12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Герасимова Нина Ивановна82
Россия, Тамбовская обл., Мичуринск
0

Урок «Могучее царство Ф. Шопена»



Ход урока:

1.  Организационный момент: нацелить внимание обучающихся на урок. Звучит фрагмент из произведения « Ноктюрн – ля бемоль мажор» Ф. Шопена. Приветствие!

2.  Сообщение  темы и цели  урока.

Учитель: Ребята, как называется музыкальное произведение, фрагмент которого вы услышали, и кто его написал?

Ученики: Это «Ноктюрн – ля бемоль мажор» композитора Фредерика Шопена.

Учитель: Правильно! Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с музыкальным творчеством этого композитора. Тема нашего урока называется: «Могучее царство Ф. Шопена».  Ребята, по названию темы можете сказать, какая цель нашего урока? (Ответы) Его цель – осознание стилистических особенностей музыки Ф. Шопена, проникновение в музыкальный язык, содержание произведений этого гениального композитора.

3.     Актуализация знаний.

Учитель: Всмотритесь в портрет этого человека. Как вы думаете, каким он был в жизни?

Ученики: Добрым, у него задумчивый взгляд. Я думаю, что это был умный, тонкой души человек.

Учитель: Нельзя не удивляться той глубине и мягкости, которой проникнуто лицо композитора. Он вышел из прекрасной дворянской семьи, получил образование в Варшаве. В какие годы жил композитор? (1810 – 1849)

 

Ребята, что вы знаете о композиторе Шопене? Обратимся к таблице:

 

Вопрос

Ответ

1. Национальность

Поляк

2 В каком месте Польши родился композитор?

Желязова Воля близ Варшавы

3. Первое сочинение, выступление

В 7 лет, полонез

4.Любимый инструмент Ф. Шопена

Фортепиано

5. Кем стал он?

Великим композитором, пианистом - виртуозом

6.В какую эпоху творил композитор?

Романтизм

Его полное имя: Фредерик Франсуа Шопен. Он жил в трудную, но интересную эпоху. Как поляк (по матери) он всем сердцем принадлежал польской культуре, как француз (по отцу) он обладал пылким темпераментом. Слияние 2-х культур обогатило музыкальную палитру композитора.

4.  Распевание. Исполнение – «Жаворонок» (польская народная песня).

Учитель: Ребята, кто это поет? (слушание пения жаворонка)

Ученики: Птица жаворонок.

Давайте и мы сейчас вспомним польскую народную песню «Жаворонок», ее характер звучания, звуковедения, лад, содержание. Послушайте (исполнение песни учителем) О ком эта песня?

Ученики: Эта песня о родной природе. В ней поется о жаворонке, птичке лугов, полей, о пахаре, ниве.

Учитель: Как исполняется песня?

Ученики: В медленном темпе, протяжно, плавно, лирично, немного грустно.

Учитель: Но сначала распоемся, пропоем только мелодию на гласную «а». (исполнение). Ребята, как называется такое пение без слов?

Ученики: Вокализ.

Учитель: Правильно. А теперь польская народная песня «Жаворонок» со словами (исполнение песни обучающимися).

Учитель: Молодцы! Ребята, вы пропели без сопровождения. Скажите, как называется такое пение?

Ученики: а, капелла.

5.     Слушание – «Вальс №10» и «Вальс - минутка» Шопена.

Учитель: Ребята, сейчас послушайте 2 сочинения Шопена. Что общего между ними, и что отличает их друг от друга? Обратимся к видеозаписи. Исполняет русский пианист Евгений Киссин( слушание двух вальсов)

Учитель: Есть что – то общее между этими произведениями?

Ученики: И первое произведение, и второе – это вальсы. Звучали 2 вальса.

Здесь выражаются разные чувства и представить себе можно разные переживания.

Тонкий и поэтичный первый вальс, а второй очень очень блестящий. Можно представить, что под музыку одного вальса танцуют в салоне, а вальс, написанный в миноре, очень лиричный.

Учитель: Слова, слова! Но как выразить очарование поэтичнейших вальсов Шопена, полных удивительной мечтательности, тончайшей выразительности тех сладких грез и нежнейших чувств, свойственных Шопену – романтику, обладающему удивительной способностью видеть только самое лучшее в жизни человека.

Зная  культуру и обычаи народной Польши, композитор Фредерик Шопен глубоко чувствовал интонации мазуров и куявяков, обереков и полонезов, так часто радовавших его сердце в милой Шафарне – предместье Варшавы.

6.     Слушание и участие в исполнении – « Полонез А – dur» Ф. Шопена. Работа по карточкам.

Учитель: Сейчас мы увидим видеозапись с концерта. Ребята, какая прозвучит по характеру музыка: маршевая, песенная, танцевальная? Подумайте, карточку с нотой какого цвета вы выберете. Исполняет известный польский пианист Рафал Блехач. Он начал играть с 5 лет, сейчас ему 30 лет (слушание полонеза).

Ученики: Звучала  маршевая музыка и одновременно она была похожа на танец, танцевальная ( работа по карточкам). В ней есть легкость, чувствуется поступь.

Учитель: А кто из вас скажет, как называется танец – шествие?

Ученик: Полонез.

Учитель: Молодец! Звучал «Полонез» Фредерика Шопена .

Полоне́з - польский торжественный танец-шествие, возник в Польше около XV века. Исполнялся, как правило, в начале балов. Композитором Ф. Шопеном написано 16 полонезов. Обратимся к видеозаписи, танцующих полонез (слушание и участие в исполнении).

7.  Слушание – «Мазурка №5» Ф. Шопена.

Учитель: Мазу́рка (от польск. mazurek) — польский народный танец. Название произошло от жителей Мазовии — мазуров, В XIX веке получила распространение как бальный танец в странах Европы. Мазурка в классической музыке более всего связана с именем польского композитора Ф. Шопена, написавшего более 60 мазурок. К мазурке Шопен обращался чаще, чем к любому другому жанру. Мазурка была постоянной спутницей его жизни, «зеркалом души». В 17-18 веке мазурка завоевала популярность по всей Польше, а, начиная с 19 века, распространилась по Европе и стала обязательным танцем на светских балах. И сейчас мы послушаем «Мазурку №5» композитора Шопена (слушание).

Учитель: Какая музыка по характеру звучания?

Ученики: Танцевальная, легкая, мечтательная.

Учитель: Мы услышали вальсы, полонез, мазурку. Композитор написал много танцевальной музыки, обращаясь к творчеству польского народа, его народным мелодиям. Скажите, какой музыкальный инструментом был для Фредерика Франсуа любимым?

Ученики: Инструмент фортепиано. Композитором написано много произведений для этого инструмента. Сам он превосходно играл на фортепиано.

Великий современник, романтик Роберт Александр Шуман говорил: «Если бы в наше время родился современник, подобный Моцарту, он стал бы писать концерты скорее шопеновские, чем моцартовские».

Учитель: Что значит писать по – шопеновски?

Ученики: Писать мечтательно, тонко, поэтично. Писать так, как будто в жизни все хорошо, вокруг много прекрасного, которое надо уметь видеть и слышать.

Учитель: Я всегда думала, что самое удивительное свойство музыки – поэтизировать действительность, мысли, чувства, переживания человека, его благородные побуждения.

8.  Исполнение – музыка Р. Шумана, слова Г. Фаллерслебена, пер. Я. Родионова

Учитель: Урок будет не полным, если мы с вами не споем лирическую песню композитора - романтика Роберта Шумана, на слова Г. Фаллерслебена , перевод Родионова  «Вечерняя звезда» (исполнение песни).

9.  Слушание – «Этюд №12» («Революционный»).

Учитель: Но есть и другая грань творчества Фредерика Шопена, он ввел бетховенский дух в концертный зал.

Учитель: Да, Шопен всегда был разный. Недаром всемирно изветный советский пианист Святослав Рихтер писал: «Мужественный, женственный, таинственный, дьяволический, непонятный, трагический Шопен».

Музыка Шопена – это «пушки, прикрытые цветами». Остро гневные, полные жизненной напряженности и эмоциональной насыщенности страницы его баллад и сонат можно рассматривать как живой и трепетный отклик на события польской действительности 30 – х годов. Он глубоко был потрясен рабством своей Родины. Слушаем «Этюд №12». Исполняет Святослав Рихтер. Что характерно для музыки этого сочинения? (слушание)

Учитель: Ребята, скажите, какая это музыка? Что вы услышали в ней?

Ученики: Это музыка мужественная, гневная, полная жизненных сил, борьбы. Музыка революционная, стремительная, призывающая к борьбе. В этом смысле в высшей степени характерен «Этюд №12».

Учитель:  Поэтому название этого этюда «Революционный». В нем нашли отражение чувства поляка – аристократа и революционера – романтика. Сам Фредерик Шопен вынужден был уехать и жить за границей вдали от горячо любимой им родины, Польши,  после того, как народно – освободительное восстание, в котором он участвовал, потерпело поражение, вынужден был жить за границей во Франции с 1831 года и умер очень рано в Париже.

10.            Закрепление темы урока. Выполнение заданий.

Учитель: Ребята, с целью закрепления учебного материала выполним задания. Обратимся к слайдам (обучающиеся выполняют задания).

11.            Слушание и видеопросмотр музыкальных сочинений других авторов, посвященных памяти Ф. Шопена.

Учитель: После смерти композитора написано множество произведений в его память. Ребята, вы можете назвать эти музыкальные произведения? Они известны…

Ученики: Елена Ваенга песня «Шопен»,  музыкальная обработка «Я ловлю радугу» (на тему Фантазии – экспромта Шопена), Митье Кот «Элегия памяти Шопена».

Учитель: Меня вдохновляет, что вы слушаете, изучаете музыку и знаете эти произведения. Мы можем вспомнить песню автора и исполнительницы Е. Ваенги «Шопен», увидев видеофрагмент записи с концерта (просмотр видеоролика).

Есть известнейшее музыкальное произведение «Шопениа́на». Это балет Михаила Фокина, поставленный на фортепианные произведения Фредерика Шопена, оркестрованные А. К. Глазуновым и М. Келлером, затем С. И. Танеевым, А. К. Лядовым, Н. Н. Черепниным и Гершвиным.

Премьера состоялась 10 февраля 1907 года на благотворительном представлении в Мариинском театре и была посвящена памяти Фредерика Шопена. Сюита «Шопениана», памяти Ф. Шопена состояла из пяти фортепианных пьес Шопена, оркестрованных А. К. Глазуновым.

Романтический лирический балет отличался безукоризненным вкусом Фокина. Одна поза плавным балансе́ переливалась в другую, словно рисуя идеальную картину единого завораживающего действа. Первоначальный свой замысел Михаил Фокин дополнил новыми музыкальными номерами.

Вторая редакция спектакля. В таком варианте спектакль был показан на благотворительном вечере в Мариинском театре 8 марта 1907 года, под названием «Балет под музыку Шопена».

Предлагаю вашему вниманию посмотреть видеофрагмент из балета «Шопениана». Запись сделана в 2011 году в Париже. Русские сезоны в Париже в 21 веке (просмотр, обмен впечатлениями).

12.            Исполнение – автор Андрей Кунец песня «Оглянись вокруг».

Учитель: Ребята, скажите, ради чего люди творят, создают что – то новое, интересное?

Ученики: Чтобы радовать других людей, в этом они видят смысл своей жизни. Я думаю, что они и правят миром, движут нашу жизнь, потому что без таких людей не было бы прогресса, будущего. Они меняют нашу жизнь к лучшему!  

Учитель: Молодцы! Как вы умеете рассуждать. Очень важно творить, радоваться жизни. И хочется закончить наш урок песней «Оглянись вокруг». Автор Андрей Кунец (пение с музыкально – ритмическими движениями).

11. Итог урока.

Учитель: Ребята, скажите, произведения какого композитора сегодня звучали на нашем уроке? Что отличает музыку композитора Фредерика Шопена? Какие стилистические особенности характерны для музыки этого композитора? Какие «вечные» проблемы он затрагивал?

Ученики: Черты стиля – танцевальность, легкость, поэтичность, мечтательность. Написаны им произведения стремительноного, революционного характера.  Ф. Шопен затрагивал проблемы жизни и смерти, добра и зла, любви. Композитор хотел, чтобы жизнь людей была лучше и выражал ее красоту музыкальными звуками. В этом заключается сила его музыки, смысл всей его жизни. (Оценка работы класса и отдельных обучающихся)

12.       Домашнее задание. Прослушать музыкальные сочинения Ф. Шопена и составить и написать музыкальную характеристику на одно из его произведений.

13.       Рефлексия.

Учитель: Ребята, наш урок подходит к концу и хочется узнать ваше мнение о нем. Чем запомнился вам урок? Что почерпнули вы для себя? (Ответы)

Учитель: У каждого из вас на столах карточки с нотами трех цветов. Те, кому очень понравился урок, он был интересным, содержательным, поднимите, пожалуйста, карточку с нотой красного цвета. Те, кому урок понравился, поднимите карточку с желтой нотой. Может кому – то из вас урок не показался интересным, тогда вы поднимите карточку с нотой голубого цвета. Пожалуйста! Спасибо всем за урок! До свидания!

 Звучит музыкальное произведение Ф. Ф. Шопена.

(Презентация к уроку "Могучее царство Ф. Шопена")

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.