12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Старова Юлия Евгеньевна89
2

Консультация для молодых специалистов в рамках Года педагога и наставника РАЗВИТИЕ РЕЧИ И НЕСТАНДАРТНОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ "КЕЙС -ИЛЛЮСТРАЦИИ" (по рассказам Н. Н. Носова)


Консультация для молодых специалистов в рамках Года педагога и наставника

РАЗВИТИЕ РЕЧИ И НЕСТАНДАРТНОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ "КЕЙС -ИЛЛЮСТРАЦИИ"

(по рассказам Н. Н. Носова)


Творчество Носова решает одну из сложнейших задач художественной литературы для детей: назидание без скуки, показ эволюции детского характера в преодолении собственных недостатков (лени, неорганизованности, безответственности), без натяжек и скидок, в естественном, органичном, увлекательном изложении легко узнаваемых событий жизни ребёнка.

В «Фантазёрах» Мишутка и Стасик сидят в саду на скамеечке и врут. Вполне узнаваемая детская ситуация. Начинается рассказ с вранья о возрасте. Мы прекрасно знаем как маленькие дети хотят быстрее вырасти и часто «прибавляют» себе годы. Рассказ хорош ещё и тем, что дети пытаются логично (с их точки зрения) объяснить своё враньё. Когда Мишка рассказывает как в море акула откусила ему голову, он выплыл и пошёл домой без головы. А на вопрос Стасика : «Почему же ты теперь с головой?» быстро придумывает ответ: «Другая выросла». Точно так же быстро реагирует и Стасик в своём вранье. Их враньё смешное и безобидное. А вот Игорь врёт с умыслом, от его вранья плохо маленькой Ирочке (сам съел все варенье, а губы намазал спящей сестре). И когда читаешь этот рассказ детям реакция на диалоги Миши и Стасика – смех, а на рассказ Игоря – возмущение и осуждение его поступка.

В рассказе «Дружок» Мишка и Стасик тайком в чемодане везли в город щенка. Щенку, естественно, надоело сидеть взаперти, он начал скулить. И ребята, чтобы не выдать присутствия в вагоне «нелегального» пассажира, громко читали вслух стихи и пели песни. Когда ребята вышли из поезда и, открыв чемодан, обнаружили пропажу щенка, они долго искали его с помощью объявлений. Сколько смешных курьёзов детям пришлось пережить, пока собака нашлась.

Рассказ «Живая шляпа» останется актуальным всегда. Этот веселый рассказ был любимым у многих в детстве. Почему же он так хорошо запоминается детьми? Да потому, что «детские страхи» преследуют ребенка на протяжении всего его детства: «А вдруг это пальто - живое и сейчас меня схватит?», «А вдруг шкаф сейчас откроется и кто-то страшный выйдет из него?». Такие или другие, подобные «ужасы» частенько посещают маленьких детей. А рассказ Носова «Живая шляпа» является пособием для малышей, как преодолеть свой страх. Прочитав этот рассказ, ребенок вспоминает его каждый раз, когда его преследуют «придуманные» страхи, и тогда он улыбается, страх отходит, он смел и весел.

Рассказ о честности - «Огурцы» Н. Носова. Сколько переживаний досталось Котьке за колхозные огурцы! Не понимая того, что сделал плохо, он радуется, неся огурцы с колхозного поля домой маме, никак не ожидая ее сердитой реакции: «Сейчас же неси их обратно!». И сторожа он боится - только успели убежать и порадоваться, что он не догнал - а тут надо идти и добровольно «сдаваться». Да и поздно уже - на дворе темно, страшно. Но зато, когда Котька вернул огурцы сторожу, на его душе и радостно было, да и дорога домой теперь была для него приятной, не страшной.

Рассказ Николая Носова "Тук-тук-тук!", суть в том, что у страха глаза велики. Трое друзей заночевали в домике пионерского лагеря накануне заезда. Два из них, рассказчик и его приятель Костя, насмехались над Мишкой, боявшимся темноты и страшных историй. Вышло же так, что Мишка, попугавшись, заснул и крепко проспал до утра, а его храбрые товарищи всю ночь не смыкали глаз из-за странного стука сначала в дверь, затем по крыше. Как же стыдно им было, когда наутро выяснилось, что страх на них наводили вороны, клевавшие на крыльце ягоды рябины.

В рассказе «Бобик в гостях у Барбоса» очень ярко смоделирована ситуация поведения детей дома в отсутствии взрослых на примере животных. Когда хозяин ушёл на работу, Барбос пригласил в гости Бобика. Показал всё, по его мнению, интересное: часы-ходики, гребешок, телевизор; угостил пирогом и киселём; пригласил полежать на хозяйской постели. При этом утверждал, что хозяин – он, Барбос, а дедушка спит «там, в углу, на коврике». Каждому, кто в детстве оказывался сам или видел других детей в такой ситуации, сразу понятно кто такие Барбос и Бобик. Часто дети, ещё не зная до конца этой истории, начинают предсказывать, как поступит дедушка и что он скажет, увидев безобразия, творящиеся в его жилище. Дети знают, что наказание последует, но от души смеются, т.к. ситуация, действительно смешная.

В рассказе «Леденец» все началось с того, что мама главного героя уходя велела ему вести себя хорошо и ничего не трогать. Взамен же в награду Миша получил бы леденец. Миша не только ослушался маму, но и разбил сахарницу. А потом еще и скрыл свое деяние простым сложением двух половинок, якобы это сделал не он.

Рассказ Носова "Леденец" учит детей послушанию. Маму надо слушать, тем более если тебе после просьбы обещается награда. Но если уж ты и ослушался, то будь добр сознаться в содеянном. Автор показывает отсутствие совести у мальчика Миши, который даже после разоблачения пытался увильнуть от ответа. То есть он еще пытался и обмануть свою маму. Хотя за все свои проделки награду он все равно получил просто потому, что нашел ее в отсутствии мамы. Несмотря на то, что в сказке "Леденец" Миша так и не признался в своем поступке, его маме все было ясно без слов. 

Если вспомнить героев рассказа «Мишкина каша», «- Не беспокойся! Я видел, как мама варит. Сыт будешь, не помрешь с голоду. Я такую кашу сварю, что пальцы оближешь!». Просто диву даешься их самостоятельности и умелости! Ну, не смогли они кашу сварить, но ведь плиту растопили, дрова подкладывают. Воду из колодца достают - утопили ведро, правда, но кружкой, кастрюлей все-таки достали. А главное, нашли верное решение - кашу сварить попросили соседку, а сами за это ей огород пропололи.

В рассказе «Телефон» Миша с Колей, заполучив игрушечные телефоны, стали перезваниваться друг с другом; когда им это надоело, решили проверить, как устроен аппарат, и «отремонтированный» ими телефон вскоре вообще перестал действовать.

Рассказ учит бережно относится к своим вещам, не ломать и не разбирать игрушки. Учит быть пытливыми и любознательными. Учит находить ответы на вопросы. Учит тому, что нужно много учится и много уметь, чтобы собрать даже простой телефон.

Радость общего труда является темой рассказа "На горке". Ребята целый день трудились - строили горку во дворе, а вот Котька Чижов горку не строил, а покататься ему тоже очень хотелось. Но вот беда, горку-то он не строил и как взобраться на нее, тоже не знал, поэтому и посыпал горку песком. Испортил горку и ребятам, и сам прокатиться не смог.

Но ребята подсказали ему выход из создавшегося положения: "Бери сейчас же лопату!". Понравилось Котьке работать - и горку снегом засыпал, и даже ступеньки сбоку проделал: " Это, чтоб всем было легко взбираться, а то еще кто-нибудь снова песком посыплет!".

В рассказе Николая Носова "Карасик" два друга обменялись. Подарили друг другу то, что у них было: у одного свисток, у другого настоящая живая рыбка.

Эта рыбка - подарок от мамы сыну Виталику, причём рыбка жила в комфортных условиях, а мальчик отдал её, по сути, на верную смерть, теперь карасик ютился в банке.

Но Виталик пошёл ещё дальше: обманул маму, когда она спросила, куда удалась рыбка, а также из - за него мог пострадать невиновный кот, так как мама хотела наказать именно его, думая, что он съел карася.

Но читая произведение, можно увидеть, как сильно переживал Виталик из-за того, что произошло. Когда над котом Мурзиком нависла реальная опасность (мама, схватив его за шиворот, хотела проучить), он признался во всём маме.

Все мы люди и можем ошибаться, где - то нам не хватает смелости сказать правду сразу, но намного важнее все же признать свои ошибки и попросить прощения и чем быстрее, тем лучше, иначе могут пострадать невиновные. Ведь жить с чистой совестью проще и счастливее!

В рассказе «Заплатка» главный герой - мальчик Бобка, другие действующие лица - его мама и его друзья. У Бобки были классные штаны, предмет его гордости. Но, однажды он их порвал. Так как мама отказалась зашивать штаны, Бобке пришлось постигать науку шитья самостоятельно.

Главная мысль рассказа заключается в том, что терпение и усидчивость - обязательные условия для достижения успеха. Когда Бобка в первый раз зашил штаны, то заплатка получилась настолько корявой, что носить такие штаны не было никакой возможности. Пришлось переделывать. Во второй раз Бобка подошел к делу более аккуратно, работал более терпеливо, и у него все получилось: штаны стали почти как новые.

Главные герои рассказа Николая Носова “Автомобиль” два мальчика, Мишка и Коля, которые увидели во дворе дома автомобиль, и которым пришла в голову дурная идея прокатиться на бампере автомобиля. Вернее, эта идея пришла в голову Мишке, который был более беспечным и глупым, чем рассудительный Коля, но Коле пришлось поддержать Мишку, чтобы не бросать друга в одиночестве. Поступок Коли хоть и был легкомысленным, но все-таки его можно понять и оправдать. Мальчики сильно рисковали, и осознали это, когда автомобиль набрал скорость. Первым перепугался отчаянный Мишка, и стал слезать с бампера прямо на ходу. Коля видел, что сзади едет другая машина и пытался удержать друга, но Мишке все равно довелось прокатиться по асфальту ногами. Он порвал штаны и ободрал колени, но серьезных травм не получил.

Случившееся станет для ребят серьезным уроком, они наверняка запомнили, что улица не место для игр, и кататься на бамперах нельзя.

Главная мысль заключается в следующем:

Нельзя идти на уговоры, если у тебя своя голова на плечах. Если знаешь, то поступай по-своему. А еще автор хочет нам показать, что каждый должен нести ответственность за свои поступки. В противном случае страдают другие. Плюс ко всему необдуманные поступки часто приводят к трагедиям. Это тоже нужно учесть.

Николай Носов писал о детях и для детей, а каждая его история — это интересное и полезное повествование. Рассказы написаны с юмором, поэтому читаются легко, да и сюжет у них незамысловатый. Но в каждом повествовании заложен глубокий смысл, ведь в них рассказывается о человеческих недостатках и достоинствах.

Герои Носова - обычные ребята, озорные и любопытные, которые на собственном жизненном опыте постигают жизнь. Рассказы учат детей добросовестности и честности, заставляют задуматься о последствиях совершаемых действий. Важное место в рассказах занимает отношение ребят к труду, что имеет воспитательное значение.

Дружба, участие, правдивость и смелость — вот главное, на что обращает внимание автор. Поучительные короткие рассказы заставляют детей усвоить главные человеческие ценности, учат их быть добрыми, целеустремленными и любознательными.


















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.