12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Васильева Юлия Алексеевна1167
Россия, Свердловская обл., г.Верхняя Пышма

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 11»

 

 

 

 





Мастер-класс

 

 

Золотая осень

с использованием природного материала

 

 

 

 

 



 

Подготовил

Воспитатель

второй младшей группы

Васильева Ю.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 



2023-2024 учебный год  

 



Содержание



I. Пояснительная записка

3

Введение

3

1.1 Актуальность темы

3

1.2 Цели и задачи

4

II. Понятие «Аппликация из засушенных листьев»

5

2.1 Виды и технические приёмы

5

2.2 Материалы и оборудование, применяемые в аппликации

5

III. Методика обучения технике аппликации из засушенных листьев

8

Заключение

13

Литература

14




 

            

 

 

 

 





















I.   Пояснительная записка.

 

Введение.

 

На современном этапе развития общества особое внимание уделяется формированию творческой личности. Именно в этом мы, воспитатели, и видим свою задачу – развитие творческих способностей детей.

Детский сал сегодня — это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлече­ний, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность.

Однако воспитать всесторонне развитую активную личность невозможно, не пробуждая чувства прекрасного, не приобщая к лучшим произведениям искусства, не формируя художественный вкус и художественные способности.

Мир красок, форм, звуков всегда волнует человека, особенно отзывчив на него ребёнок. Увлечённые искусством дети спокойно общаются между собой, помогают друг другу. Они становятся более внимательными, отзывчивыми, чувствительными к красоте, у них появляется желание самим создавать её.

Но чтобы научить видеть, наслаждаться этой красотой, необходимо развивать органы чувств ребёнка. Ведь детское рисование, лепка, аппликация, участвуют в развитии межполушарных взаимодействий. Здесь также важна связь изодеятельности с мышлением и речью. Будучи напрямую связанной с важнейшими психическими функциями: зрением, двигательной координацией, речью и мышлением – изодеятельность способствует их развитию и связывает между собой.

Поэтому истоки творческих способностей детей, как говорят, находятся на кончиках их пальцев, т. е., чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.

Приобщение ребёнка к прекрасному – это всегда яркое, запоминающееся явление, которое побуждает ребёнка к сопереживанию. Искусство помогает ему острее почувствовать прекрасное в жизни, формирует мир его душевных переживаний, способствует зарождению художественных образов в его творчестве.

 

1.1.  Актуальность темы.

 

Особое место по художественно-эстетическому направлению у меня занимает раздел «Аппликация». Он включает в себя овладение дошкольниками простейшими способами и приёмами аппликационных работ с различными природными материалами, такими, как засушенные листья.

Сказочна и прекрасна природа, неисчерпаемый источник эстетических чувств и переживаний. Общение с ней обогащает ребёнка, учит наблюдать и замечать красоту, удивляться и радоваться, а сам природный материал является кладовой развития фантазии и воображения ребенка.

Работа с природным материалом не только пополняет знания и трудовые умения ребенка, но и влияет на формирование основ его личности, правильного отношения к природе и вообще к окружающему миру.

Занятия по составлению аппликаций из листьев развивают ребят и умственно и эстетически, помогают познать им окружающий мир, приучают внимательно наблюдать и анализировать форму предметов, развивают зрительную память, пространственное мышление и образное представление, развивают тактильные ощущения, учат познавать красоту природы, учат мыслить и чувствовать.

Дошкольники с удовольствием занимаются аппликацией из сухих листьев.

1.2.  Цели и задачи.

 

            Главной целью своих занятий я считаю - формирование творческой, нравственно-эстетической, всесторонне развитой личности через изобразительную и творческую деятельность дошкольников.

Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

I.  Образовательные:

· учить приемам выполнения аппликации из природного материала;

· учить выразительно передавать в аппликации образы окружаю­щего мира, явления природы;

· учить самостоятельно находить простые сюжеты из ок­ружающей жизни, расширять тематику детских работ;

· продолжать приобщать к восприятию богатства естественных цветовых оттенков, фактуры и форм природного материала.

 

II.  Воспитательные:

· воспитывать бережное отношение к природе, способствовать познанию детьми разнообразия и красоты родной природы;

· проявлять уважение к художественным интересам и результатам творческой деятельности ре­бенка;

· воспитывать ответственность за выполнение личной и коллективной работы;

· взаимодействовать с семьей в рамках осуществления полноценного художественно-эстетического развития ребенка.

 

III.  Развивающие:

· развивать творческие способности, художественный вкус, фантазию и воображение;

· развивать коммуникативные способности, а также личностные качества ребенка – аккуратность, обязательность;

· создавать условия для разностороннего развития ребёнка, для его коллективного и самостоятельного художественного творчества.






II. Понятие «Аппликация из засушенных листьев».

 

2.1.    Виды и технические приёмы.

          Аппликация (от латинского слова applicatio - прикладывание) – один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон.

          Понятие «аппликация» включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединенных сходством техники выполнения.  Каждый материал имеет свои особенности, которые оказывают определяющее влияние на технику выполнения аппликации.

          Разнообразие и красочность природного материала, доступность его заготовки и техники выполнения изделий позволяют широко использовать природный материал для детского творчества.

Для аппликаций подойдёт засушенная листва деревьев и кустарников, разные по форме, цвету и размеру.

             Различают следующие виды аппликаций из листьев:

Аппликационная работа из засушенных листьев по своему содержанию может быть:

п р е д м е т н о й, состоящей из отдельных изображений;

с ю ж е т н о й, отображающей совокупность действий, событий, явлений (собственно - простой пейзаж);

д е к о р а т и в н о й, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

 

2.2.   Материалы и оборудование, применяемые в аппликации.

 

Сбор природного материала.

Самый богатый природный материал дарит нам золотая осень. Главное - не упустить короткий миг листопада и вовремя собрать листья, как только они приобретут красивый цвет. Для работ пригодятся листья разной формы, размера и цвета.

Чем разнообразнее материал соберете вы и ваши дети, тем более творческими и интересными получатся у вас работы.

t1698579422aa.jpg

t1698579422ab.jpg

t1698579422ac.jpg

Подготовка природного материала.

Способ первый: сушка листьев в книгах и журналах, которые ставятся под пресс.

Способ второй: сушка листьев в пучках. Такой способ применяют для высушивания растения с плодами или цветами. Растения формируют в небольшие пучки и развешивают в сухом месте. Нельзя, чтобы на них попадал солнечный свет.

Способ третий (быстрый): Листья проглаживают горячим утюгом. Для этого на гладильную доску застелите сначала газету, затем салфетку, потом разложите листья и в обратном порядке — салфетка и газета. Затем все аккуратно отложите в сторону на несколько часов. Процедуру проглаживания повторяют 3-4 раза до полного высыхания листьев.

Просушенные листочки раскладываются по видам, размерам, цвету и хранятся в «дышащих» ёмкостях: бумажных пакетиках, картонных коробках, деревянных ящиках.

 

Оборудование.

На занятиях аппликацией из природного материала нам понадобятся:

1. Основа, на которой будем составлять композицию. Это лист формата А1 с изображением дерева

2. Клей ПВА, тонкая кисточка для клея, подставка для кисточки.

3.Бумажные салфетки для того, чтобы убрать излишки клея с работы.                          

 

 

 

  III.   Методика обучения технике аппликации из засушенных листьев.

 

Приемы и методы обучения аппликационным работам очень разнообразны; например, рассматривание образцов, наблюдения в природе, показ технических приемов, упражнения на закрепление техники выполнения, объяснение, составление плана последовательности выполнения работы, выбор материала, рассказ о творческой работе, самооценка и беседы и т.д. Основными художественными средствами в анимации являются цвет, его сочетания, композиция, выразительность силуэта.


Последовательность здесь такова:

1. предложить ребятам рассмотреть листья, найти одинаковые или похожие листочки.

 t1698579422ad.jpg

























2. поиграть с листочками, развивая тактильное восприятие своих пальчиков.


t1698579422ae.jpg







3. Сминаем листочки в ладонях также развивая мелкую моторику и тактильное восприятие

t1698579422af.jpg

4. Лист намазывать будем на отдельном листке бумаги.
3. обмакиваем кисточку в клей, а затем размазываем его по всей поверхности листочка.
4. Прикладываем листочек к ватману и проглаживаем его от центра к краям.
5. Немного его придерживаем его, чтобы листок схватился.
6. Если выступили излишки клея, лучше сразу их убрать промакивающими движениями.

7. пространство под деревом намазываем клеем и присыпаем крошками листьев и листочками, немного прижимаем листочки и их крошки к ватману, даем подсохнуть, чтобы клей схватился.

t1698579422ag.jpg


t1698579422ah.jpg

             

t1698579422ai.jpg

 Заключение.

 

Аппликация из листьев – наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях, но и в создании картин, панно, орнаментов и т.д.

Кроме того, изготовление таких аппликаций – интересное дело, но вместе с тем – это труд, почти ювелирный, кропотливый, хотя увлекательный и очень приятный, особенно – своим результатом. Работы с природным материалом имеют большое значение для всестороннего развития дошкольника. Встреча с природой неизменно расширяет представления детей об окружающем мире.

Процесс превращения природного материала в поделку содержит в себе немалые ресурсы для «погружения» детей в мир родной природы, познания её различных сторон и, одновременно, – воспитания бережного, заботливого отношения к ней, а так же формирования первых трудовых навыков.

               Аппликационная работа с растительным природным материалом тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия.

               На занятиях по аппликации развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.

Все эти особенности, а также доступность природных материалов, находящихся рядом с нами в городе или деревне, парке или садовом участке, в лесу, предоставляют реальную возможность фантазировать, творить и достигать прекрасных результатов в детском творчестве.

 

 

 Литература.

 

1.     Бедина М.В. Поделки из природных материалов. - Белгород.: Издательство «Клуб семейного досуга», 2011.

2.     Дубровская Н.В. Большая книга аппликаций из природных материалов. - М.: Астрель, Сова, 2010.

3.     Чен Н.В., Бедина М.В. Забавные поделки шаг за шагом. - Белгород: Издательство «Клуб семейного досуга», 2012.

4.     Черныш И.В. Поделки из природных материалов. Основы художественного ремесла. - М.: «АСТ - ПРЕСС», 2000.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.