12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Фалёва Анна Сергеевна165
Россия, Свердловская обл., пгт Уральский
1

«Корзина идей, понятий, имен (применение методов критического мышления на уроках истории)

«Корзина идей, понятий, имен (примение методов критического мышления на уроках истории)

Критическое мышление - очень важная и нужная форма мышления.

В основе технологии критического мышления лежит – трехфазовая структура урока.

Технологические этапы

I фаза 
Вызов
 
(пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)

II фаза
Осмысление содержания
(получение новой информации)

III фаза
 
Рефлексия
(осмысление, рождение нового знания)

Я хочу познакомить вас с одним приемом этой стадии вызов. Прием «Корзина идей, понятий, имен»

Корзина идей» — это прием организации процесса обучения в начале урока, когда необходимо актуализировать у детей имеющиеся знания, выяснить их уровень осведомленности по нужной теме, дать возможность обменяться мнениями друг с другом и с учителем.

Метод «Корзина идей» реализуется по определенной схеме:

Педагог спрашивает обучающихся о том, что они знают и думают по той или иной проблеме.

Каждый из детей сам пытается вспомнить и сделать записи в тетради о том, что ему известно по данному вопросу. На этот этап отводится не более 2-3 минут.

Дети обмениваются информацией между собой в парах или небольших подгруппах. Ход обсуждения должен быть организован учителем: например, он может предложить ребятам находить совпадения и разногласия в предположениях. Этот этап продолжается также до 3 минут.

Составляется список предположений. Хорошо, если он будет визуализирован: на доске нарисована корзина, в которую «складываются» мысли и мнения каждой подгруппы или пары детей. Высказываемые предположения не должны повторяться на доске.

В ходе урока разрозненная в сознании детей информация выстраивается в логические цепочки с помощью педагога.

По мере освоения учебного материала исправляются ошибки в детских предположениях «сложенных» в «корзину идей».

При реализации метода «корзина идей» есть некоторые нюансы, которым учителю необходимо уделить внимание.

Метод «корзина идей» можно использовать как в самом начале изучения новых учебных материалов, так и для разрешения существующих проблем, возникающих в ходе работы на уроке.

При высказывании предположений будет лучше, если учащиеся будут выражаться полными предложениями. Это позволяет использовать прием не только в познавательных целях, но и для формирования и развития умения устно говорить и логично излагать свои мысли.

На этапе, когда учитель записывает высказывания детей на доску, не должно быть никакой критики со стороны педагога. Записываются или приклеиваются на доску даже неверные мнения и мысли. Задача взрослого – подвести обучающихся к самостоятельному анализу ошибок. Этот нюанс обычно вызывает у учителей наибольшие трудности, так как они привыкли быть авторитетными и сразу поправлять ученика, если он что-то неправильно делает или говорит. Но в этом случае педагог мешает критическому мышлению ребенка качественно развиваться.

Прием «корзина идей» — это прием критического мышления, позволяет учителю одновременно выяснить уровень знаний детей по какому-либо вопросу и сделать вступление в новую тему, заинтересовать обучающихся. В ходе работы удается поработать с каждым ребенком. Благодаря использованию данного приема у ребят формируются важные качества: умение высказывать свое мнение, слушать товарищей, запоминать сказанное и удерживать произвольное внимание.

Пример использования приема "Корзина идей" на уроке история

Предмет: История России

Тема урока: Эпоха дворцовых переворотов

В «Корзину идей» могут попасть: «Екатерина I», «Указ о престолонаследии», «Петр II», «Верховный тайный совет» «гвардия» «Екатерина II» «Бироновщина» «верховники» «кондиции»и т.д.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.