12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Демина Светлана Викторовна555
Стаж работы: 38 лет. В настоящее время преподаю русский язык и литературу в МКГиКе. Большое внимание уделяю внеклассной работе: провожу олимпиады, литературный кружок, организую встречи с писателями и поэтами, поездки на родину Шукшина, Бажова, Есенина.
Россия, Москва, Москва
Материал размещён в группе «ПРЕПОДАВАТЕЛИ СПО, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ! »
3

Конспект занятия по дисциплине "Литература на тему "Правда жизни в рассказе М.Горького "Челкаш".

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


МОСКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ГЕОДЕЗИИ И КАРТОГРАФИИ

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГЕОДЕЗИИ и КАРТОГРАФИИ»







Методическая разработка.

Конспект урока по дисциплине «Литература»

«Правда жизни в рассказе М. Горького «Челкаш».

Подготовила: Демина С.В.















2023, июнь.











Тема. Правда жизни в рассказе Горького «Челкаш».

Цель урока: рассмотреть особенности писательской манеры раннего творчества Горького на примере рассказа «Челкаш».

Образовательные задачи: показать особенности изображения «босяка» в произведениях Горького;

Воспитательные:

1. воспитывать у обучающихся чувства любви к каждому человеку; к ценности человеческой жизни;

2. воспитывать эстетический вкус, чувство слова.

Развивающие:

1.совершенствовать умение самостоятельно анализировать прозаический текст;

2.развивать образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;

3. совершенствовать культуру речи и публичного выступления;

4.развивать навыки критического мышления и память.

Методические приемы: метод творческого чтения, диспут и исследовательский метод.

Форма организации деятельности обучающихся: индивидуальная, фронтальная.

Материально-техническое оснащение: мультимедийный проектор, экран, компьютер, доска.

Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.


Слово преподавателя.

-Сегодня на уроке мы будем говорить о творчестве великого русского писателя М.Горького.

Презентация: жизнь и творчество М. Горького.

Максим Горький, настоящее имя – Алексей Максимович Пешков, был русским писателем, драматургом и общественным деятелем. Он родился 28 марта 1868 года в Нижнем Новгороде. Отец будущего писателя, Максим Пешков, был столяром, а мать, Варвара Каширина, происходила из небогатой мещанской семьи. Когда Горькому было три года, он заболел холерой и заразил отца. Мальчик выздоровел, но отец вскоре умер. Мать вышла замуж второй раз, и Горький остался на попечение её отца Василия Каширина, владельца красильной мастерской.

Дедушка научил Горького грамоте по церковным книгам, а бабушка – Акулина Каширина читала ему сказки и стихи. Позднее писатель вспоминал: «Я был наполнен стихами бабушки, как улей мёдом».

В 1878 году Горький поступил в Слободско – Кунавинское начальное училище. За отличную учёбу получал похвальные листы и книги.

Из училища его исключили. В документах написали: «Курса по бедности не окончил». После этого он был учеником сапожника и чертёжника, посудомойщиком на пароходе, помощником иконописца и продавцом в купеческой лавке. С детства Горький много читал, среди его любимых авторов были Стендаль, Оноре де Бальзак

и Гюстав Флобер. Интересовался будущий писатель и философией – изучал труды Артура Шопенгауэра и Фридриха Ницше. Свои впечатления от прочитанных книг Горький вносил в личный дневник.

В 1884 году, в 16 лет, Максим Горький отправился в Казань - поступать в университет. У него не было аттестата об образовании, и его не допустили к экзаменам. В повести «Мои университеты» он позднее писал: «Под шум ливня и вздохи ветра я скоро догадался, что университет-фантазия…» Денег у юноши не было .Сначала он жил у знакомых, потом в ночлежках, работая в казанском порту. В свободное время он сочинял свои первые литературные произведения: заметки, стихи и рассказы.

Спустя несколько месяцев Горький нашёл работу в булочной Василия Семёнова, где часто собирались народовольцы. Там он познакомился с трудами русских революционеров, а вскоре вступил в один из подпольных кружков марксистов.

1887 год был тяжёлым для Максима Горького. Умерла бабушка, у него стали возникать конфликты на работе, ссоры с членами кружка. Горький стрелялся. Ему повезло: он выжил, хотя и попал под церковный суд и был отлучён от церкви. После этого Горький переехал в Нижний Новгород, где стал работать помощником присяжного поверенного.

Там же он познакомился с Владимиром Короленко, которому показал свою поэму «Песнь старого дуба». Короленко прочитал поэму и нашёл в ней много смысловых и орфографических ошибок. После этого неудачного литературного дебюта Горький 2 года ничего не писал. В 1890 году он отправился в пешее путешествие и побывал на юге России, посетил города Кавказа и Крыма.

В 1892 году Горький остановился в Тифлисе, где познакомился с революционером Александром Калюжным. Писатель прочитал ему свои произведения, и Калюжный отнёсего рассказ «Макар Чудра» в редакцию тифлисской газеты «Кавказ». Произведение опубликовали в сентябре 1892 года под псевдонимом Максим Горький.

В августе 1894 года он написал рассказ «Челкаш». Весьма одобрительно отнёсся В.Г.Короленко к этому сочинению и в 1895 году посодействовал его публикации в журнале «Русское богатство». С этого момента о Горьком серьёзно заговорили в литературных кругах как о талантливом молодом писателе, а в 1898 году его рассказы были опубликованы в двух томах. Начав с рассказов, в 1901 году Горький обратился к драматургии. На рубеже XIX и XX веков прославился как автор произведений в революционном духе.

Расцвет творческой биографии писателя отмечен циклами очерков, автобиографических повестей, пьесами, двумя крупными романами, а также книгами и рассказами в жанре публицистической документалистики.

В эмиграции провёл в общей сложности более 18 лет, включая 15 лет — в Италии, при этом не овладел ни одним иностранным языком.

Сообщение студента. «Общая характеристика раннего творчества Горького.

Горький вступил на литературное поприще в 90-х годах, когда в России начинался новый пролетарский этап освободительного движения. Это было время массового рабочего движения. Стали образовываться революционные организации: Санкт – Петербургский,

Киевский, Московский, Екатеринославский, Харьковский и другие «Союзы борьбы». Эти организации соединились и положили основание «Российской социал- демократической партии». В общественной жизни созревали новые силы, полные возмущения к старому строю, готовые к активной борьбе.

Мировоззрение Горького складывается под влиянием развёртывающихся исторических событий. Его творчество, проникнутое огромной силой социального протеста, неотрывно связано с подымающейся волной мощного рабочего движения, и уже этот период его творчества отражает приближение революционной бури и отвечает новым требованиям,

поставленными эпохой.

Начало литературной деятельности Горького относится к 1892 году. В газете «Кавказ»под псевдонимом Максим Горький был напечатан рассказ «Макар Чудра». Это история про вольных цыган. За ним, помимо фельетонов и многочисленных публицистических текстов, следует новелла «Старуха Изергиль» и рассказ «Челкаш», который принёс Горькому широкую известность. В это время Алексей Максимович пишет очень много: 99 художественных произведений и 621 фельетонов, статей и рецензий было опубликовано в печати за первые 6 лет литературной деятельности. В 1898 году выходят отдельным изданием два томика его «Очерков и рассказов», а в 1899 году - 2-ое издание «Очерков и рассказов» в трёх томах.

Раннее творчество Горького отличаются большим разнообразием и по своей тематике, и по своим жанровым особенностям, и оно неразрывно связано с романтической литературной традицией и включает стремление к индивидуальному своеобразию, к изображению идеальных героев и чувств.

Романтизм – это литературное направление, писатели изображают исключительную личность, часто одинокую и неудовлетворённую настоящим, устремлённую к далёкому идеалу и потому находящуюся в резком конфликте с обществом.

Создав романтических героев, Горький не только показывает идеальный образ мятежника, борца за свободу людей, но и передаёт романтический дух времени перемен.

Гордый Сокол, гибнущий в глубоком ущелье, смельчак Данко, осветивший факелом своего сердца дорогу людям, Буревестник, реющий «над седой равниной моря» - всех этих героев Горького объединяет стремление к свободе, перед которой отступает даже страх смерти.

t1687881996aa.gifГорький ввёл в литературу новую фигуру – босяка, который до Горького в жизни и сознании общества считался общественной язвой.

Босяк – человек без постоянного места жительства, не связанный постоянным трудом, семьёй, не владеющий собственностью и поэтому не заинтересованный в сохранении мира и спокойствия в обществе. В годы, когда писался рассказ «Челкаш», на 120000 населения приходилось 20000 босяков.

Горький прекрасно знал пёстрый социальный состав босяков, обитателей трущоб и ночлежек, страшное «дно» портовых и промышленных городов, и потому в произведениях, написанных в 90-е гг. XIX века изображает людей, опустившихся на «дно» жизни, но сохранивших в себе человеческие чувства.

В статье «О том, как я учился писать» Горький пишет: «Молодёжь ставит мне вопрос, почему я написал о «босяках»? Потому что, живя в среде мелкого мещанства, видя перед собой людей, единственным стремлением которых было стремление жульнически высасывать кровь человека, сгущать её в копейки, а из копеек лепить рубли, я тоже, как 19-летний корреспондент мой, всем своим трепетом возненавидел эту комариную жизнь обыкновенных людей, похожих друг на друга, как медные пятаки чекана одного года.

Так вот чем объясняется моё пристрастие к «босякам» - желанием изображать людей «необыкновенных», а не людей нищеватого, мещанского типа.

Я видел, что хотя они живут хуже «обыкновенных людей», но чувствуют и сознают себя лучше их, и это потому, что они не жадны, не душат друг друга, не копят денег».

В тоже время Горький говорит: «Я разумеется никогда и никого не звал: «идите в босяки». Вообще русский босяк - явление более страшное, чем мне удалось доказать,

Страшен человек этот прежде всего невозмутимым отчаянием своим, тем, что сам себя отрицает, извергает из жизни».

Рассказ «Челкаш» написан летом 1894 года.

Беседа по вопросам:

1.Назовите тему и идею рассказа.

2.Кратко перескажите каждую часть рассказа.

3.С какой целью Горький ввёл в самом начале повествования описание

гавани?

4.Можно ли утверждать, что море является действующим лицом рассказа?

5.Дайте портретную характеристику главным героям рассказа.

6.Каковы жизненные цели и идеалы героев?

7.Можно ли считать Гаврилу трусом?

8.Как Челкаш относится к Гавриле?

9.На какую черту характера своих героев обращает внимание М. Горький?

10.Кому из героев вы больше симпатизируете и почему?

11.Какие черты характера выявляются у Гаврилы и Челкаша в последнем эпизоде рассказа?

Чтение в лицах:

Гаврила начал как-то странно смеяться смехом, похожим на рыдание. Голова его была опущена, выражения его лица Челкаш не видал, смутно видны были только уши Гаврилы, то красневшие, то бледневшие.

Ну тя к черту! — махнул рукой Челкаш.— Влюбился ты в меня, что ли? Мнется, как девка!.. Али расставанье со мной тошно? Эй, сосун! Говори, что ты? А то уйду я!..

Уходишь?! — звонко крикнул Гаврила.

Песчаный и пустынный берег дрогнул от его крика, и намытые волнами моря желтые волны песку точно всколыхнулись. Дрогнул и Челкаш. Вдруг Гаврила сорвался с своего места, бросился к ногам Челкаша, обнял их своими руками и дернул к себе. Челкаш пошатнулся, грузно сел на песок и, скрипнув зубами, резко взмахнул в воздухе своей длинной рукой, сжатой в кулак. Но он не успел ударить, остановленный стыдливым и просительным шепотом Гаврилы:

Голубчик!.. Дай ты мне эти деньги! Дай, Христа ради! Что они тебе?.. Ведь в одну ночь — только в ночь… А мне — года нужны… Дай — молиться за тебя буду! Вечно — в трех церквах — о спасении души твоей!.. Ведь ты их на ветер… а я бы — к землю! Эх, дай мне их! Что в них тебе?.. Али тебе дорого? Ночь одна — и богат! Сделай доброе дело! Пропащий ведь ты… Нет тебе пути… А я бы — ох! Дай ты их мне!

Челкаш, испуганный, изумленный и озлобленный, сидел на песке, откинувшись назад и упираясь в него руками, сидел, молчал и страшно таращил глаза на парня, уткнувшегося головой в его колени и шептавшего, задыхаясь, свои мольбы. Он оттолкнул его, наконец вскочил на ноги и, сунув руку в карман, бросил в Гаврилу бумажки.

На! Жри…— крикнул он, дрожа от возбуждения, острой жалости и ненависти к этому жадному рабу. И, бросив деньги, он почувствовал себя героем.

Сам я хотел тебе больше дать. Разжалобился вчера я, вспомнил деревню… Подумал: дай помогу парню. Ждал я, что ты сделаешь, попросишь — нет? А ты… Эх, войлок! Нищий!.. Разве из-за денег можно так истязать себя? Дурак! Жадные черти!.. Себя не помнят… За пятак себя продаете!..

Голубчик!.. Спаси Христос тебя! Ведь это теперь у меня что?.. я теперь… богач!.. — визжал Гаврила в восторге, вздрагивая и пряча деньги за пазуху.— Эх ты, милый!.. Вовек не забуду!.. Никогда!.. И жене и детям закажу — молись!

Челкаш слушал его радостные вопли, смотрел на сиявшее, искаженное восторгом жадности лицо и чувствовал, что он — вор, гуляка, оторванный от всего родного — никогда не будет таким жадным, низким, не помнящим себя. Никогда не станет таким!.. И эта мысль и ощущение, наполняя его сознанием своей свободы, удерживали его около Гаврилы на пустынном морском берегу.

Осчастливил ты меня! — кричал Гаврила и, схватив руку Челкаша, тыкал ею себе в лицо.

Челкаш молчал и по-волчьи скалил зубы. Гаврила все изливался:

Ведь я что думал? Едем мы сюда… думаю… хвачу я его — тебя — веслом… рраз!.. денежки — себе, его — в море… тебя-то… а? Кто, мол, его хватится? И найдут, не станут допытываться — как да кто. Не такой, мол, он человек, чтоб из-за него шум подымать!.. Ненужный на земле! Кому за него встать?

Дай сюда деньги!.. — рявкнул Челкаш, хватая Гаврилу за горло…

Гаврила рванулся раз, два, — другая рука Челкаша змеей обвилась вокруг него… Треск разрываемой рубахи — и Гаврила лежал на песке, безумно вытаращив глаза, цапаясь пальцами рук за воздух и взмахивая ногами. Челкаш, прямой, сухой, хищный, зло оскалив зубы, смеялся дробным, едким смехом, и его усы нервно прыгали на угловатом, остром лице. Никогда, за всю жизнь его не били так больно, и никогда он не был так озлоблен.

Что, счастлив ты? — сквозь смех спросил он Гаврилу и, повернувшись к нему спиной, пошел прочь, по направлению к городу. Но он не сделал пяти шагов, как Гаврила кошкой изогнулся, вскочил на ноги и, широко размахнувшись в воздухе, бросил в него круглый камень, злобно крикнув:

Рраз!..

Челкаш крякнул, схватился руками за голову, качнулся вперед, повернулся к Гавриле и упал лицом в песок. Гаврила замер, глядя на него. Вот он шевельнул ногой, попробовал поднять голову и вытянулся, вздрогнув, как струна. Тогда Гаврила бросился бежать вдаль, где над туманной степью висела мохнатая черная туча и было темно. Волны шуршали, взбегая на песок, сливаясь с ним и снова взбегая. Пена шипела, и брызги воды летали по воздуху.

Посыпался дождь. Сначала редкий, он быстро перешел в плотный, крупный, лившийся с неба тонкими струйками. Они сплетали целую сеть из ниток воды — сеть, сразу закрывшую собой даль степи и даль моря. Гаврила исчез за ней. Долго ничего не было видно, кроме дождя и длинного человека, лежавшего на песке у моря. Но вот из дождя снова появился бегущий Гаврила, он летел птицей; подбежав к Челкашу, упал перед ним и стал ворочать его на земле. Его рука окунулась в теплую красную слизь… Он дрогнул и отшатнулся с безумным, бледным лицом.

Брат, встань-кось! — шептал Он под шум дождя в ухо Челкашу.

Челкаш очнулся и толкнул Гаврилу от себя, хрипло сказав:

Поди прочь!..

Брат! Прости!.. дьявол это меня…— дрожа шептал Гаврила, целуя руку Челкаша.

Иди… Ступай…— хрипел тот.

Сними грех с души!.. Родной! Прости!..

Про… уйди ты!.. уйди к дьяволу! — вдруг крикнул Челкаш и сел на песке. Лицо у него было бледное, злое, глаза мутны и закрывались, точно он сильно хотел спать.— Чего тебе еще? Сделал свое дело… иди! Пошел!— И он хотел толкнуть убитого горем Гаврилу ногой, но не смог и снова свалился бы, если бы Гаврила не удержал его, обняв за плечи. Лицо Челкаша было теперь в уровень с лицом Гаврилы. Оба были бледны и страшны.

Тьфу! — плюнул Челкаш в широко открытые глаза своего работника.

Тот смиренно вытерся рукавом и прошептал:

Что хошь делай… Не отвечу словом. Прости для Христа!

Гнус!.. И блудить-то не умеешь!..— презрительно крикнул Челкаш, сорвал из-под своей куртки рубаху и молча, изредка поскрипывая зубами, стал обвязывать себе голову.— Деньги взял? — сквозь зубы процедил он.

Не брал я их, брат! Не надо мне!.. беда от них!.. Челкаш сунул руку в карман своей куртки, вытащил пачку денег, одну радужную бумажку положил обратно в карман, а все остальные кинул Гавриле.

Возьми и ступай!

Не возьму, брат… Не могу! Прости!

Бери, говорю!..— взревел Челкаш, страшно вращая глазами.

Прости!.. Тогда возьму…— робко сказал Гаврила и пал в ноги Челкаша на сырой песок, щедро поливаемый дождем.

Врешь, возьмешь, гнус! — уверенно сказал Челкаш, и, с усилием подняв его голову за волосы, он сунул ему деньги в лицо.

Бери! бери! Не даром работал! Бери, не бойсь! Не стыдись, что человека чуть не убил! За таких людей, как я, никто не взыщет. Еще спасибо скажут, как узнают. На, бери!

Гаврила видел, что Челкаш смеется, и ему стало легче. Он крепко сжал деньги в руке.

Брат! а простишь меня? Не хошь? а? — слезливо спросил он.

Родимой!..— в тон ему ответил Челкаш, подымаясь на ноги и покачиваясь.— За что? Не за что! Сегодня ты меня, завтра я тебя…

Эх, брат, брат!..— скорбно вздохнул Гаврила, качая головой.

Челкаш стоял перед ним и странно улыбался, а тряпка на его голове, понемногу краснея, становилась похожей на турецкую феску.

Дождь лил, как из ведра. Море глухо роптало, волны бились о берег бешено и гневно.

Два человека помолчали.

Ну, прощай! — насмешливо сказал Челкаш, пускаясь в путь.

Он шатался, у него дрожали ноги, и он так странно держал голову, точно боялся потерять ее.

Прости, брат!..— еще рал попросил Гаврила.

Ничего! — холодно ответил Челкаш, пускаясь в путь. Он пошел, пошатываясь и все поддерживая голову ладонью левой руки, а правой тихо дергая свой бурый ус.

Гаврила смотрел ему вслед до поры, пока он не исчез в дожде, все гуще лившем из туч тонкими, бесконечными струйками и окутывавшем степь непроницаемой стального цвета мглой.

Потом Гаврила снял свой мокрый картуз, перекрестился, посмотрел на деньги, зажатые в ладони, свободно и глубоко вздохнул, спрятал их за пазуху и широкими, твердыми шагами пошел берегом в сторону, противоположную той, где скрылся Челкаш.

Море выло, швыряло большие, тяжелые волны на прибрежный песок, разбивая их в брызги и пену. Дождь ретиво сек воду и землю… ветер ревел… Все кругом наполнялось воем, ревом, гулом… За дождем не видно было ни моря, ни неба.

Вывод:

Гаврила, говоривший о том, как важно помнить Бога, теряет свой моральный облик и пытается убить Челкаша, о котором никто не вспомнит.

Справедливо ли после этого считать Гаврилу полноправным членом общества, а Челкаша лишать права называть себя человеком? Именно над этим заставляет задуматься Горький, поэтому он и делает образ вора и бродяги вызывающим симпатию у читателя, а Гаврила видится исключительно отрицательным героем.

Дом.задание.

Написать сочинение-рассуждение на тему: «На какие жизненные размышления натолкнул вас рассказ М. Горького «Челкаш?»


Опубликовано в группе «ПРЕПОДАВАТЕЛИ СПО, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ! »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.