12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Пилипчук Нина Анатольевна59
Живу творчески, работаю творчески, делюсь своим творчеством.
Россия, Приморский край, Фокино
Материал размещён в группе «Преподаватели ДШИ и ДХШ»
 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 

дополнительного образования «Дом детского творчества»

 ГО ЗАТО г. Фокино Приморский край
 

 

Кружок «Волшебный клубок» Группа 2 года обучения.

 

Педагог дополнительного образования Пилипчук Н.А.

 

Конспект занятия.

 

Тема: «Изготовление сувениров»

 

Цель: - Создание сувенира вязанием крючком из нитей.                     Задачи: образовательные: - закрепить технику вязания крючком; развивающие: - развить творческие способности; - развить потребность к труду, стремление преодолевать трудности в работе; - развить мелкую моторику рук; воспитательные: - воспитывать трудолюбие, самостоятельность, терпение, бережливость и аккуратность в работе; - воспитывать дисциплинированность и умение работать в коллективе; - воспитывать уважение к труду и трудолюбие.

 

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

 

Оснащение занятия: конспект занятия, наглядное пособие и книги по вязанию, различные образцы связанных деталей, готовый образец, схемы вязания, пряжа разных цветов (используем пряжу разной фактуры и толщине), крючок (подбирается в зависимости от толщины пряжи, №2, №3…), синтепон или вата для наполнения деталей, нитки для шитья, игла, ножницы, бусинки для глаз и носа.

 

Ожидаемые результаты:

 

Обучаемые расширят представления о декоративно - прикладном творчестве, познакомятся с историей развития сувенирной продукции. На занятии дети приучаются к аккуратности в работе. Обучаемые закрепят знания условных обозначений и схем вязания, закрепят навыки работы с крючком. Дети на основе первоначальных знаний и умений по вязанию смогут к концу занятия создать сувенир.

 Тип занятия: практическое.

  Форма проведения: групповая.

План занятия:

1.Организационный этап: Проверка посещаемости в журнале учета рабочего времени, установление дисциплины. Проверка готовности рабочего места, психологический настрой детей.

2.Вводный этап:

 На доске ребус. Дети должны отгадать его. Это и будет темой урока.

3.Беседа: « Сувениры от истоков до нашего времени»

Приложение 1.

4.Проверочный этап.

1. Инструктаж по ТБ. Приложение 2.

2. Условные обозначения и техника вязания.

5. Практическая работа.

План работы:

1. Подбор материала и инструментов.

2.Техника вязания деталей сувенира.

3.Сборка изделия.

4. Оформление и украшение сувенира.

5. Заключительный , информационный этап.

 

Конспект занятия.

Педагог: - Здравствуйте!

Все готовы к занятию?. Как ваше настроение? Обратите внимание на доску. На ней для вас ребус. Отгадайте его!

Дети отгадывают ребус. Получилось слово СУВЕНИРОВ.

Педагог: Молодцы, отгадали! Тема нашего занятия: Изготовление сувениров.

- Ребята, а вы знаете, откуда появились сувениры и какие они бывают? Сейчас я вам расскажу!

Педагог проводит беседу: Сувенир. От истоков до современности.

Приложение 1.

 

Педагог: - Ну вот, ребята, мы с вами тоже можем изготовить любой сувенир и подарить его к празднику любому человеку. Скоро к нам придет Новый 2018 год! А он будет по восточному календарю годом земляной собаки. Я вам предлагаю сделать сувенир-собачку!

 

Мы с вами занимаемся вязанием крючком и уже научились вязать шарик объемный. Так, давайте, мы этот шарик превратим в песика! Нарисуйте в своих блокнотиках кружочек и дорисуйте лапки, хвостик, ушки, мордочку и глазки.

 

Педагог рисует на доске щенка. Педагог рассказывает и демонстрирует: ------Можно из одного шарика смастерить щеночка, связав цепочки из воздушных петель и к ним прикрепить различные шарики вместо лапок. Опытные вязальщицы могут все детали связать в объёмной форме и пришить их.

 

Педагог: - Давайте вспомним, как мы вяжем шарик. Какой способ вязания по кругу мы будем использовать?

 

Дети:- В кольцо.

 

На доске схема вязания «в кольцо».

 

Педагог проводит опрос по условным обозначениям.

 

Дети отвечают на вопросы:

 

Педагог:- С чего мы начинаем любое вязание?

 

Дети: – С подбора крючка к ниткам.

 

Педагог : - Как сделать прибавку?

 

Дети отвечают: 1 ряд- 6ст.б.н.; 2 ряд- в каждый ст. по 2=12ст.; 3 ряд- по2ст. через 1ст.=18. Далее по кругу 3-4 ряда.

 

Педагог: А далее?

 

Дети: - Заполняем синтепоном и делаем сначала убавки через 1 ст.-6 раз, далее убавляем до 3х петель. Так получается шарик.

 

Педагог: Молодцы! А теперь давайте вспомним технику безопасности.

 

Дети рассказывают , как правильно работать с ножницами, крючками и иглами.

 

Педагог: - Молодцы! Перед вами инструкционная карта. Приступаем к практической работе.

 

Учащиеся берут необходимую пряжу по цвету, и вязание начинают согласно описанию и схеме вязания и выполняют задание под руководством педагога.

 

Во время вязания педагог контролирует и дает рекомендации по вязанию, а также задает побудительные и проверочные вопросы:

 

Педагог: - А какая бывает пряжа для вязания?

 

Дети: - Для вязания используется пряжа разных цветов и разной фактуры и толщины шерстяная, полушерстяная, синтетическая , хлопчатобумажная, льняная.

 

- От чего зависит плотность вязания?

 

Дети: - От выбора крючка (подбирается в зависимости от толщины пряжи, №2, №3…).

 

Педагог: - Чем заполняют еще игрушки?

 

Дети: - Игрушки набивают различными материалами, от шерсти до специальных гранул, придавая им объем или для утяжеления туловища, для устойчивости игрушки. Чтобы набивка не проглядывала через вязаное полотно, вяжут детали плотно.

 

Педагог ведет диалог с детьми:

 

Совет и помощь педагога, наводящие вопросы при затруднении вязания во время практической работы.

 

- Размер игрушки зависит от плотности вязания, размера крючка, толщины, пряжи, а так же от количества деталей «шариков» в изделии.

 

- Желательно вязать «шарики» средней плотности. При таком вязании деталь не деформируется, сохраняется красота и естественность узора. Такое вязание по кругу мастерицы называют «тамбурным».

 

Предусматривается пауза вовремя практической работы:

 

- Отдохнем от работы.

 

- Проведем гимнастику для кистей рук и гимнастику для глаз.

 

Педагог: - А теперь свяжем детали: 4 лапки по схеме, 2 ушка по выбору предлагаю, мордочка и хвостик.

 

Дети по выбранным схемам вяжут детали щеночка.

 

Педагог: - После того как все детали связали, начинаем сборку изделия. Берем иглу, протягиваем в нее нитку и начинаем сшивать «шарики», голову пришиваем к туловищу. Затем пришиваем лапы, хвост и уши.

 

Педагог рассказывает во время того, когда дети производят сборку изделия о приближающемся Новом годе собаки.

 

Приложение 2.

 

Педагог: - Пришиваем мордочку и глазки. Игрушка готова..

 

- Молодцы, все справились с поставленной задачей. У нас получилась красивые щеночки.

 

Педагог анализирует проделанную работу вместе с детьми.

 

Демонстрация изделий: мини - выставка.

 

Педагог: - Предлагаю вспомнить, о чем мы говорили на сегодняшнем занятии.
- Что нового вы сегодня узнали? - Были ли трудности в изготовлении этого сувенира?

 

Дети отвечают: - Сегодня мы узнали, что такое вязание по кругу называется тамбурным, что сувенир это памятный подарок.

 

Педагог: - Да, ребята, сейчас в нашем современном мире очень развито это направление по изготовлению сувенирной продукции. Ни одно спортивное или культурное мероприятие не проходит без сувениров. Это еще и реклама. У каждой компании есть свой стиль и логотип, который служит узнаваемостью. Более подробно на следующих занятиях я вам расскажу.

 


По окончании работы дети и педагог проверяют и пересчитывают наличие инструментов, иголок, складывает их в специально отведённое место (игольницу).

 

Уборка своего рабочего места.

 

Педагог: Вы все молодцы! С поставленными задачами справились. Дома вы сможете связать самостоятельно такие шарики и оформить их в любой сувенир. Можно придумать свой личный логотип и прикрепить к игрушке и подарить своим близким на «Новый год» или другой праздник. И тот, кто примет от вас дар, будет помнить вас, ведь недаром «сувенир» означает воспоминание. На следующем занятии мы с вами придумаем новый сувенир.

 

Занятие закончено. Спасибо.

 

Приложение 1

 

Беседа: Сувениры от истоков до нашего времени.

 

История появления сувенира началась много веков назад. Как только появилось человеческое общество, появился и сувенир. Это слово имеет французское происхождение. Оно означает воспоминание. В настоящее время сувенир призван сохранять память о разных людях и произошедших событиях. Но, привычное для нас его назначение в древности было совсем иным.

 

Сувениром назывались предметы, которые предназначались умершим людям. В гробницу к умершим укладывались различные предметы, которые, по мнению родных, будут им необходимы в другой жизни. Эти предметы специально изготавливались в уменьшенном размере, по внешнему виду представляющие точную копию оригинальных предметов. Различные изображения предметов культуры и быта, которые использовались усопшим при жизни, должны были окружать его и в потустороннем мире. Наличие древних сувениров подтверждается археологическими раскопками в Египте.

 

Эта традиция египтян основана на уверенности людей, что после смерти душа остается жить. Они считали, что души от окружающих человека вещей так же должны перейти в царство другой жизни. Для фараонов Египта все окружавшие их предметы быта и культурные ценности укладывались с усопшим в натуральном размере. Огромные египетские пирамиды, где хоронились фараоны, имели достаточно места, чтобы разместить там все богатство.

 

Древние сувениры изготавливались из подручных материалов. Это дерево, камень и глина. Они были единичными и уникальными. Распространено в древнем Египте было и изготовление статуэток в виде богов, которым люди поклонялись. Статуэтки богов и идолов изготавливались и другими народами и племенами древнего мира. На Руси древние сувениры преподносились в дар дорогим гостям. Они изготавливались так же из природных материалов, которые были доступны людям в то далекое время. Это глина, дерево, металл (позже, когда появился). Сувениры на Руси, как и в древнем Египте, олицетворяли собой статуэтки богов, только своих, языческих. В умелых руках мастеров они приобретали причудливую форму. Затем они подвергались росписи. Такие древние сувениры хранились в каждой семье и передавались от поколения к поколению.

 

История сувенира продолжилась появлением в 19 веке в европейских странах необычного и нового сувенира, который назывался медальон. Это событие ознаменовало придание слову «сувенир» нового значения. 19 век считается эпохой расцвета романтизма, и в это время медальоны дарили друг другу в знак особой связи между людьми, чтобы оставить о себе память. В основном, такие подарки были распространены и доступны в аристократических кругах. Сувениры в то время уже имели некий символический смысл, имеют они его и в наше время. Мы выбираем сувениры по определенным их качествам и смыслу, который они в себе несут. Так же сувениры могут нести в себе особенности местности, из которых они были привезены.

 

Сувениры хранят в себе память о посещенных местах, о людях, которые дороги и о разных важных событиях. Эти прелестные предметы способны вдохновить человека на новое приключение или встречу. История сувенира — это долгий путь от фигурок, имеющих культовое и религиозное назначение, до различных по назначению предметов, которые мы преподносим в качестве подарков сейчас.

 

Доказательством этого является то, что в настоящее время сувениры широко используются в деловом мире. Это незаменимый атрибут любого мероприятия профессионального уровня, рекламных акций и презентаций. Без сувениров не обходятся и массовые мероприятия (спортивные и культурные). Таким образом, в современном мире сувенир имеет большую область применения. Но назначение его осталось таким же – хранить воспоминания.

 

 

 

Приложение 2

 

В соответствии с восточным календарем наступающий 2018 год – это год Желтой Земляной Собаки. Это животное характеризуется добротой, особым умом, осторожностью, щедростью, способностью тщательно планировать свои дела и достигать поставленные перед собой цели. Ежегодно люди интересуются ответом на вопрос – что же подарить на Новый год в этот раз? Поскольку 2018 год – это год Собаки, то первое, что приходит на ум, это, естественно, сама собака! Большинство детей мечтает о щенке, о маленьком верном друге. Так почему же не сделать для них этот праздник незабываемым?! Конечно, не у всех есть такое желание или возможность. В таком случае можно выбрать или сделать своими руками другие подарки с изображением собачек. Чтобы Собака охраняла царящий в доме уют, выберите в качестве подарка любые текстильные вещи, например плед, подушки или постельное белье. Учтите при этом, что предстоящий год Желтой Земляной Собаки, следовательно, цвета выбирайте теплых земляных оттенков – конечно же, желтый, золотой, коричневый и красный.

 

 

 

Приложение 3

 

Правила безопасности:

 

Перед началом занятия, учащиеся приводит себя в порядок: волосы убрать стянуть лентой или резинкой, концы косынки, завязок не должны свисать . Рукава подкатить или застегнуть. Ученики готовят рабочее место, подготавливают инструмент.

 

-нельзя работать неисправным инструментом (ножницы, крючки, иглы и т. д.);

-использовать инструмент только по необходимости;

-поработал ножницами, положи на место, кольцами к себе;

-иголки, крючки, спицы, булавки нельзя брать в рот и вкалывать в одежду;

-иголки, следует хранить в игольнице, крючки, спицы, ножницы в рабочей коробке, чехле;

-во время работы, руки должны быть чистыми и сухими;

-во время работы, ученик следит за своими инструментами;

-во время работы нельзя размахивать и играть с крючками, спицами, ножницами и т.д.;

-во время работы с крючком сидеть свободно, не напрягаясь, с небольшим наклоном головы вперёд, локти должны быть опущены и немного прижаты к туловищу. Свет должен падать непосредственно на участок работы;

-во время работы со спицами, иглами, крючками подбери стул по росту и поставь его на расстояние не менее 20-30 см. от стола;

-во время работы садится друг от друга на расстоянии не менее 30-40см.

-сиди во время вязания свободно, не сутулясь, с небольшим наклоном головы вперёд;

По окончании урока ученик проверяет и пересчитывает наличие иголок, складывает их в специально отведённое место (игольницу). Крючки, спицы, ножницы в сомкнутом положении сложить в чехлы или коробку.

В портфеле спицы, крючки должны лежать в чехле, коробочке в горизонтальном положении.

Ученик должен убрать своё рабочее место.

Приложение 4

Гимнастика для глаз

(в связи с особенностью материала (мелкие отверстия бусин), здоровьесберегающие технологии предусматривают 2 паузы во время практической работы)

Упражнение 1

1.    Очень медленно вращать глазами. Вдыхая, смотреть вправо и затем влево.

2.    Выдыхая, смотреть влево и вниз.

3.    Устремить взор вдаль.

Повторить упражнение в другую сторону(влево-вверх-вправо-вниз). Выполнять по 4-5 раз  в каждую сторону.

Упражнение 2.

1.    Посмотреть на кончик носа(несколько секунд)

2.    Перевести взгляд вдаль (несколько секунд). Повторить упражнение 4-5 раз. Оно способствует улучшению фокусировки глаз.

Упражнение 3.

1.    закрыть глаза на несколько секунд.

2.    Открыть глаза на несколько секунд. Повторить 4-5 раз.

Упражнение 4.

1.    Не поворачивая голову, перевести взгляд вверх- прямо- вниз

2.    Перевести взгляд прямо - вправо. Аналогично  проделать упражнение по диагонали в правую и левую стороны. Повторить 4-5 раз.

Опубликовано в группе «Преподаватели ДШИ и ДХШ»


Комментарии (1)

Ватолина Светлана Анатольевна, 31.07.18 в 20:10 0Ответить Пожаловаться
Интересное занятие! Особенно понравилась история возникновения сувениров, очень познавательно. Спасибо большое!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.