12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Скворцова Маргарита Николаевна663
Россия, Хабаровский край, Хабаровск

4

 

Конспект занятия

 

Тема: « Мой выбор- свобода от зависимости».

Цель: Профилактика зависимого поведения через создание и укрепление у подростков ресурсов противостояния факторам риска возникновения зависимости от ПАВ (психоактивных веществ).

Задачи:

-вхождение в атмосферу группы;

-переход к обсуждению серьезных проблем;

- возможность увидеть, что у других есть похожие сложности;

-ознакомление с объективной информацией о действии ПАВ;

-сплочение;

-отдых;

-улучшение понимания подростками самих себя, особенностей и закономерностей своего развития;

-осознание собственной роли и ответственности в отношениях с ПАВ;

-обеспечение детей объективной информацией о действии ПАВ;

-формирование собственного отношения к этой проблеме.

Участники: дети подросткового возраста.

Количество участников: 8-14 человек.

Форма занятия: групповое психотерапевтическое.

Время (длительность занятия):60 минут-1,5 часа.

 

Содержание занятия:

1.Ритуал приветствия «Здравствуйте, я сегодня похож на…(погоду)».

Каждому предлагается по очереди говорить: «Здравствуйте. Я сегодня похож на… (погоду)- и называет состояние погоды.

2.Разминка «Все думают, что…».

Учащиеся по кругу по очереди заканчивают предложения, говоря друг о друге:

Все думают, что я…

На самом деле я…

И никто не знает, что я…

3.Формулировка цели занятия.

Все ученики, находящиеся здесь, постепенно изменяются, смотрят по-другому на привычные вещи, события, превращаются в подростков. Всем нам приходится постоянно сталкиваться с какими-либо проблемами. Сегодня я хотела бы предложить Вам задуматься о вредных привычках, подстерегающих любого человека на жизненном пути, иногда перечеркивающих всю жизнь. Как уберечься от курения? алкоголя? наркотиков? Привычки - это автоматизированные действия, которые проявляются независимо от желаний человека. Полезные привычки помогают нам почувствовать себя организованным, готовым к преодолению трудностей. Но у людей возникают не только полезные, но и вредные привычки. Появление привычек не случайно. Если привычка повторилась, она может закрепиться. Тогда избавиться от нее будет трудно. Наша задача сегодня - разобраться.

4.Теоретическое вступление «В мире сигарет».

Все люди, в том числе и подростки, владеют информацией о вреде курения, о том, что курильщики чаще других страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями, раком дыхательных путей и легких. Так, например, в Европе и Америке количество курильщиков снижается, люди начинают заботиться о сохранении здоровья. Противостоять вредным привычкам при большом натиске разнообразной рекламы трудно, особенно подростку. Тем более что взрослые люди постоянно тянутся к сигарете в минуту стресса и утверждают, что помогает.

5.Упражнение «Ситуация». 

Каждому участнику предлагается написать на листе бумаги ситуацию, когда у человека возникает желание закурить (курение в компании, чтобы успокоитьтся, давление со стороны сверстников, реклама и др.)

Далее все листы с отображенными на них ситуациями перемешиваются. Каждый участник берет случайно выпавший листок. После ознакомления с выпавшей ситуацией осуществляется поиск альтернативы желанию закурить и ее вербализация.

Далее идет совместный поиск возможных путей решения этих проблем.

6. Рефлексия. 

Предлагается поделиться чувствами, впечатлениями, трудностями, возникшими во время выполнения задания, передавая друг другу мячик.

7. Теоретическое вступление «В мире наркотиков». 

Следующий этап нашего разговора посвящен проблеме, от которой многие хотят отгородиться, думая, что их это не коснется. Но чтобы противостоять злу, надо много о нем знать.

Итак, наркотики сегодня стали реальностью. Они опасны. Во-первых, наркотики вызывают привыкание организма и каждый раз ему требуется все больше. Во-вторых, по вредности для организма они сопоставимы с приемом яда. В-третьих, человек становится зависим, и перестает развиваться как личность. В-четвертых, из-за наркомании снижается работоспособность, внимание, сила и остроты реакции. В-пятых, у человека теряются не только нравственные ориентиры, но и снижается интеллект.

8.Упражнение «Причины начала употребления наркотиков». 

Дети обсуждают в парах, затем высказываются по очереди в кругу, почему человек начинает употреблять наркотики.

Среди причин начала употребления наркотиков:

Бесплатное предложение попробовать наркотик.

Из любопытства.

Не осознается пагубность и вредность привычки.

Низкая самооценка подростка.

Стремление уйти от тоски и одиночества.

Желание сделать приятное друзьям

Желание почувствовать себя лучше

Давление со стороны окружающих

Все так делают

Показаться круче

Все так делают

Для удовольствия

Из-за неумения сказать «Нет»

Забыть свои проблемы

Испытать острые ощущения

Уговоры кого-либо

Проверить свою силу воли

Незнание о влиянии наркотиков на организм.

Вывод ведущего: Ученые и практики, занимающиеся проблемами наркомании, выделяют специфические факторы, способствующие вовлечению подростков в компании употребляющих наркотики:

а) Сложность взаимоотношений со старшими или отсутствие контроля со стороны родителей.

Б) Отдельные подростки стремятся выделиться в коллективе сверстников
любой ценой – из-за того, что привыкли к повышенному вниманию в семье.

В) Нередко используется сила принуждения, особенно к слабовольным, либо к подросткам, лишенным внимания взрослых.

9. Разминка «Паутина».

Участники стоя в кругу по очереди бросают друг другу клубок ниток, обмотав при этом нить вокруг пальца. Каждый подросток ловит клубок и говорит, какие последствия употребления наркотиков могут быть (снижение мотивации к деятельности, агрессивность, ухудшение памяти, снижение интеллекта, деградация личности и др.)

10.Упражнение «Правда и неправда»: определение степени информированности подростков о ПАВ, уточнение представлений, существующих в молодежной среде о психоактивных веществах.

Подросткам предлагается определить относительно каждого предъявляемого им утверждения правда это или нет и отметить на выданных бланках.

Утверждения:

-Большинство наркотиков не вызывают серьезных осложнений здоровья, если они принимаются в умеренных количествах;

-Наркоманы иногда совершают жестокие криминальные преступления, о которых впоследствии не помнят;

-Конопля (марихуана) вызывает у человека потерю интереса к той деятельности, которая раньше была ему интересна;

-Даже одноразовое применение любого наркотика может вызвать смерть;

-В каждой дозе конопли (марихуаны) содержатся ядовитые вещества;

-Каждый раз, когда человек находится в состоянии наркотического опьянения, происходит разрушение клеток мозга, которые затем не восстанавливаются;

-Употребление любого наркотика приводит к формированию «привыкания»;

-Для достижения того же эффекта требуется в последующем увеличение «дозы» наркотического вещества;

-От инструментов, которые используют люди, употребляющие наркотики, невозможно заразиться ВИЧ-инфекцией;

-Наркотические лекарства так же могут вызывать серьезные осложнения здоровья, если их принимать долго и в неправильных дозах;

-Наркотики употребляют сильные и талантливые люди.

11.Упражнение «Я свободен».

В заключение разговора о вредных привычках и способах борьбы с ними, участникам предлагается сформулируем принципы свободного человека:

(принципы выводятся совместно)

-терпение;

-внимание;

- тактичность и деликатность;

- умение поставить себя на место окружающих людей;

-умение сотрудничать.

Вывод ведущего: Помните, вы должны быть самым близким человеком самому себе, независимо от тех трудных ситуаций, в которые вы можете попасть!

12..Рефлексия. 

Подведение итогов занятия. Участники говорят о том, что запомнилось из занятия, что было самым интересным.

13.Ритуал прощания «Я хочу пожелать вам».

Двигаясь в двух кругах, участникам занятия предлагается сделать комплимент по поводу совместной работы.


 

Список литературы:

1. Ресурсная модель профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательном учреждении. 3 модуль: Методические материалы в помощь педагогам / Под ред. Афанасьевой Н.В. – Изд. 2-е. – Вологда: Изд. центр ВИРО, 2006. – 200 с.

2. Сазонов А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики курения. Школа без табака.5-11 класс, ПТУ.М.:Дако;2004.

3. Журнал «Школьный психолог» №6,2005.


 


 

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.