязания:

Соперникам по очереди задаются вопросы. Будьте внимательными, так как некоторые из них адресованы всему классу. В этом случае отвечает та команда, участники которой первыми поднимут руку.

Если команда не может ответить на вопрос или даёт неправильный ответ, то право ответа предоставляется соперникам.

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

В зависимости от количества набранных баллов, в конце урока соревнующиеся получают оценку.


Учитель: Таковы условия соревнования.

Необычность урока состоит и в том, что это будет урок-сказка.

В мире много сказок

Грустных и смешных.

И прожить на свете

Нам нельзя без них!

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло,

Пусть тепло навеки

Побеждает зло!

Думаю, что вам хорошо известна сказка Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», но я вас познакомлю с математической версией этой сказки. Надеюсь, вы поможете Буратино выпутаться из тех трудных ситуаций, в которые он постоянно попадает.

Итак, каморка папы Карло…

Сверчок сказал Буратино, что в каморке кроется какая-то тайна, и, чтобы её узнать, надо правильно ответить на вопросы, которые, оказывается, написаны на холсте.

Буратино – мальчик шустрый, но деревянный, поэтому ему нужна ваша помощь.

I команде

Сравните числа, в которых цифры заменены звездочками:

а) **** и ***;

б) 52** и 51**.


II команде

Угадайте корни уравнения:

а) 3 · x = x · 7;

б) y · y - 4 = 12.

Ответ: а) х=0; б) у=4.

III команде

Найдите значение выражения:

а) 49 · 27 + 51 · 27;

б) 402 · 87 - 302 · 87.

Ответ: а) 2700; б) 8700.


Учитель: Выполнено первое задание, и вам открывается тайна – за холстом есть потайная дверь.

А что за этой дверью – не знает никто. Дверь можно открыть только золотым ключиком, который хранится у старой черепахи Тортилы. Узнав об этом, Буратино решил утром отправиться на поиски ключика.

Внимание!


Задание № 2
I команде

Буратино лег спать пораньше,

в восемь часов вечера, предварительно заведя будильник на девять часов с тем, чтобы встать утром.

Сколько часов он проспал, пока его не разбудил будильник? (1 час)



II команде (слайд 7)

У Буратино в комоде лежали вперемежку три пары чулок с красными полосками и 5 пар чулок с синими полосками.

Какое наименьшее число чулок он должен взять из комода в темноте, чтобы иметь не менее пары чулок одного цвета? (3 чулка)


III команде

Учитель: Дождавшись утра, Буратино отправился в путь. Дорога предстояла трудная и далёкая. На окраине города внимание Буратино привлекла харчевня «Три пескаря». Проголодавшийся Буратино решил подкрепиться.

Войдя в харчевню, он увидел Карабаса Барабаса, лису Алису и кота Базилио. На вертеле готовилось фирменное блюдо – утка. У Буратино совсем не было денег, тогда коварный и злой Карабас Барабас предложил ему пойти на сделку.

Если Буратино правильно ответит на вопрос, то он его не только накормит, но даст ещё 7 золотых монет в придачу. Если же Буратино неправильно ответит на вопрос, то его кинут в огонь для приготовления очередного фирменного блюда. Вот какой вопрос задал Карабас Барабас:


Одна утка на вертеле жарится до готовности один час.

За сколько часов зажарятся на одном вертеле сразу две утки? (1 час)


Учитель: Всё обошлось как нельзя лучше. Сытый Буратино с семью золотыми монетами продолжил путь. За городом Буратино увидел красивую лужайку и посреди неё – маленький домик.

В нём жила Мальвина – девочка с голубыми волосами. За её домиком дорога разветвляется на три части. Мальвина рассказала Буратино о том, что вдоль каждой дороги написано уравнение. Нужно найти корни уравнений и по указателю направлений определить путь, ведущий к пруду черепахи Тортилы.

Поможем Буратино справиться с этим трудным заданием. Все участники соревнования решают уравнение в тетрадях, а один человек от команды – у доски. Будьте готовы помочь представителю своей команды.


Задание № 3

Найдите корень уравнения:

I команде

(х + 3) × 7 = 133; (х=16)

II команде

181 – 8х = 45; (х=17)

III команде

124 : (х – 14) = 31. (х=16)


Учитель: К пруду Тортилы вёл указатель с числом 17, поэтому Буратино пошёл по второй дороге.

Оказывается, лиса Алиса и кот Базилио были свидетелями всего происходящего. Они решили заманить Буратино в страну Дураков. Как вы знаете, лиса Алиса и кот Базилио убедили Буратино зарыть свои 7 монет в землю.

Они посоветовали ему вырыть 3 ямки.

В первую ямку положить х монет, во вторую – на 3 монеты меньше, чем в первую, а в третью – в 2 раза больше, чем во вторую.

Составьте к сформулированной задаче краткую запись и уравнение. Запишите их в тетрадях.


t1675190402aa.gif(Ответ: х+(х-3)+(х-3)*2=7)


Учитель: Лиса Алиса и кот Базилио обманули Буратино. Они натравили на него сыщиков, и он, бросив свои монеты, бежал из Страны Дураков. Чтобы вернуться на правильный путь, ведущий к пруду, Буратино пришлось идти через топкое болото.


Задание № 5

Учитель: Чтобы узнать, чем это путешествие закончилось, вам придётся последовать за Буратино по математическим кочкам.

Не торопитесь при выполнении вычислений, а то можете соскользнуть с кочки и увязнуть в болоте.(Цепочкой, по одному ученики выходят к доске и записывают ответы). Если увидели, что предыдущий участник команды допустил ошибку, можете её исправить.

(1команда: 1215 – 5000 – 636 – 106

2 команда: 1638 – 3000 – 816 – 102

3 команда: 952 – 4000 – 721 – 103)

Очередное препятствие преодолено, хотя некоторых оступившихся пришлось вытягивать из болота.

Наконец-то Буратино подошёл к пруду, в котором живут черепаха Тортила и много-много зелёных лягушек. Квакушки со всех сторон окружили Буратино и рассказали ему о своей мечте.


Задание № 6

В окрестностях пруда четыре болота. В каждом болоте по 58 кочек, а на каждой кочке живет по шесть лягушек. Каждая лягушка мечтает стать лягушкой-путешественницей.

Сколько нужно уток, чтобы осуществилась их мечта?


Надеюсь, вы не забыли способ передвижения лягушки-путешественницы по воздуху!

(Ответ: 4*58*6*2=2784 утки)


Учитель: Благодарные лягушки на кувшинке довезли Буратино до черепахи.

Задание № 7

Оказывается, Тортила отдала золотой ключик Буратино не просто так, как рассказал Алексей Толстой, а совсем иначе.

Она вынесла три коробочки: красную, синюю и зелёную.

На красной коробочке было написано «Здесь лежит золотой ключик», на синей – «Не пустая коробочка», на зелёной – «Здесь сидит змея». Тортила прочла надписи и сказала: «Действительно, в одной коробочке лежит золотой ключик, в другой – змея, а одна коробочка пуста, но все надписи неверны. Если отгадаешь, в какой коробочке лежит золотой ключик, он твой».

Так, где же лежит золотой ключик? Тот, кто первым объяснит решение задачи, принесёт команде один балл.

(Ответ: в 3 коробочке)

Учитель: Получив ключик, довольный Буратино вернулся домой…

С какими результатами каждая команда пришла к концу путешествия?

(подведение итогов)

Учитель: Право открыть потайную дверь предоставляется участнику победившей команды.


Преодолев так много испытаний,

Вы оказались у двери в Мир Знаний.

«Входите в неё, –

скажу вам я. –

Добро пожаловать, друзья!»


Участники победившей команды за урок получают пятёрки.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.