12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Швецова Нина Николаевна148
Россия, Пермский край, Кудымкар
Материал размещён в группе «Логопеды школ, садов и центров»
3

Кружок «Грамотеи» (проект программы внеурочной деятельности учителя-логопеда)

Кружок «Грамотеи»(проект программы внеурочной деятельности учителя-логопеда)

Пояснительная записка

Раздел: Внеурочная деятельность общеинтеллектуального направления (логопедический аспект).

Аннотация: В последние годы все большее количество детей страдает нарушениями устной и письменной речи. Около 40% обучающихся в начальных классах имеют те или иные проблемы. Чаще всего причиной их возникновения является недоразвитие фонематических процессов. Наша школа не является исключением. По результатам проведенного диагностического обследования учащихся 2-х классов 16 человек имеют предпосылки к возникновению дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания. Лишь часть этих детей зачислена на коррекционно-логопедические занятия на логопункте. Для оказания помощи другим нуждающимся предлагается проведение кружка «Грамотеи».

Тема: Кружок «Грамотеи»

Тип проекта:  практико-ориентированный, среднесрочный, коллективный.

Участники проекта:  учитель – логопед, обучающиеся 2 классов.

Срок реализации проекта: декабрь-февраль 2018-19 учебного года

Реализация программы внеурочной деятельности по занимательной логопедии рассчитана на 11 занятий с группой детей из 10 человек, занятия проводятся 1 раз в неделю в течение 40 минут.

Занятия кружка проводятся в интересной, увлекательной форме с использованием ИКТ, дидактических игр, кинезиологических упражнений. Кружковая работа предусматривает тематические домашние задания, из которых потом будет создана книжка-малышка с занимательными упражнениями.

Постановка проблемы: Основной задачей начальной школы является формирование прочных навыков грамотного письма, смыслового чтения, развитой речи. Наличие у обучающихся даже небольших отклонений в развитии фонематических процессов приводит к трудностям в усвоении программы общеобразовательной школы. При проведении диагностических диктантов во 2-х классах обращает на себя внимание большое количество ошибок, связанных с нарушениями фонематического восприятия звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство: твердых и мягких, звонких и глухих, свистящих и шипящих согласных.

Для помощи детям, допускающим ошибки фонематического характера, связанные с трудностями различения твердых и мягких согласных, и с трудом усваивающим тему «Обозначение мягкости согласных звуков на письме гласными буквами и мягким знаком» разработан проект по организации кружка «Грамотеи».

Цель: Создание условий для успешного усвоения учащимися вторых классов с фонематическим недоразвитием речи способов обозначения мягкости согласных звуков на письме, для формирования у детей мотивации к изучению русского языка, развития интеллектуальных и творческих способностей.

Задачи:

-Формирование полноценных фонематических представлений по дифференциации твердых и мягких согласных звуков

-Развитие навыков обозначения мягкости согласных звуков на письме с помощью гласных букв и мягкого знака

-Предупреждение и коррекция дисграфических ошибок учащихся на письме

-Воспитание у детей языкового чутья.

- Развитие психических процессов (внимания, восприятия, памяти, мышления)

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап (декабрь, 2018г.)

Цель: Выявить уровень развития фонематических процессов у второклассников через проведение диагностических диктантов. Определить тематику занятий кружка. Отобрать материал, занимательные игры и упражнения

2. Основной этап (декабрь-февраль, 2018-19г.)

Цель: Проведение кружковой работы в соответствии с тематическим планом.

3. Заключительный этап (февраль, 2019г.)

Цель: создание книжки-малышки, подведение итогов проекта, отражение основного его содержания на сайте школы, транслирование полученного опыта работы на разных уровнях.

Предполагаемые результаты:

-совершенствование фонематического восприятия,

-закрепление навыков обозначения мягкости согласных звуков на письме с помощью гласных букв и мягкого знака,

-введение в активный словарь слов-терминов: звук, слово, гласные, согласные, твёрдые и мягкие согласные

-предупреждение нарушений письма и чтения;

-развитие мыслительной деятельности, памяти, внимания обучающихся,

-закрепление у школьников положительного отношения к русскому языку и литературе.

Учебно-тематический план работы кружка «Грамотеи»

№ пп

Тема занятия

Кол-во

часов

1

Диагностическое обследование

1

2

Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки

1

3

Гласные 1 и 11 ряда, их дифференциация

1

4

Твердые и мягкие согласные. Звукобуквенный анализ на уровне слова

1

5

Дифференциация А-Я. Обозначение мягкости согласных с помощью буквы Я

1

6

Дифференциация О-Ё. Обозначение мягкости согласных с помощью буквы Ё

1

7

Дифференциация У-Ю. Обозначение мягкости согласных с помощью буквы Ю

1

8

Дифференциация Ы-И. Обозначение мягкости согласных с помощью буквы И

1

9

Мягкий знак –показатель мягкости согласных звуков на письме

1

10

Обозначение мягкости согласных на письме с помощью буквы Ь в середине и конце слова

1

11

Заключительное занятие. Составление книжки-малышки

1

Библиографический список:

Литература:

Буйко В., Сыропятова Г. Парные твердые и мягкие согласные. – Екатеринбург: ООО «Литур- опт», 2013

Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление младших школьников. - М.: Владос, 1995.

Оглоблина И.Ю.Пишем без ошибок: Рабочая тетрадь для исправления нарушений письменной речи.2-4 классы – Мозырь, Белый ветер, 2014.

Яворская О.Н. Занимательные задания логопеда для школьников

(2-3 классы). - СПб.: КАРО, 2014.

Мультимедийные образовательные ресурсы.


 


 

Опубликовано в группе «Логопеды школ, садов и центров»


Комментарии (6)

сменить сортировку
Шабанова Алёна, 15.01.19 в 05:26 0Ответить Пожаловаться
Покажите потом нам книжку-малышку. Интересно очень.....
Швецова Нина Николаевна, 15.01.19 в 18:16 0Ответить Пожаловаться
Хорошо, Алена, покажу
Светлана, 23.01.19 в 08:27 0Ответить Пожаловаться
Выбраны самые актуальные темы для детей логопатов. Хотя учителя ждут от нас не этого. Им кажется, что надо,например, отработать безударную гласную в корне. Ведь именно там огромное количество ошибок. А что это работа педагога, а не логопеда, их не убедить.
Швецова Нина Николаевна, 24.01.19 в 20:47 0Ответить Пожаловаться
Да, Светлана, Вы правы. Учителя тоже замечают, что после таких занятий количество ошибок на обозначение мягкости согласных на письме значительно уменьшается. А безударную отрабатывать тяжело, поскольку дети не только ее не видят, но и не могут подобрать проверочные слова из-за бедного словарного запаса.
Ларькова Татьяна Сергеевна, 05.02.19 в 20:19 0Ответить Пожаловаться
Нина Николаевна, спасибо большое за представленный опыт!!
Швецова Нина Николаевна, 06.02.19 в 19:26 0Ответить Пожаловаться
Буду рада, если Вам пригодится этот материал, Татьяна Сергеевна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.