12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кривошеенкова Ангелина139
0

Статья на тему «Коррекция нарушений речи у детей с ЗПР в аспекте междисциплинарного взаимодействия»

Коррекция нарушений речи у детей с ЗПР в аспекте междисциплинарного взаимодействия.

Проблема речевой коммуникации у воспитанников с диагнозом задержки психического развития является особенно актуальной, когда речь идёт о дошкольном возрасте. В этот период закладываются основы межличностного общения: ребёнок учится обмениваться информацией с окружающими людьми и определяет собственное место в социуме. Способность общаться становится важнейшим фактором развития личности.

При задержке развития у детей могут наблюдаться такие признаки, как отсутствие инициативы, замедление реакций, неспособность понять и интерпретировать реакции окружающих. Ребёнок испытывает затруднения в определении собственных и чужих эмоций, а также в выстраивании линии поведения.

Воспитанники с ЗПР могут демонстрировать различные состояния. От состояния, пограничного с умственной отсталостью до «детей Маугли» или социальной дезадаптации, являющейся проявлением РАС, той или иной степени.

В этих состояниях дети часто демонстрируют негативизм по отношению к коммуникации вообще и участию в образовательном, а тем более коррекционном процессе в частности.

Кропотливая психологическая работа над улучшением межличностной коммуникации может способствовать улучшению ситуации. Однако, при этом, коррекционная логопедическая работа может отойти на второй план. В дошкольном возрасте это крайне нежелательно, поскольку могут быть упущены важные сензитивные периоды развития речи.

На этом моменте вопрос междисциплинарного взаимодействия в коррекционной работе с ребенком с задержкой психического развития встаёт наиболее остро.

Для разрешения данной ситуации логопедов могла бы заинтересовать методика «ПОТОМУ ЧТО ЭМОЦИИ», разработанная сотрудниками Академии психологии и педагогики Южного Федерального университета г. Ростов-на-Дону, для обучения детей с РАС навыкам распознавания эмоций по лицевой экспрессии, а так же выражения своих эмоций с помощью мимики.

В результате тестирования методики на группах детей с различными диагнозами, оказалось, что её легко адаптировать и целесообразно включать в коррекционную работу с детьми с ЗПР в целом.


 

Целью методики по замыслу авторов были:

научить ребенка распознавать 6 базовых эмоций (радость, грусть, удивление, страх, злость, отвращение) на лицах других людей

научить ребенка выражать 6 базовых эмоций (радость, грусть, удивление, страх, злость, отвращение) на своем лице.

Задачи решаемые методикой для освоения ребенком навыков выражения эмоций мимикой на своем лице:

Научить ребенка подражать действиям взрослого (принцип «Делай как я»)

Развить мимические мышцы (многие из них участвуют в процессе артикуляции)

Обеспечить подачу материала в игровой форме.

Преодолеть негативизма ребенка в обход его сознания. Поскольку за распознавание эмоций отвечает лимбическая система, расположенная в глубинных структурах мозга и разумом человека не контролируется.

Если сравнить задачи логопедической работы и задачи, решаемые методикой «ПОТОМУ ЧТО ЭМОЦИИ», становится очевидным, что задачи взаимосвязаны и благодаря методике могут быть реализованы в игровой форме.


 

Направления коррекционной логопедической работы включают в себя:

звукопроизношение

лексико-грамматический строй

фонематические процессы

развитие речи

В логопедической работе традиционно большое внимание уделяется артикуляционным упражнениям. В числе специфических особенностей детей, имеющих диагноз задержки развития, можно выделить слабость лицевых мышц. Это приводит к проблемам в звукопроизношении и отсутствию навыка его регулирования.

Можно считать основной целью работы с детьми с задержкой развития стимулирование артикуляционного аппарата. А упражнения на развитие мимических мышц, оказываются прекрасными упражнениями для развития артикуляционной моторики.

При наличии развитых лицевых мышц ребёнок способен проявлять внешнюю эмоциональную экспрессию, что означает успешную социализацию, гармоничное взаимодействие с окружающим миром и мотивацию к речевой деятельности.

В связи с поставленной целью, в логопедической коррекционной работе выделяются следующие виды упражнений:

Артикуляционные + мимические упражнения.

Дыхательные упражнения.

Дикционные упражнения.    

Терапия игры, предусмотренная методикой «ПОТОМУ ЧТО ЭМОЦИИ»,, позволяет педагогу трансформировать позитивные ощущения от игрового процесса в обучающий.

Сочетание игровых приёмов и изображений эмоций позволяют включать в коррекционный процесс упражнения для развития мелкой моторики, чувства ритма, помогают в доступной и динамичной форме проводить сложные упражнения на развитие артикуляционного аппарата.

Это могут быть задания по тренировке языка, щёк, губ и челюсти, выполняемые как в парах, так и индивидуально, как с опорой на картинки, так и по подражанию.

Упражнения на развитие артикуляционных и мимических мышц необходимо дополнять упражнениями с участием голосовых связок и дыхательного аппарата.

Дыхательные упражнения, которые воздействуют на лицевые мышцы, развивают связки, тем самым улучшая дикцию ребёнка.

При работе с дыханием логопед объясняет устройство речевого аппарата и помогает ребёнку почувствовать работу мышц на собственном опыте. Так же, как ранее помогал формировать на лице сложные мимические упражнения.

Наглядная демонстрация взрослым на себе и тактильное воздействие руками ребенка в необходимых областях на лице и теле малыша будет полезным, так как дети с ограничивающими диагнозами могут испытывать сложности с абстрактным мышлением. Ребёнок учится расслабляться, вдыхать и выдыхать воздух, работать с диафрагмой, контролировать дыхание по длине произносимого текста.

Значительно упрощает задачу то, что ребятишки, уже научившиеся чувствовать мышцы своего лица, выполняя упражнения методики «ПОТОМУ ЧТО ЭМОЦИИ», осознанно учатся говорить внятно, громко и разборчиво.

Одним из направлений логопедической работы является проработка дикции. Ребёнок обучается проговаривать сложные согласные звуки, как отдельно, так и в комплексе с гласными, имитируя, например, работу инструментов, звуки животных и окружающих предметов.

Полезно проговаривание скороговорок на различные группы звуков. Упражнения с творческой направленностью помогают прорабатывать лексику, понимать значение слов и их связь в предложении, обогащают словарный запас.

С этой целью можно расширить коррекционную работу логопеда описанием и интонационным оформлением тех эмоций, которые ребенок освоил ранее и научился демонстрировать на своем лице.

Радость (грусть, отвращение, страх, злость, удивление) это как? Что ты чувствуешь? Какими словами еще можно описать то, что ты ощущаешь?

Такие упражнения не только позволяют ребенку научиться фантазировать, анализировать свои ощущения, считывать эмоции с лиц и лучше понимать других людей, но и заметно расширить словарный запас.

В рамках реализации государственных стандартов (ФГОС) педагог должен иметь целью воспитание у ребят стремления к саморазвитию. В случае коррекционной работы над артикуляционным аппаратом ребёнка, независимо от его состояния здоровья, с помощью методики выражения эмоций мы стимулируем самостоятельную активность при речевой деятельности. У ребёнка появляется стойкая мотивация к работе над собой.

Подводя итог вышесказанному необходимо отметить, что коррекционная логопедическая работа должна быть системной и носить междисциплинарный характер в силу разнообразия применяемых упражнений на формирование речевых компонентов, дыхания и дикции, артикуляции, фонематического и эмоционального восприятия речи. Сюда можно добавить так же использование приёмов терапии музыки, искусства, цвета, света и других.

Основным критерием успешности работы логопеда является искреннее желание ребёнка осваивать новое и говорить, красиво излагая свои мысли.


 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.