12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Якупова Гульнара Ирфановна21

Личностное развитие школьника в проектной деятельности.

Якупова Г.И. учитель биологии, географии и химии .

«Наиболее глубокий след оставляет то, что тебе удалось открыть самому».

Джордж Пойа

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, достичь поставленные цели.

Современный образованный человек должен уметь самостоятельно находить необходимую информацию и использовать ее для решения возникающих проблем. Не случайно, развитие основ умения учиться - формирование универсальных учебных действий - определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) как одна из важнейших задач образования.

Каждому ученику от природы дарована склонность к познанию и исследованию окружающего мира, поэтому я организовываю учебную деятельность так, чтобы развивать у школьников необходимые для этого умения и навыки. На уроках и во внеурочное время я прививаю учащимся вкус к исследованию и вооружаю их методами научно – исследовательской работы.

Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальное усилие. Проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой. Этому вопросу отводили исключительную роль учёные всех времён. Эта проблема является актуальной и сейчас. Внимание к ней объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только при получении среднего образования, но и при продолжении обучения после школы, а также в дальнейшей трудовой деятельности школьников.

В наше время, когда наблюдается небывалый рост объёма информации, от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как предприимчивость, способность ориентироваться, принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески. Наиболее доступной для решения вопросов мотивации школьников к учению выступает исследовательская и проектная деятельность, себя и к себе в этом мире.

Проектная деятельность является актуальной темой в современном обучении. Она дает возможность:

1.Реализовать деятельностный подход в обучении географии.

2.Формирование у школьников информационной компетентности.

3.Овладение школьниками методами географического прогнозирования.

Типы проектов, которые мы разрабатываем с ребятами:

практико-ориентированные (создание таблиц, схем, карточек);

игровые или ролевые (инсценировки, постановка спектаклей);

творческие (составление ребусов, кроссвордов);

информационные (создание презентаций-экскурсий).

Формы классной и внеклассной работы по созданию проектов:

индивидуальные:

схемы,

алгоритмы;

кроссворды;

ребусы;

иллюстрации;

презентации;

творческие работы;

исследовательские работы.

групповые:

инсценирование; − спектакли.

Основные этапы работы над проектом традиционны:

проблематизация (знакомство с новым материалом на уроке);

целеполагание;

планирование работы;

реализация проекта (самостоятельная работа учащихся с дополнительной литературой, медиаресурсами);

презентация, защита работы.

Проектно-исследовательская работа во внеурочное время построена по плану:

Предварительный этап: определение того, что необходимо знать об исследуемой проблеме.

Определение цели исследования и путей её решения. Например, оценить экологическое состояние реки Еранка .

Исследовательский этап: изучение предлагаемой проблемы на практике, он включает в себя социальный опросов, работу с дополнительной литературой, планирование эксперимента на основе теоретических знаний и практических умений и проведение эксперимента.

Например, определить цвет, запах, pH, температуру воды, а также исследовать химический состав воды.

Заключительный этап.

Оформление работы, выступления учащихся, обсуждение на школьных и районных конференциях.

Таким образом, исследовательская работа активизирует все виды деятельности учащихся, способствуют развитию их личности и формированию логического мышления, затрагивает чувства учащихся, заставляет мыслить самостоятельно, и что немаловажно, возрастает интерес к предмету.

Вот уже на протяжении нескольких лет на своих уроках я использую проектный метод обучения. За это время сложилась система работы. Ученики впервые знакомятся с методом проектов уже в 5 классе и выполняют свой последний школьный проект в 11 классе. Конечно, проект, изготовленный учеником 5 или 6 класса, намного проще и не претендует на звание исследовательского проекта, но уже в этом возрасте ребята учатся ставить цель, определять задачи, формулировать основополагающие и проблемные вопросы, гипотезу, отбирать содержание, формулировать выводы. Степень сложности проекта возрастает с каждым классом и в старших классах учащимся не сложно сделать проект исследовательского характера, то есть выйти на более высокий уровень.

Наиболее простыми в исполнении и не требующими глубокой проработки научной литературы являются информационные проекты. Именно с них мы и начинаем знакомство с методом проектов в 5- классе.

В 8-9 классе темы проектов более серьезные и требуют кропотливой работы с литературными источниками. Эти проекты уже можно называть исследовательскими, и результаты таких проектов могут быть интересны не только участникам проекта, но и другим учащимся. Особенно это касается тем с экологической направленностью.

В старших классах проекты могут носить прикладной характер (веб-сайты, газеты, фильмы и др.), некоторые используются для проведения лекции на уроке географии (проекты-лекции), есть чисто исследовательские работы.

Для применения метода проектов в процессе обучения на уроках географии используются учебники, атласы, рабочие тетради, контурные карты; одной из форм выполнения проекта является групповая работа).

Обязательным условием работы в проекте является соблюдение правил оформления проекта и выполнение определенных требований.

Ежегодно мы стараемся включить исследовательские и проектные работы и участвовать с ними в научных конференциях разного уровня. Темы работ выбирают сами учащиеся. Краеведческие Моя малая родина. Национальные праздники мишар. Путишествие к истокам красавицы реки Еранка и т.д. географические, экологические, биологические, химические. Но в данной теме стараются раскрыть тему не только у одном узком направлении.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.