Автор-составитель: Разова Е.Г., преподаватель МБУДО ГШИ №29
Новосибирск 2020
Квест-викторина
«Композиторы «Могучей кучки»
для учащихся ДМШ и ДШИ
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Новосибирска
«Городская школа искусств №29»
Пояснительная записка
Квест-викторина по теме «Композиторы «Могучей кучки» предназначена для промежуточной аттестации учащихся по учебному предмету «Музыкальная литература» дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ, реализуемых в ДМШ и ДШИ (проверка усвоения изученного материала по курсу русской музыкальной литературы).
Цель квест-викторины – закрепить и проверить теоретические знания учащихся по пройденным темам. Время проведения– 40-45 минут.
Все задания квест-викторины связаны с жизнью и творчеством содружества композиторов «Могучая кучка».
Учащийся выполняет задания в таблице, состоящей из названия этапа квеста, собственно задания, ответа и ключевых букв. Все задания вписаны в 3-ю колонку (выделена розовым цветом). При выполнении задания можно пользоваться интернет-источниками, вписывая ответ в отдельную ячейку таблицы (зеленая колонка «ответы»). Последняя колонка – ключевые буквы, которые необходимо найти в ответах и выписать отдельно. Ключевые буквы расположены в произвольном порядке. Когда они будут найдены, из набора букв нужно сложить два слова.
Первый этап квеста «Кто есть кто?». Он связан с биографическими моментами композиторов «Могучей кучки» - годами жизни, именами, событиями.
Второй этап квеста «Чьи это произведения?». В нем представлены как названия музыкальных произведений композиторов творческого содружества (и аудиофрагменты), так и произведения известного художника – современника композиторов «Могучей кучки».
Третий этап квеста «Расшифруй цитаты». Необходимо расшифровать высказывания композиторов и впечатать их в колонку с ответами.
Оценка прохождения квеста.
Максимальное количество баллов, которое можно набрать в процессе прохождения квеста при ответе на вопросы – 24 балла. Критерии оценки: ответы на вопросы оцениваются по пятибалльной шкале: 23-24 правильных ответа – оценка «5»; 22-23 – оценка «4»; 20-21 – оценка «3»; ниже 20 – оценка «2». За правильно отгаданную ключевую фразу добавляется 5 баллов.
№ | Название этапа | Задание | Ответ | Ключевая буква |
1 | Кто есть кто? | На фото – представители содружества композиторов «Могучая кучка», напиши, кто есть кто: 1.Фамилию, имя, отчество, годы жизни. 2.Кто из содружества композиторов младше всех? 3.Кто старше всех? 4.Кто из них жил и XIX, и в XX веке. | 1. 2. 3. 4. 5. | Ключевые буквы: 1.Буква, с которой начинается отчество самого младшего по возрасту композитора «Могучей кучки» 2. С нее начинается имя самого старшего композитора «Могучей кучки» |
| ||||
Младше всех – | ||||
Старше всех – | ||||
И в XIX, и в XX веке жили | ||||
«Он умел безошибочно определять самое характерное для таланта всех своих многочисленных друзей - композиторов и художников. Обладая огромными познаниями в области литературы, искусства, истории, … он не только подсказывал своим друзьям интересные темы и сюжеты новых произведений, но помогал меткими указаниями, советами, подбором документального материала и т. д. Он жил нуждами и интересами своих талантливых друзей, широко пропагандировал в своих критических статьях все их смелые начинания. Воспитанный в духе идей великих русских революционеров-демократов, __???__ не признавал искусства, оторванного от жизни. «Для меня реальность в искусстве - это всё», - говорил он» Задание: Назови фамилию этого человека, современника содружества композиторов «Могучая кучка». Подсказки: 1.он был идейным вдохновителем этого творческого содружества и дал название их кружку, 2. портрет этого человека | ФИО | Ключевые буквы: 1.Буква, с которой начинается фамилия этого человека 2. Четвертая буква его имени | ||
Перед вами – краткие факты из биографий композиторов «Могучей кучки», но фамилии не соответствуют этим фактам. Переставь фамилии композиторов в ответе, чтобы они соответствовали биографическим фактам. | | | ||
Прежде чем серьёзно заняться музыкой, этот будущий композитор закончил Морской кадетский корпус, получил офицерское звание и совершил кругосветное плавание на судне «Алмаз». | М.А. Балакирев | Ключевые буквы – вторая и третья буквы фамилии композитора, который был доктором медицины и профессором химии | ||
Он был доктором медицины и профессором химии, руководил лабораторией и сделал несколько важных открытий в науке, имел привычку писать ноты своих музыкальных произведений карандашом. Но карандашные записи недолговечны. Чтобы сохранить их, покрывал рукопись раствором желатина или яичным белком. Так музыке помогала химия! | Н.А. Римский-Корсаков | |||
Это человек сумел добиться успеха в двух сферах жизни - внес весомый вклад в развитие отечественной музыкальной культуры и военной науки. Он стал видным специалистом по фортификации, профессором трех военных академий. Читал лекции по фортификации наследнику престола, будущему императору Николаю II, а также нескольким великим князьям. | М.П. Мусоргский | |||
Этот композитор окончил школу кавалерийских юнкеров и гвардейских подпрапорщиков в Петербурге, потом служил в Преображенском полку. Военную службу оставил, когда принял решение окончательно посвятить свою жизнь музыке. | А.П. Бородин | |||
Он приехал в Петербург девятнадцатилетним юношей. Замечательный пианист, он сразу обратил на себя внимание музыкальных кругов столицы. Горячий почитатель Глинки, он мечтал о встрече с гениальным композитором. Ему посчастливилось: М.И. Глинка не только принял его, но и полюбил за исключительную музыкальную одарённость, за вдохновенную игру, за горячие, смелые речи, за глубокую веру в национальное музыкальное искусство. | Ц.А. Кюи | |||
2. | Чьи это произведения? | Вам представлены фрагменты аудиозаписи известных произведений композиторов «Могучей кучки». Послушай их и определи автора. | | Ключевая буква – последняя буква фамилии композитора, музыка которого представлена в этом задании больше всех |
| ФИО композитора | |||
| ФИО композитора | |||
| ФИО композитора | |||
| ФИО композитора | |||
| ФИО композитора | |||
Внизу перечислены оперы композиторов «Могучей кучки». Кому какая опера принадлежит? Распредели их, впечатывая названия опер напротив фамилии автора в ответах. «Садко», «Князь Игорь», «Капитанская дочка», «Снегурочка», «Богатыри», «Борис «Годунов», «Кавказский пленник», «Ночь перед Рождеством», «Хованщина», «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане», «Красная шапочка». | | Ключевые буквы: дважды повторяется начальная буква имени композитора, у которого в ответе на задание перечислено больше всего опер. | ||
Н.А. Римский-Корсаков | Названия опер | |||
Ц.А. Кюи | Названия опер | |||
М.П. Мусоргский | Названия опер | |||
А.П. Бородин | Названия опер | |||
| У А.П. Бородина есть 2 оркестровых произведения, которые имеют программные названия, одно из них – симфония, другое – симфоническая картина. Напиши названия этих произведений. | 1. 2. | Ключевые буквы: дважды повторяется последняя буква названия симфонии. | |
| | Этот известный русский художник написал портреты многих композиторов XIX века (в том числе и композиторов «Могучей кучки»), его перу так же принадлежит картина «Славянские композиторы» - групповой портрет славянских (русских, польских и чешских) композиторов. Напиши фамилию этого художника. | ФИО художника | Ключевая буква: первая буква отчества художника |
3. | Расшифруй цитаты | Перед вами зашифрованные высказывания композиторов. Догадайся, как их расшифровать и в колонке ответов напиши их. | | Ключевая буква: первая буква цитаты М.П. Мусоргского |
| | А.П. Бородин. .»яитыбос еыньлаер отэ онволс ,кат имяинанимопсов тевиж ,укызум яянлопси ,тнакызуМ .адгесван теариму ен отчин ,тичувз ано акоП . ьнзиж отэ – акызуМ« | Текст цитаты | |
| | М.П. Мусоргский. | Текст цитаты | |
| | Н.А. Римский-Корсаков. | Текст цитаты | |
Из полученных ключевых букв должно получиться словосочетание из двух слов. Именно это стало основой творчества композиторов «Могучей кучки». _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ |
Ответы на вопросы квест-викторины
№ | Название этапа | Задание | Ответ | Ключевая буква |
1 | Кто есть кто? | На фото – представители содружества композиторов «Могучая кучка», напиши, кто есть кто: 1.Фамилию, имя, отчество, годы жизни. 2.Кто из содружества композиторов младше всех? 3.Кто старше всех? 4.Кто из них жил и XIX, и в XX веке. | 1.Цезарь Антонович Кюи (1835 - 1918) 2. Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887) 3. Милий Алексеевич Балакирев (1837-1910) 4. Николай Андреевич Римский – Корсаков (1844-1908) 5. Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) | Ключевые буквы: 1.Буква, с которой начинается отчество самого младшего по возрасту композитора «Могучей кучки»: буква А 2. С нее начинается имя самого старшего композитора «Могучей кучки»: буква А |
| ||||
Младше всех – Н.А. Римский - Корсаков | ||||
Старше всех – А.П. Бородин | ||||
И в XIX, и в XX веке жили Ц.А. Кюи, М.А. Балакирев, Н.А. Римский - Корсаков | ||||
«Он умел безошибочно определять самое характерное для таланта всех своих многочисленных друзей - композиторов и художников. Обладая огромными познаниями в области литературы, искусства, истории, … он не только подсказывал своим друзьям интересные темы и сюжеты новых произведений, но помогал меткими указаниями, советами, подбором документального материала и т. д. Он жил нуждами и интересами своих талантливых друзей, широко пропагандировал в своих критических статьях все их смелые начинания. Воспитанный в духе идей великих русских революционеров-демократов, __???__ не признавал искусства, оторванного от жизни. «Для меня реальность в искусстве - это всё», - говорил он» Назови фамилию этого человека, современника содружества композиторов «Могучая кучка». Подсказки: 1.он был идейным вдохновителем этого творческого содружества и дал название их кружку, 2. портрет этого человека | Владимир Васильевич Стасов | Ключевые буквы: 1.Буква, с которой начинается фамилия этого человека: буква С 2. Четвертая буква его имени: буква Д | ||
Перед вами – краткие факты из биографий композиторов «Могучей кучки», но фамилии не соответствуют этим фактам. Переставь фамилии композиторов в ответе, чтобы они соответствовали биографическим фактам. | | | ||
Прежде чем серьёзно заняться музыкой, этот будущий композитор закончил Морской кадетский корпус, получил офицерское звание и совершил кругосветное плавание на судне «Алмаз». | М.А. Балакирев | Ключевые буквы – вторая и третья буквы фамилии композитора, который был доктором медицины и профессором химии: буквы О и Р | ||
Он был доктором медицины и профессором химии, руководил лабораторией и сделал несколько важных открытий в науке, имел привычку писать ноты своих музыкальных произведений карандашом. Но карандашные записи недолговечны. Чтобы сохранить их, покрывал рукопись раствором желатина или яичным белком. Так музыке помогала химия! | Н.А. Римский-Корсаков | |||
Это человек сумел добиться успеха в двух сферах жизни - внес весомый вклад в развитие отечественной музыкальной культуры и военной науки. Он стал видным специалистом по фортификации, профессором трех военных академий. Читал лекции по фортификации наследнику престола, будущему императору Николаю II, а также нескольким великим князьям. | М.П. Мусоргский | |||
Этот композитор окончил школу кавалерийских юнкеров и гвардейских подпрапорщиков в Петербурге, потом служил в Преображенском полку. Военную службу оставил, когда принял решение окончательно посвятить свою жизнь музыке. | А.П. Бородин | |||
Он приехал в Петербург девятнадцатилетним юношей. Замечательный пианист, он сразу обратил на себя внимание музыкальных кругов столицы. Горячий почитатель Глинки, он мечтал о встрече с гениальным композитором. Ему посчастливилось: М.И. Глинка не только принял его, но и полюбил за исключительную музыкальную одарённость, за вдохновенную игру, за горячие, смелые речи, за глубокую веру в национальное музыкальное искусство. | Ц.А. Кюи | |||
2. | Чьи это произведения? | Вам представлены фрагменты аудиозаписи известных произведений композиторов «Могучей кучки». Послушай их и определи автора. | | Ключевая буква – последняя буква фамилии композитора, музыка которого представлена в этом задании больше всех: буква Н |
| А.П. Бородин | |||
| М.П. Мусоргский | |||
| А.П. Бородин | |||
| Н.А. Римский -Корсаков | |||
| А.П. Бородин | |||
Внизу перечислены оперы композиторов «Могучей кучки». Кому какая опера принадлежит? Распредели их, впечатывая названия опер напротив фамилии автора в ответах. «Садко», «Князь Игорь», «Капитанская дочка», «Снегурочка», «Богатыри», «Борис «Годунов», «Кавказский пленник», «Ночь перед Рождеством», «Хованщина», «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане», «Красная шапочка». | | Ключевые буквы: дважды повторяется начальная буква имени композитора, у которого в ответе на задание перечислено больше всего опер: буквы Н, Н | ||
Н.А. Римский-Корсаков | «Садко» «Снегурочка» «Ночь перед Рождеством» «Золотой петушок» «Сказка о царе Салтане» | |||
Ц.А. Кюи | «Капитанская дочка» «Кавказский пленник» «Красная шапочка» | |||
М.П. Мусоргский | «Борис «Годунов» «Хованщина» | |||
А.П. Бородин | «Князь Игорь» «Богатыри» | |||
| У А.П. Бородина есть 2 оркестровых произведения, которые имеют программные названия, одно из них – симфония, другое – симфоническая картина. Напиши названия этих произведений. | «В Средней Азии» «Богатырская» | Ключевые буквы: дважды повторяется последняя буква названия симфонии: буквы Я, Я | |
| | Этот известный русский художник написал портреты многих композиторов XIX века (в том числе и композиторов «Могучей кучки»), его перу так же принадлежит картина «Славянские композиторы» - групповой портрет славянских (русских, польских и чешских) композиторов. Напиши фамилию этого художника. | Илья Ефимович Репин | Ключевая буква: первая буква отчества художника: буква Е |
3. | Расшифруй цитаты | Перед вами зашифрованные высказывания композиторов. Догадайся, как их расшифровать и в колонке ответов напиши их. | | Ключевая буква: первая буква цитаты М.П. Мусоргского: буква П |
| | А.П. Бородин. .»яитыбос еыньлаер отэ онволс ,кат имяинанимопсов тевиж ,укызум яянлопси ,тнакызуМ .адгесван теариму ен отчин ,тичувз ано акоП . ьнзиж отэ – акызуМ« | «Музыка – это жизнь. Пока она звучит, ничто не умирает навсегда. Музыкант, исполняя музыку, живет воспоминаниями так, словно это реальные события». | |
| | М.П. Мусоргский. | «Прошлое в настоящем — вот моя задача» | |
| | Н.А. Римский-Корсаков. | «Когда о музыке говорят, что она на что-то похожа, это ещё не страшно. А вот если музыка ни на что не похожа, тут уж дело плохо!» | |
Из полученных ключевых букв должно получиться словосочетание из двух слов. Именно это стало основой творчества композиторов «Могучей кучки».
Н А Р О Д Н А Я П Е С Н Я |
Лапина Светлана Александровна