12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Оганисян Наринэ Артуровна45





























Образовательная программа для ДОУ «Умные мячики» (кружок).



Адресат программы: 4 – 7 лет

Разработчики программы

Оганисян Наринэ Артуровна

Коновал Вера Владимировна

Срок реализации: 1 год

















2023 год



Оглавление


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3

1.1 Информационные материалы 3

1.2 Направленность программы 3

1.3 Актуальность программы 3

1.4 Отличительные особенности программы 4

1.5 Адресат программы 4

1.7 Форма обучения 4

1.9 Цель и задачи программы 4

II. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 5

2.1 Объем программы 5

2.2. Содержание программы 5

2.3 Планируемые результаты освоения программы 10

III. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 11

3.1 Учебный план 12

3.2 Календарный учебный график 12

3.3 Оценочные материалы 13

IV. ИНЫЕ КОМПОНЕНТЫ 13

4.1 Условия реализации программы 13

4.2 Список литературы 13



I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1 Информационные материалы

Образовательная программа составлена на основе многолетнего теоретического опыта работы педагогов и воспитателей, в том числе на основе методического пособия Умные мячики, комплекса упражнений для коррекционно – развивающей работы в соответствии с документами в сфере образования:

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Методическое пособие «Умные мячики» комплекс упражнений коррекционно – развивающей работы и т.д.

Настоящая программа адаптирована к условиям работы в рамках дошкольного общеобразовательного учреждения.

Программа определяет содержание и организацию дошкольного образовательного процесса в детском саду. ДОУ вправе реализовать программу при наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности.


1.2 Направленность программы

Общеразвивающая программа «Умные мячики» имеет творческую направленность, коррекционную и развивающую.


1.3 Актуальность программы

Коррекционные упражнения можно использовать, как специально организованные занятия, а можно использовать, как динамические паузы. Эти упражнения могут использовать учителя, воспитатели без участия какого-либо специалиста.

Программа не только коррекционная, но и развивающая. Программа использует движение, комплекс в целом позволяет улучшить психомоторику (совокупность двигательных действий), направленную на развитие мелкой и крупной моторики, развитие координации движений, позволяет улучшить возможность слышать задачи, правильно и последовательно их реализовывать, вовремя переключаться с одного компонента задачи на другой, даёт возможность почувствовать свое тело.


1.4 Отличительные особенности программы

Отличительная особенности программы. Все движения с мячиками активизируют детей, методика решает задачи эмоционально – волевой регуляции.

Методы и формы занятий, средства деятельности по программе соответствуют поставленным целям и задачам, способствуют усвоению дошкольниками. Упражнения позволяют активизировать межполушарные взаимодействия, приводят к гармонизации баланса жизненной энергии у человека и обладают оздоравливающим и антистрессорным эффектом, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю, улучшают мыслительную деятельность, память и внимание.

В процессе заданий дошкольник развивает кинетические, пространственные, зрительные функции, тренирует мелкую и крупную моторику. Учится контролировать движения, их ритм, темп, последовательность.


1.5 Адресат программы

Программа предназначена для детей от 4 до 7 лет.

Для поступления на программу не требуется сдачи вступительных экзаменов. Принимаются все желающие в соответствии с возрастом на основании поданного заявления родителей.


1.6 Срок освоения программы

Программа реализуется 1 год.


1.7 Форма обучения

Обучение осуществляется в очной форме. Упражнения можно использовать на прогулке, в группе, на улице, в любом пространстве.


1.8 Режим занятий

Занятия проводятся в очной групповой форме 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Продолжительность занятий - 40 мин.


1.9 Цель и задачи программы

Цель программы – применить упражнения в развитии интеллектуальных способностей дошкольников; научить ребенка применять эти упражнения в свободной деятельности для развития интеллекта, используя умные мячики.

Для достижения поставленной цели необходимо решать следующие задачи:

научить ориентации в пространстве и развить координацию дошкольника;

улучшить познавательные способности, нормализации поведения, уменьшения проявлений импульсивности и увеличения возможностей сосредоточения, улучшения координации движения тел;

сформулировать вербально – коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста и т.д.



II. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ


2.1 Объем программы

Кружок рассчитано на 1 год– 34 часа.

В процессе заданий дошкольник развивает кинетические, пространственные, зрительные функции, тренирует мелкую и крупную моторику. Учится контролировать движения, их ритм, темп, последовательность.

Год обучения

1 полугодие

2 полугодие

Всего по учебному плану

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

1 год обучения

недель

4

4

4

4

3

4

3

4

4

34

часов

4

4

4

4

3

4

3

4

4

34



2.2. Содержание программы

Вводное занятие

I раздел: Знакомство.

1 тема: Правила техники безопасности на занятиях.

Теория: Инструктаж по технике безопасности, по пожарной безопасности и охране труда. Знакомство с программой. Особенности обучения

Знакомство с умными мячиками и их свойствами, установление связей между свойствами мяча и органами чувств (зрение, осязание)

Знакомство с мячиками и с видами кинезеологических упражнений для детей дошкольного возраста. Кинезиологические упражнения для дошкольников несложны, дети с легкостью и большим интересом их выполняют.

Растяжки - нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).

Дыхательные упражнения - улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность, применяются в основном в вводной и заключительной части занятия.

Глазодвигательные действия - помогают снять у детей мышечные зажимы, а также способствуют лучшему взаимодействию двух полушарий.

Телесные движения - развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.

Упражнения для развития мелкой моторики - стимулируют речевые зоны головного мозга.

Массаж - воздействует на биологически активные точки.

Релаксация- способствует расслаблению, снятию напряжения

2 тема: Базовые упражнения.

1.Упражнение «Способы удара»:

1.1 Удар «стаканчик»: мячик берем в ладонь, захватывая пальцами таким образом, как будто бы берем в руку стакан или чашку. Бросок совершаем так, как будто ставим стакан или чашку (удар совершается об пол).

1.2 Удар «обезьянка»: мячик берем полной ладонью, пальцы распределены по всему диаметру мячика приблизительно равноудалено. Бросок совершаем всей кистью (удары совершаются об пол, стену, об пол при перекидывании в группах и парах).

1.3 Удар «чашка»: мячик расположен в ладони также, как при «обезьянке» для бросков вверх.

2. Упражнение «Способы захвата»:

2.1 Захват «обезьянка»: ловим мячик полной ладонью, при этом ладонь располагается тыльной стороной вверх.

2.2 Захват «чашка»: ловим мячик ладонью, расположенной тыльной стороной вниз.

3 тема: Движения

3.1 «Удары об пол». Совершаем удары об пол:

- однократно,

- многократно,

- попеременно, то одной рукой, то другой,

- двумя руками одновременно и попеременно,

- из руки в руку,

- перекидывая друг другу и т.д.

3.2 «Подкидывание вверх».

Броски совершаются в вертикальном направлении от горизонтальной срединной линии тела:

- попеременно, то одной рукой, то другой.

- двумя руками одновременно и попеременно.

- перекидывая из руки в руку.

- перекидывая друг другу и т.д.

3.3 «Переключение с одного удара на другой, с одного захвата на другой».

Совершаем броски:

- серией однотипных ударов и захватов,

- чередуя разные удары, с одним типом захвата,

- чередуя один тип удара и разные типы захвата,

- чередуя разные типы удара и разные типы захвата.

3.4 «Какую руку предпочитаешь?»

Бросаем ребенку мячик по центру тела с инструкцией «Лови одной рукой!».

Наблюдаем, какой рукой он ловит мячик чаще, что он делает, если бросать ему мячик в сторону не предпочитаемой руки.

3.5 Повторение всех видов ударов, захватов, движений в парах.

II раздел: Ориентация в пространстве

1 тема: Развитие функций кинетики

1.1 Упражнение «чередование вверх/ вниз»:

- совершаем бросок об пол, при помощи удара «стаканчик»

- подбрасываем вверх, с помощью удара «чашка».

- броски выполняются от срединной линии тела.

10 раз одной рукой; 10 раз другой рукой; 10 раз со сменой рук через удар об тпол, с перебрасыванием из руки в руку над головой.

2 тема: Чередование

1.2 Упражнение «Чередование бросок/приседание»

- удар об пол «стаканчиком», поймать мячик «чашкой»

- присесть (вниз)/встать (вверх);

- подбросить мячик вверх, поймать;

- встать на цыпочки.

10 раз с одной стороны; 10 раз с другой стороны; со сменой рук (смена рук при ударе мячика об пол и при подбрасывании) с движением мяча по часовой стрелке и против часовой стрелки.

1.3 Упражнение «Чередование ударов со сменой рук перед собой, с передачей мяча за спиной».

Цель этих захватов: регуляция силы броска и координация правильного направления при работе с мячом.

Совершаем удары об пол разными способами, один раз «стаканчиком», один раз - «обезьянкой»), ловим «чашкой». бросаем из правой руки в левую через удар об пол, левой передаем в правую за спиной - 10 раз; затем бросаем левой рукой в правую через удар об пол, передаем из правой руки в левую за спиной - 10 раз.

III раздел: Развитие навыков

1 тема. Солнечные часы

1.4 Упражнение «Солнечные часы»

- отметь точку перед собой, слева от себя, справа от себя, позади себя;

- - попади мячом в эти точки с проговариванием обозначения направления, в точку позади себя представь мысленно, что попадаешь в нее мячиком.

Выполняем сначала одной рукой, потом другой.

1.5 Упражнение «Рука-нога»

- бросаем мячик об пол «стаканчиком» правой рукой, одновременно поднимаем левое колено - 1 раз;

- бросаем мячик об пол «стаканчиком» левой рукой, одновременно поднимаем правое колено- 1 раз;

- бросаем мячик «чашкой» вверх правой рукой, одновременно поднимаем левое колено- 1 раз;

- бросаем мячик «чашкой» вверх левой рукой, одновременно поднимаем правое колено - 1 раз.

Повторяем всю серию 10 раз.

1.6 Упражнение «Части тела»

- бросаем мячик об пол «стаканчиком» правой руки, одновременно левой рукой дотрагиваемся до лба / носа/ подбородка / (левого /правого) уха / плеча / живота / бедра / колена / пятки и т.п.

- тоже самое с другой рукой.

Выполняем сначала монолатеральные движения, а затем кросс латеральные.

IV раздел: Упражнения на координацию.

1 тема: Развитие координаций «Рука – нога»

2.1 Упражнение «Перекати поле»

- сидя за столом, перекатываем мяч с руки в руку;

- меняем положение рук: перекат по прямой линии, по диагонали;

- выполняем в парах: с одним мячиком (перекатываем по кругу, из руки в руку по диагонали), двумя мячиками (перекатываем по кругу);

- мячиками разных цветов совершаем перекаты, следуя инструкции ведущего, например, «перекати мячик из правой руки в левую» или «перекати красный мячик в правую руку партнеру, а синий - в левую и т.д.».

2.2 Упражнение «Мячики по кругу»

Выполняется в группе. Упражнение развивает не только зрительно-моторные координации, но и чувство ритма, а также зрительное внимание.

- встаем в круг. У каждого участника в правой руке мяч;

- одновременно передаем мяч по кругу из руки в руку, т.е. правой рукой передаем мяч в левую руку соседу справа;

- затем, перекладываем из левой руки в правую (ладонь при этом делаем «чашкой», мяч при передаче кладется в ладонь, а другой ладонью при этом накрывается), и опять передаем в левую руку соседу;

- все движения совершаем одновременно;

- когда движения всеми участниками будут производиться ритмично и одновременно, в тот момент, когда участники будут перекладывать мяч из левой руки в правую, ведущий говорит «Стоп».

2 тема: Развитие координаций «доска – тетрадь».

2.2. Упражнение «Пристенные игры»

Индивидуальные варианты:

- удары об стену «чашкой» с разного расстояния, стоя лицом к стене: правой рукой удар «чашкой» об стену, мяч отскакивает от пола, захват «чашкой» правой рукой, повторить 10 раз. То же с левой руки.

- удары об стену с разного расстояния, повернувшись правой стороной тела, левой стороной тела (левой/правой рукой);

- бросок, поворот на 360 градусов и захват мяча (левой/правой рукой).

Парная игра:

- пара встает перед стеной, лицом к ней;

-мячик в руке у одного из участников. Он бросает правой рукой «чашкой» мячик об стену с таким расчетом, чтобы мячик, ударившись об стену, отскочив от пола, попал в правую руку партнеру по игре;

- делаем это с разного расстояния от стены (подходя ближе, отходя дальше);

- делаем это, когда один участник стоит ближе к стене, другой дальше;

-делаем это, меняя расстояние между участниками;

- делаем это, стоя друг напротив друга и бросая мячик через стену;

- делаем это, стоя спиной друг к другу и бросая.

Ловим/бросаем разными руками (то левой, то правой).

Групповой вариант:

- группа участников выстраивается в шеренгу относительно стены (лицом к стене);

- участники, стоящие по краям шеренги, берут в правую руку и бросают его об стену, таким же образом, как в парном варианте;

- мячики, как бы передвигаются от участника к участнику, навстречу друг другу;

- как только мячики достигли крайних участников шеренги, крайний правый участник отдает мячик соседу слева и переходит на другой конец шеренги, получает мячик от соседа справа;

- и снова крайние участники начинают перекидывать мячики вдоль шеренги;

Игра продолжается до тех пор, пока все участники не побывают в крайних позициях.

2.2.2 Упражнение «Броски в парах»

У каждого участника по одному мячику. Совершаем различные броски друг другу:

- бросаем мячик партнеру с ударом об пол (монолатеральное движение);

- тоже самое с перекладыванием мяча из руки в руку (крослатеральное движение);

- тоже самое с перекладыванием мячика из руки в руку, с броском через удар об пол;

Перекидываем мячик партнеру через подбрасывание вверх (монолатеральное движение);

- тоже самое с перекладыванием мячика из руки в руку за спиной (коллатеральное движение).

Движения совершаются по часовой стрелке, против часовой стрелки.

V раздел. Заключение

1тема: Предметы

Упражнение «Разные предметы».

Ребенок из одной руки в другую самостоятельно или в паре с другим ребенком/взрослым перебрасывает предметы, различающиеся по весу и/или форме, например, мяч обычный и массажный или мяч и ручку и т.п.

Итоги, рефлексия.


2.3 Планируемые результаты освоения программы

Результат освоения Программы.

Упражнения позволяют активизировать межполушарные взаимодействия, приводят к гармонизации баланса жизненной энергии у человека и обладают оздоравливающим и антистрессорным эффектом, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю, улучшают мыслительную деятельность, память и внимание.

Особенно эффективна кинезиологическая гимнастика у детей, т. к. пластичность детского мозга является благоприятной почвой для его развития.

В процессе выполнения заданий дошкольник развивает кинетические, пространственные, зрительные функции, тренирует мелкую и крупную моторику. Учится контролировать движения, их ритм, темп, последовательность.

Данная методика очень удобна и эффективна в работе с детьми по нескольким причинам:

- позволяет сделать занятие более интересным и увлекательным для детей разных возрастов;

- способствует развитию функций переработки кинестетической, зрительной, зрительно-пространственной, слуховой информации, а также произвольной регуляции и серийной организации движений и действий.

Для занятий используются специализированные мячики диаметром 5 см, которые достаточно лёгкие по весу и легко отбиваются от разных поверхностей.


III. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ


3.1 Учебный план

Наименование разделов, тем

Кол-во часов

теория

практика

всего

Вводное занятие - 1 час

1

1

2

I раздел: Знакомство.

1 тема: Правила техники безопасности на занятиях.

2 тема: Базовые упражнения.

1.Упражнение «Способы удара»

2. Упражнение «Способы захвата»:

3 тема: Движение

3.1 «Удары об пол». Совершаем удары об пол:

3.2 «Подкидывание вверх».

3.3 «Переключение с одного удара на другой, с одного захвата на другой».

3.4 «Какую руку предпочитаешь?»

3.5 Повторение всех видов ударов, захватов, движений в парах.


8

8

II раздел: Ориентация в пространстве

1 тема: Развитие функций кинетики

1.1 Упражнение «чередование вверх/ вниз»:

2 тема: Чередование

1.2 Упражнение «Чередование бросок/приседание»

1.3 Упражнение «Чередование ударов со сменой рук перед собой, с передачей мяча за спиной».


6

6

I III раздел: Развитие навыков

1 тема. Солнечные часы

1.4 Упражнение «Солнечные часы»

1.5 Упражнение «Рука-нога»

1.6 Упражнение «Части тела»


7

7

IV раздел: Упражнения на координацию.

1 тема: Развитие координаций «Рука – нога»

2.1 Упражнение «Перекати поле»

2.2 Упражнение «Мячики по кругу»

2 тема: Развитие координаций «доска – тетрадь».

2.2. Упражнение «Пристенные игры»

2.2.2 Упражнение «Броски в парах»


8

8

V раздел. Заключение

1тема: Предметы

Итоги, рефлексия.

2

1

3

Итого

3

31

34


3.2 Календарный учебный график

Продолжительность учебного года - 34 недели

Начало занятий – 04.09.2023 г., окончание - в соответствии с учебным планом ДОУ.

Регламент образовательного процесса:

- один год обучения – 34

1 раз в неделю по 1 часу

Режим занятий

Занятия проводятся по расписанию.

Продолжительность занятий - 40 мин.

Режим работы период школьных каникул.

Занятия детей в учебных группах ДОУ проводятся по временно-утвержденному расписанию, составленному на период каникул, в форме, индивидуальной работы.


3.3 Оценочные материалы

Для оценки качества освоения программы, а также определения фактического уровня сформированности универсальных учебных действий применяются диагностики, которые предусмотрены учебным планом в ДОУ.


IV. ИНЫЕ КОМПОНЕНТЫ


4.1 Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:

1. Помещение: кабинет

2. Приборы и оборудование: столы, стулья

3. Умные мячики


4.2 Список литературы

1. Крупенчук О.И., Витязева О.В. Движение и речь: Кинезиология в коррекции детской речи. – СПб.:2019.-48с

2. Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники: Учебно-методическое пособие / А.В. Семенович, Я.О. Вологдина, Т.Н. Ланина; под ред. А.В. Семенович. – М.: Дрофа, 2014.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.