12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Захарнева Татьяна Камильевна79

КЛАСС: 5

Тема: Словообразование. Суффикс.

Цели занятия:

Образовательные:

- знакомить детей со значением суффиксов;

- знакомить со способом образования новых слов при помощи суффиксов на материале лексической темы «Профессии»;

- способствовать практическому усвоению слов правописания суффиксов.

- Коррекционно-развивающие:

- корригировать слуховое внимание, память;

- развивать навыки подбора однокоренных слов;

- уточнять и активизировать словарный запас;

- развивать мелкую моторику;

- формировать коммуникативную сторону речи учащихся.

Воспитательные:

- воспитывать наблюдательность к языковым явлениям, речевую активность;

- воспитывать усидчивость, уважение к труду.

Развитие навыков:

Прогнозирование событий.

Высказывание оценочного суждения.

Формулирование вопросов и ответов.

Соблюдение орфографических норм.

Предполагаемый

результат:

Все учащиеся смогут:

Находить слова с заданными суффиксами

Большинство учащихся смогут:

Образовывать слова по данным суффиксам

Развивать умение подбирать однокоренные слова

Оценить правильность выполнения работы.

Некоторые учащиеся смогут:

Дать определение суффиксу

Материал прошед­ших уроков

Состав слова, корень слова



План

Временное

планиро­

вание

Планируемые мероприятия

Ресурсы

2 мин

Создание положительного эмоционального настроя.

Самомассаж и позитивный эмоциональный настрой на работу:

-Вы готовы улыбаться? (улыбнулись друг другу)

-Вы готовы заниматься? (большой палец вверх)

-Вы готовы много знать? (кивки)

-Вы готовы побеждать? (развести руки в стороны и обнять себя)

-Улыбнулись друг другу и учителю. Я желаю вам успеха!


Музыкальное сопровождение



Изображение улыбки

4 мин

Артикуляционная разминка

 Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем.

А сейчас раздвинем губы,

Посчитаем наши зубы.


Ходит мятник в часах:
Влево — тик, а вправо – так.
Ты сумеешь сделать так:
Тик и так, тик и так?


Вот так горка, что за чудо!

Выгнулся язык упруго:

Кончик в зубы упирается,

Бока кверху поднимаются.

Подготовительная работа

увидеть среди букв слова и обвести их: ноДВОРслуаКАМЕНЬонкрпТЕЛЕФОНлкапедчавкСАПОГуымпреварЧАСЫ

укавоспиБУЛКА.

-Посмотрите на доску и назовите слова, которых не было на слайде.

двор           часы               стол

камень       сапог              булка

лодка         телефон         компот

(Лодка, стол, компот)

Прочитайте слова, которые остались. Образуйте новые слова с уменьшительно-ласкательным значением.

Двор - дворик телефон – телефончик камень - камешек

сапог - сапожок часы – часики булка - булочка

Какие суффиксы  придали словам уменьшительно-ласкательное значение?

Картинки с изображением артикуляционной гимнастики













Слайд 1




Карточки с суффиксами

3 мин

Актуализация знаний по теме

Образование названий профессии.

Как называют человека, который убирает двор? Дворник.

Как называют специалиста  по  кирпичной и каменной кладке? Каменщик.

Как называют работника телефонной станции? Телефонист.

Кто шьёт и чинит обувь? Сапожник.

Кто чинит часы? Часовщик.

Булку и хлеб продаёт - …? Булочник.

Что общего между этими словами? Это названия профессий.


Картинки с профессиями








3мин

Физминутка

Беленькое облако - округленные руки перед собой

Поднялось над крышей. - поднять руки над головой

Устремилось облако - подтянуться руками вверх

Выше, выше, выше.

Ветер это облако - плавные покачивания руками над головой

Зацепил за кручу.

Превратилось облако - руками описать через стороны большой круг

В грозовую тучу. и опустить их

Слайд 2

15 мин

Работа над темой урока.

Обогащение словаря названиями профессий.

1) Знакомство с суффиксом  «НИК».

С помощью какого суффикса образованы слова: дворник, сапожник, булочник? – «НИК».

(на доске табличка с суффиксом). Какие ещё профессии с суффиксом «НИК» вы знаете?

Чинит печь - … (печник) Следит за лесом - …(лесник)

Тушит пожар - …(пожарник)

Выпишите любое слово с суффиксом «НИК». Выделите суффикс (проверка).

2) Знакомства с суффиксом  «ИСТ».

С помощью какого суффикса образовано слово телефонист?

Задание: я показываю картинку, вы с помощью суффикса «ИСТ» образуете новые слова.

Трактор – тракторист

Такси – таксист

Пианино – пианист

Баян – баянист

Работа в тетради

Выпишите подчёркнутые слова, выделите суффиксы.

Выпишите только музыкантов. Выделите суффикс. В нашем оркестре ещё есть: гитара, гармонь, флейта. Устно: назовите музыкантов. Кто же играет на барабане? (Барабанщик). С помощью какого суффикса образовано это слово? Суффикс - «ЩИК».




Таблички с суффиксами


«НИК», «ИСТ»,

«ЧИК»,

«ЩИК»,

«ЯР», «ОР»


Карточки со словами















3 мин

Пальчиковая гимнастика.

Две ладошки прижму

И по морю поплыву.

Две ладошки - друзья - Это лодочка моя.

Паруса подниму,

Синим морем поплыву.

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там.

Картинка «Моряк»

5 мин

«Чьи это вещи»? На доске картинки кисть, метла, лопата. Задание: подумать – человеку, какой профессии принадлежит эта вещь. Записать название профессий, выделить суффиксы.

Кисть – художник

Указка - учитель

Метла - дворник

Лопата - садовник

Кисть и ведро - маляр.

Картинки: кисть,

Указка, метла, лопата, кисть и ведро

5мин

Работа над текстом.

Знакомство с суффиксами: -«ЧИК», -«ЩИК», -«ЯР», -«ОР».

Название каких профессий образованы при помощи суффиксов -«ЧИК», -«ЩИК»?

Перед вами карточка с текстом. Прочитайте текст. Названия профессий подчёркнуты.

Найдите на картинке этих людей.

На строительной площадке стоит ужасный шум. Все заняты делом. ЭКСКАВАТОРЩИКИ роют землю, КАМЕНЩИКИ замешивают бетон для фундамента. Работой строителей руководит АРХИТЕКТОР, который проектировал новый дом, и начальник стройплощадки - прораб. Каменщики сообщают КРАНОВЩИКУ, куда ему опустить бетонную плиту. После того как дом возведён, за работу берутся СТЕКОЛЬЩИКИ, ЭЛЕКТРИКИ, САНТЕХНИКИ, СТОЛЯРЫ, МАЛЯРЫ. Их задача - привести в порядок внутренние помещения.

Выпишите подчёркнутые слова, выделите суффиксы.


Карточки

5мин

Итог урока. Рефлексия.

«Яблоня» 
На доске нарисована яблоня. Детям раздаются нарисованные яблоки двух цветов – красные и зелёные. Они приклеивают яблоки на яблоню: зелёные – я считаю, что сделал всё отлично, у меня хорошее настроение; красные – не справился с заданием, у меня грустное настроение. 

Яблоня и яблоки для рефлексии



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.