12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Махнач Евгения Владимировна19
0

Конспект урока по русскому языку в 5 классе: «Буквы О или Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»

Конспект открытого урока

по русскому языку

5 класс


Тема урока:

«Буквы О или Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»





Учитель:

Махнач Евгения Владимировна

​​​​​​​учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №2 ЗАТО Озерный

Тверская область



Тема урока: «Буквы О или Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»



Тип урока

Урок открытия нового знания .

Цель:



Задачи:

Организовать деятельность учащихся, направленную на освоение и применение правила правописания «о» и «е» в окончаниях имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук [ц]

познакомить с орфограммой «Буквы О/Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц»

освоить алгоритм правописания «о» и «е» в окончаниях имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук [ц];

развивать орфографическую зоркость, умение строить речевые высказывания

воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к ответам одноклассников, личную ответственность за выполнение коллективной работы.


Планируемые

результаты

Метапредметные:

Личностные УУД:

Формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, реализовывать творческий потенциал в предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше».

Регулятивные УУД

Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Контролировать правильность выполнения задания.

Соотносить собственный ответ с предложенным.

Коммуникативные УУД

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Аргументировать выбор буквы.

Оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Группировать слова по заданному основанию.

Предметные:

Наблюдать за особенностями написания букв о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Устанавливать место и тип орфограммы в слове, распределять слова по заданному основанию.

Преобразовывать транскрипцию в буквенную запись.

Использовать в речи речевые единицы, делать вывод на основе наблюдений за изменением формы слова.



Педагогические технологии: технология проблемного обучения, здоровьесберегающая технология, элементы игровой технологии

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, в паре

Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль

Оборудование урока: доска, учебник, сигнальные карточки, таблицы оценивания, карточки самооценки, тетрадь, презентация.

УМК: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцоваи др. «Русский язык». 5-9 кл. – М., «Просвещение», 2014,



Ход урока



Этап урока и его цели


Деятельность

учащихся


Деятельность

учителя

Содержание урока


Планируемые

результаты

I. Мотивация к учебной деятельности.

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Приветствуют учителя.

Организует быстрое включение учащихся в

урок. Мотивирует к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Я рада вас видеть. Согласитесь, что приятно смотреть на человека, который улыбается. Давайте поприветствуем друг друга своими улыбками. Я вижу, что к уроку вы готовы. Начнем. Садитесь, ребята.


Регулятивные: волевая саморегуляция

Личностные: действие смыслообразования

Коммуникативные: планирование


II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Цели:

- организовать умение оценивать и анализировать информацию;

- организовать умение отражать свое мнение.

- уточнить следующий шаг учебной деятельности.


Делают записи в тетради.










Высказывают своё предположение.









Отвечают на вопросы учителя.


Организует выполнение в соответствии с инструкцией








Организует выполнение учащимися пробного учебного действия.












Организует фиксирование индивидуального затруднения.


Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.


Меня зовут Евгения Владимировна. Если появятся вопросы, поднимите руку, вместе найдем ответ. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.

Наше занятие мы начнем с поэтических строк:


Февраль рисую я карандашОм
Прозрачным, призрачным пейза
жЕм.
Он ляжет на экране том
Морозным свежим верниса
жЕм.


- О каком времени года говорится в стихотворении? (о зиме)

- А почему поэту так хочется нарисовать февраль, как вы думаете?

(ещё холодно, дуют ветры, идет снег, но уже чувствуется, что скоро весна, которую мы ждем. Февраль как последняя схватка зимы и весны)

- Какие слова в тексте вам незнакомы? --Каким словам вы затрудняетесь дать толкование? (вернисаж, пейзаж)


Работа по толкованию слова со словарем

-Что такое вернисаж?

Вот как дает толкование этого слова в своем толковом словаре Сергей Иванович Ожегов.

Вернисаж – торжественное открытие художественной выставки. (С. И. Ожегов. Словарь русского языка.)

Попробуем составить словосочетание с этим словом. (открытие вернисажа, интересный вернисаж).

-Что такое пейзаж?

Пейзаж это жанр в искусстве, посвященный природе. Это «портрет» природы.

Пейзаж карандашом. Горный пейзаж.


Познавательные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности


Познавательные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности


Регулятивные: контроль, коррекция, прогнозирование.







III. Выявление места и причины затруднения

Цели:

- выявить место (шаг, операция) затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.


Под руководством учителя выявляют место затруднения.

Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.

Организует выявление места затруднения.


Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.


Наблюдение над языковым материалом:

-А теперь обратим внимание на слова с выделенными буквами (карандашом, пейзажем, вернисажем)

- Какой частью речи являются эти слова?  (существительные)
- В какой морфеме находятся выделены буквы О и Е? 
(В окончаниях).
- После каких согласных стоят эти буквы?
(после ш, ж)

-Как называются эти буквы? (шипящие).

Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы


IV. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

Цели:

- организовать постановку цели урока;

- организовать составление совместного плана действий;

- определить средства;

- уточнить следующий шаг учебной деятельности.


Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.



С помощью учителя ставят цель урока.


Под руководством учителя выполняет составленный план действий.



Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.




Организует постановку цели урока.



Организует составление совместного плана действий.


Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.


Определение темы урока

Попробуйте сформулировать тему урока. О чем пойдет речь? (Буквы О или Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных). Запишите тему урока.

-Чему должны научиться на данном уроке? Поставьте перед собой цель.

(научиться правильно писать слова с орфограммой буквы О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных).

- А что для этого нужно?

познакомиться с правилом написания гласных О и Е в окончаниях имен существительных после шипящих и Ц;

2) научиться правильно писать слова с изучаемой орфограммой и графически обозначать ее.


Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование


Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения







V.Реализация построенного проекта

Цели:

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новое знание в речи и знаках;

- устранение и фиксирование преодоления затруднения;

- уточнить тему урока.





Высказывают свои версии решения проблемы.








Сопоставляют свои версии решения проблемы с учебником.


Организует уточнение темы урока


Организует построение вывода.







Организует сопоставление версий решения проблемы с учебником.



Вернисаж открывает перед нами свои двери. И чтобы пройти на него, нужно решить одну задачу. Попробуйте предположить, от чего зависит написание букв о/е в окончаниях существительных после шипящих. (если будут неверные ответы, объясняем на примерах, почему они неверные)

Подсказка: В окончаниях существительных после________________

под ударением пишем __________, без ударения __________.


Формулируют правило.

Давайте проверим, так ли мы с вами сформулировали правило. Откройте учебник на 76ой странице. Параграф 99. (Один ученик читает вслух).



Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, управление поведением партнёра


Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез

VI. Первичное закрепление Решение учебных задач.

Цель:

- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

- создать, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха, мотивирующую его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.


Выполняют задание, проговаривая новые понятия.










Вписывают свои результаты в оценочный лист.

Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Правильное открытие сделали? (Да)

Обратите внимание, как выделяется орфограмма.

Молодцы, я не сомневалась в вас! Проверим, как вы всё поняли.

Упр. 556 (устно, используя сигнальные карточки) – 5 предложений


Ребята, у вас на столе лежат сигнальные карточки, я читаю предложение, а вы поднимаете нужную букву.


Что нам помогло поставить правильную букву в окончании? (ударение, под ударением – о, без ударения – е)

Вписать свои результаты в оценочный лист.

Коммуникативные: управление поведением партнёра, умение выражать свои мысли.

Познавательные

Находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке.

Группировать слова по заданному основанию.



Физкультминутка




Я вижу, что вы немного устали. Без физкультминутки не обойтись. Ребята, мы сегодня говорим с вами о шипящих согласных, а что это за звуки? (ж, ч, ш, щ). Очень хорошо, встали и повторяем движения за мной. Поднимите руки вверх, потянитесь, встаньте на цыпочки.


Щу-щу-щу, руки вниз я опущу. (опускаем руки).

Ща-ща-ща, наклоняюсь, не пища. (наклоны в стороны).

Жи-жи-жи, на плечи руки положи. (круговые вращения руками).

Чу-чу-чу, прогуляться я хочу. (ходьба на месте).

Ши-ши-ши, улыбнулись от души. (продолжаем ходьбу на месте, улыбаемся).

Ча-ча-ча, мы садимся молча. (тихо садятся на свои места).


Отвечают на вопросы учителя.

























Выполняют задание, проговаривая новые понятия.




Обмениваются тетрадями (взаимопроверка)

Вписывают свои результаты в оценочный лист.

Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

-Открытие вы сделали, а теперь нужно доказать свои знания.

-Ребята, нам важно знать в какой морфеме данная орфограмма? (да)

-Почему? В какой ещё морфеме нам встречались буквы о-ё после шипящих? (в корне)

Давайте вспомним правило.

Например: в слове желтый пишем Ё можно подобрать однокоренное слово с Е (желтеть), шёпот – шепчет, а шорох? Нельзя подобрать, пишем О.

Эти знания пригодятся Вам для выполнения следующей работы.

-Итак, что нужно сделать сначала? (определить в какой морфеме пропущена буква)

-Верно. И только после этого применять нужное правило.

под ударением пишем О-, без ударения Е- .


Мы с вами гуляем по вернисажу и переходим во второй зал вернисажа: зал реставрации. Кто знает, что это такое?

Реставрация – это восстановление произведений искусства (скрупулёзно, чрезвычайно тщательно, точно до мелочей). Стоматологи, архитекторы, художники

А мы с вами сейчас займемся реставрацией слов.

Задание:

Выпишите слова с орфограммой «Буквы о – е после шипящих и ц- в окончании существительных»

Дети читают слова, выделяют ударные слоги.

С плащом, шёлк, шорох, скворцом, шёпотом, солнцем, рощей, крыжовник, стужей.


Обменяйтесь тетрадями. Проверим, правильно ли вы выполнили задание. Оцените работу соседа.

Посмотрите на критерии оценивания. Вписать результаты в оценочный лист.


VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цели:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать проверку по эталону с последующей оценкой результатов;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.


Отвечают на вопросы учителя.









Выполняют задание самостоятельно.








Выполняют проверку по эталону. Фиксируют результаты в оценочном листе.


Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.





Организует самопроверку по эталону.


Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.


А теперь задание потруднее. На вернисаже гостей встречает экскурсовод. Кто это? (человек, который рассказывает о достопримечательностях, экспонатах в музее, картинах)

Иногда экскурсовод задает вопросы, чтобы узнать, внимательно ли его слушают. Представьте, что я экскурсовод на сегодняшнем зимнем вернисаже. И мне очень хочется узнать, внимательно ли вы слушали, как всё поняли.


Буквенный диктант.

Я прочитаю слова, а вы запишите только букву, которую надо писать после шипящих и ц в окончании существительных.

1. кольц…м

2. ключ..м

3. удач..й

4. сторож..м

5. зайц..в


Проведём взаимопроверку по ключу.

«5» - нет ошибок

1

2

3

4

5

0

0

е

е

е

«4» - одна ошибка

«3» - две-три ошибки

Так отчего зависит выбор о/е в окончаниях существительных после шипящих? (после шипящих под ударением О, без ударения Е)


Регулятивные: контроль, коррекция, оценивание качества и уровня усвоения


Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание



VIII. Включение в систему знаний и повторение.


Цели:

- выявить границы применимости нового знания и выполнить задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг;

- рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного.


Выполняют задание под руководством учителя.
















Делают записи в дневниках.

Организует повторение умений писать окончания имен существительных с опорой на правило.















Даёт пояснения к домашнему заданию.

Итак, мы переходим в последний зал нашего вернисажа. В начале урока мы вспомнили, что такое пейзаж. Я предлагаю нам всем вместе нарисовать зимний февральский пейзаж, только для этого нужно быть очень внимательным и правильно расставить буквы о/е в окончании существительных после шипящих и Ц.


Текст читает один ученик.

Хорошо зимой! Над крышей дома из трубы вьётся кольцом дым, над рощей поднимается туман. Ветер тучи за солнцем гоняет. А оно играет с красавицей-зимой, не сдаётся, озаряет землю своим теплым лучом!

(рисуется картинка)

Это не совсем пейзаж, портрет

Думаю, что наша картина займет свое место на нашем февральском вернисаже.


8. Домашнее задание. Выставление оценок.

Пар. 99, правило, упр. 556.

Дополнительное задание (выполняется по желанию)

-подобрать стихотворения, в которых встречается изученная орфограмма, оформить работу на отдельном листе формата А4.

-грамматическая раскраска.

Регулятивные: прогнозирование

Коммуникативные:

осуществление взаимного контроля и сотрудничества.


IХ. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Цели:

- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;


- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

- соотнести ее цель и результаты, зафиксировать степень их соответствия, и наметить дальнейшие цели деятельности.


Отвечают на вопросы учителя.








Делают самооценку.

Организует фиксирование нового содержания.

Организует рефлексию.





Организует самооценку учебной деятельности.





Какую цель ставили? Достигли цели?

Чему научились? Где побывали? (на вернисаже)

Подведем итоги, ребята. Без чего художник не создаст картину? Без красок

А на чем он краски смешивает, добивается нужного оттенка?

Достаю палитру.

Что это такое? Палитра - небольшая доска, на которой художник смешивает краски для получения необходимых цветов.


У вас на столах три цветных круга, три ярких краски. Я прошу вас выбрать один круг и приклеить на палитру.

Зелёный – мне всё удалось, на уроке было легко и просто.

Желтый – у меня были некоторые затруднения, но я справился.

Красный –непонятно, у меня ничего не получилось, надо повторить ещё раз.


Урок окончен. Спасибо за внимание!


Познавательные: умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности


Коммуникативные: умение выражать свои мысли


Регулятивные: волевая саморегуляция, самооценка.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.