12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Волкова Марианна51
5

Мастер-класс для педагогов по овладению навыками публичной речи «Продай карандаш…или сделай свою речь!»

Мастер-класс для педагогов по овладению навыками публичной речи «Продай карандаш…или сделай свою речь!»

Автор: Волкова Марианна Романовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №26» НМР РТ.



Кем только не приходится быть современному учителю ! А я предлагаю попробовать роль продавца. Ведь мы предлагаем знания, и чем выше их качество, тем выше цена. Итак, пусть выйдет смелый, креативный человек.

Вам предстоит продумать свои слова. чтобы посторонний человек купил у вас вот этот карандаш. На подготовку у вас одна минута.

Диалог с участниками об удачах и неудачах «продавца».

Как вы уже поняли, на сегодняшнем занятии речь пойдёт о…речи. Что нужно, чтобы нас слушали и, главное, услышали? То, что вы сегодня узнаете, поможет вам в общении , поможет достичь признания и успешности.

Каждый человек может научиться уверенной речи. Некоторые люди противоречат: «НО этому нельзя научиться. Ораторство – врождённый талант, который или есть, или его нет». Однако это совсем не так. Ораторство- вовсе не природный дар. Хорошими ораторами не рождаются, а становятся благодаря упорному труду и практике. Некоторые становятся лучше других, но добиться успеха может любой. Итак, объектом нашего мастер-класса является проблема изложения своих мыслей, проблема умения делать их понятными и принятыми окружающими. Перед нами стоит задача : разобрать 6 главных речевых ошибок, которые не позволяют вам достичь нужной цели при обращении к окружающим.

Ошибка первая. Неясная цель

Во время большинства речей аудитория, как правило, может понять, какова их тема, но не предмет. Серьёзное продумывание целей столь очевидно, что о нём часто забывают. Сидели ли вы когда-нибудь в зале, спрашивая себя, о чём говорит оратор? Тема может быть неотразимой, оратор-харизматичным, но без ясного определения целей он вряд ли сможет увлечь слушателей. Цель вашей речи- это то, что вы хотите оставить сознании аудитории и то, чего вы хотите от неё добиться. Кстати, это основной недостаток сочинений учеников и уроков преподавателей: в сочинении вроде бы и содержание есть и всё остальное, а главное не достигнуто—непонятно, что хочет всем этим сказать ученик? Или на уроке у коллеги: тема определена, формально цели обозначены, а урок не получился. Почему? Учитель не осознаёт практическую (или метапредметную?) цель.

У говорящего может быть 6 основных целей:

1.Информировать. Информация должна быть полной, достоверной, понятной.

2.Инструктировать. Вы должны сделать всё возможное, чтобы люди могли понимать, принимать ваши инструкции и следовать им.

3.Развлекать. Подобная цель предполагает различные анекдоты и шутки. Если даже тема серьёзная, такая, как безопасность, то можно прибегнуть к веселым мультфильмам. Основа такого выступления- живая речь, наглядность и энтузиазм.

4.Вдохновлять и мотивировать. Существует много способов вдохновлять и мотивировать действия людей. Главное, чтобы люди поняли: из любой кажущейся безвыходной ситуации есть выход.

5.Активизировать и стимулировать. Если вы хотите не просто вдохновить людей, а побудить их к действию, ваша речь должна быть построена таким образом, чтобы люди твёрдо поверили в то, что ваши идеи помогут им в жизни. Чтобы речь была эффективнее, вы сами должны твёрдо верить в свои идеи.

.6. Убеждать Этот тип речей должен быть подкреплён логикой, опытом и чувствами.

Советы:

- Цель выступления должна быть ясной, в первую очередь, вам самому

-Вы определили свою цель? Хотя главных целей шесть, среди них превалирует одна- убеждать.

А теперь определите цель выступления на родительском собрании.


Ошибка вторая. Недостаточно чёткая организация и лидерство.
Устранение шести главных ошибок напоминает подъём по лестнице- это методичная и надёжная практика, каждый этап которой невозможен без предыдущего. Прояснение цели очень важно. И следующая вещь, которой стоит избегать, поднимаясь к убедительной речи -это недостаток организации.
Организация поставит вас на место лидера. Если вы хотите быть им, то люди должны следовать за вами. А следовать легче всего за тем, кто лучше организован.
3 части вашей речи, которые помогут её организовать.
-Речь должна иметь вступление, центральную часть и заключение.
Все три части одинаково важны, но основной упор приходится на центральную часть. Многие ораторы готовят сперва её, и лишь потом вступление и заключение. Наличие всех трёх частей окажет вам неоценимую услугу.

Проверьте свою речь по следующим ключевым характеристикам

- Твердая, логическая и ясная последовательность идей.

- Пункты расставлены в таком порядке, по которому легко следовать.

- Переходы ясны, четки и продуманны.

- Заключение показывает, чего вы хотите от аудитории, что она должна знать, чувствовать и делать.

-Каждую мысль можно усилить, заставив аудиторию перефразировать то, о чем вы спросили.

А теперь задание: разделите выступление на смысловые части.

Ошибка третья. Слишком много информации

Речь не может быть совсем плохой, если она достаточно коротка. Ирвин С. Кобб

Даже не перегруженные информацией речи могут оказаться слишком затянутыми. Если вы украсили свои факты разными историями, чтобы сделать их запоминающимися, то велика вероятность, что вы можете сказать слишком много.

Аудитория исчерпывает свои лимиты гораздо раньше, чем думает большинство ораторов. Средний период внимания занимает всего восемь секунд. Люди забывают 25% услышанного через 24 часа, 50% - через 48 часов, 80% через 4 дня. Не так давно максимальный период внимания составлял 3,5 минуты. Сегодня он снизился до 2,5 минут. Поэтому теперь на телевидении все больше времени отводится рекламе и меньше передачам.

Ваши мудрые слова будут перемешиваться с мыслями слушателей о том, что они делали сегодня, что их ждет завтра и есть ли кому сейчас погулять с собакой. Краткость обеспечивает корректность и эффективность. И избавит вас от вечного проклятия ораторов – занудности.

Задание: уберите из выступления всё лишнее, что перегружает речь.

Ошибка четвёртая. Недостаточная поддержка ваших идей, концепций и информации

- Я рад, что прослушал вашу лекцию о бессоннице, доктор.

- Спасибо. Она показалась вам интересной?

- Не очень. Зато вылечила меня от бессонницы.

Старый анекдот из сборника юмора.

Задача оратора – поэтизировать информацию Эмили Диксон как-то сказала о другой писательнице своего времени: «У нее есть факты, но не сияние». Именно сияние, внутренний свет, исходящий от сильного оратора, появляется лишь тогда, когда вы взаимодействуете на чувства, а не на разум. И добиться этого можно лишь используя поддержку – примеры, шутки и другие средства. Без поддержки фактов аудитория быстро потеряет интерес к вашей речи.. Оживляя свою речь примерами, вы легче завоюете внимание. Примеры с яркой лексикой, красочными историями и цитатами из известных источников разбудят аудиторию и вызовут у нее интерес.

3П – формула успеха

Здесь представлена особо важная часть информации, которая по-настоящему поможет вам усилить свою речь, будучи очень простой в использовании. Со всеми своими пунктами сделайте следующее: создав пункт, найдите описательный пример и потом переделайте пункт как можно более творческим образом. Это называется 3П – Пункт, Пример, Пункт. Каждый из ваших главных пунктов должен быть запоминающимся.

Почему действует формула 3П? Потому что она влияет на оба полушария мозга – на левое и на правое. Полушария отвечают за различный образ мышления.

3 магических выражения: «как будто, например, представьте»

Каждый раз, когда вы произносите «например», интерес аудитории повышается. Она понимает, что вы хотите объяснить свои мысли другим или лучшим способом, а так же объяснить что-то непонятное с первого раза.

Использовать выражение «представьте» можно только раз или два, поскольку люди иначе заметят, что вы повторяете его слишком часто. Выражения «как будто» и «например» можно использовать чаще.

Задание: добавьте в выступление примеры, слова «как будто, например, представьте» и вновь перефразируйте пункт.


Ошибка пятая. Монотонный голос и скатывающаяся речь

Речь – это зеркало души. Как говорит человек, таков он и есть.

Публий Сириус

Голос – это ваша визитная карточка. Во время телефонного разговора от него полностью зависит, какое впечатление вы произведете. Будь ваша речь нудной или увлекательной, голос решает многое.

Мы воздействуем на людей тремя способами – визуальный (как мы выглядим), вокальным (как говорим) и вербальным (что говорим). Вербальный аспект обеспечивает лишь 7% восприятия, визуальный – 55%, а вокальный, как ни странно, 38%. Следовательно, стоит обратить внимание на свой голос. Вспомните фильм «Зимний вечер в Гаграх». Там герой Евгения Евстигнеева говорит «Дело даже не в том, что у тебя нет слуха и давнишние переломы, у тебя нет куражу.» И его степист спрашивает: « А что это?» …

Как сделать голос наиболее выразительным

У оратора есть множество средств для создания голосовых вариаций:

Уровень громкости. Уровень разнообразит все, что вы говорите.

Упражнение: Повторяйте слово «нет» снова и снова, сначала очень тихо, почти шёпотом, потом очень громко, почти крича.

ПРИМЕР: помните эпизод выступления шоу «Уральские пельмени», где муж спрашивает жену, почему она до сих пор не готова? Что она ему отвечает? Правильно, НЕТ. Но КАК!

Акцентирование. Оно делает ваши слова более эффектными, а слоги – ударными. Главное – чтобы люди правильно восприняли ваши идеи. Многие ораторы допускают ошибку, выделив слишком многое. Вы же должны выделить лишь ключевые пункты, сделав на них акцент.

Упражнение: Произнесите простое утвердительное предложение, например: «Я иду в магазин». Используйте его в качестве ответа на серию вопросов, меняя акцент и произнося не очень важные слова тихо.

Позиция. Одни и те же слова могут иметь совершенно разное значение в зависимости от вашей позиции по отношению к ним, выражающейся голосом.

Упражнение: Скажите слово «так», выражая беспокойство, досаду, удивление, потрясение, сомнение, подозрение, задумчивость и вызов

Пауза. Опытные ораторы используют паузы в различных случаях – для передачи акцента, эффекта и настроения. Паузы могут быть длинными, средними и короткими (когда вы просто переводите дух). Они также могут служить сигналом перехода от одного пункта к другому.

Существует четыре типа пауз:

1. Для раздумий. Дайте людям возможность разобраться в сказанном (на пару секунд).

Кстати, помните фразу Кисы Воробьянинова: «Да уж!»

Такие паузы могут быть эффектными перед тем, как изложить важный пункт. Но если злоупотреблять ими, то речь станет нудной.

2. Для перехода. Сделайте небольшую паузу между двумя не очень важными пунктами (на секунду) или большую (на две с половиной секунды) между двумя важными.

3. Для акцентирования. Сделайте длинную паузу перед тем как высказать утверждение или задать вопрос, в том месте, где люди должны задуматься над сказанным (две-три секунды).

4. Многозначительная пауза. То же, что и первая, но используется для создания эффекта (две-три секунды).

Упражнение: когда вам придется сообщать хорошие новости, потренируйтесь в паузах. «Сейчас я сообщу хорошие новости!» Стоп. Медленно сосчитайте до трех. Вы чувствуете, как напряглись слушатели. Порадуйтесь этому и наберитесь сил. Потом сообщите новости.

Советы:

- Добавьте хотя бы два риторических вопроса. На них ваш голос заметно поднимется.

- Добавьте хотя бы одну выразительную паузу. Она придаст вам сил, и ничто так не привлекает внимания, как молчание.

- Варьируйте скорость. Если вы взяли быстрый темп, замедлите его хотя бы трижды. Если вы взяли медленный, то ускорьтесь так же трижды.

- Изменяйте голос перед тем, как перейти к заключению.

Задание: добавьте хотя бы два риторических вопроса в выступление.

Ошибка шестая. Непонимание настоящих нужд аудитории

Люди не против вас. Они, скорее, за себя.

Джин Фоулер

Представьте, что вы в экспедиции, поднимающейся на Эверест. Едва покинув лагерь, вы услышали грохот. Лавина! Проводник оборачивается к вашей группе и говорит: «Я прожил в этих горах достаточно долго, и лишь моим группам удается пережить лавину. Вот что нужно сделать, чтобы уцелеть. Как вы будете его слушать? Очень внимательно. Почему? Потому что он понимает нужды аудитории. Нельзя заставить аудиторию испытывать то же воодушевление, что и вы. Нужно заразить ее им. Независимо от того, насколько важна тема, вашего энтузиазма недостаточно. Необходимо, чтобы им прониклась аудитория. Она состоит из потенциальных скептиков, и ваша задача – победить их. Поскольку вы не можете сказать всего, касающегося темы, то нужно сказать лишь то, что нужно слушателям.

Самые неотразимые темы

Победить аудиторию намного проще, если вам известны четыре вещи, которые вызывают наибольший интерес: любовь, здоровье, деньги и собственная персона. Этот список выглядит несколько цинично, однако в хорошей речи обязательно должна упоминаться одна из его составляющих.

Обращение к проблемам аудитории показывает всю важность контекста.

Итак, добейтесь того, чтобы вас захотели слушать. Сделайте выступление захватывающим и интригующим Название должно заинтересовать аудиторию.

1. Подайте свои идеи выразительно, с историями, примерами и фактами. Нужно, чтобы люди запомнили сказанное, а поддержка сделает ваше выступление наглядным.

2. Покажите, как эти идеи повлияют на аудиторию и какие выгоды принесут ей. Теперь у нее есть факты, и надо подкрепить их. Постройте мост между своими утверждениями и жизнью слушателей.

3. Используйте наиболее привлекательные слова:«открытие»,«простые», «гарантировано», «здоровье», «любовь», «деньги», «новый», «доказанный», «результаты», «безопасный» и «вы».

5. Вовлеките слушателей в действие.

Задание: вставьте 3 слова из перечисленных.

И напоследок.

Слушайте «ЧТЕДМ» и добивайтесь успеха!

Ораторы обычно мотивируют энтузиазм своим пониманием пользы аудитории, а она мотивирует собственными интересами. Обе эти формы заинтересованности смогут прекрасно взаимодействовать, если вы поймете, что каждый думает: «Какую пользу я могу извлечь из этой речи?» У каждого есть внутри тайная радиостанция под названием ЧТЕДМ, то есть «Что Тут Есть Для Меня?» Опытный оратор предвидит это и строит свою речь с мыслью: «Какую выгоду я смогу принести данной аудитории?»

Вот 25 универсальных причин, по которым люди убеждаются в том, в чем мы хотим их убедить. Спросите себя, отвечает ли ваша речь хоть одной из этих эмоциональных нужд.

1. Делать деньги.

2. Экономить деньги.

3. Экономить время.

4. Избегать усилий.

5. Добиться комфорта.

6. Сохранить здоровье.

7. Избежать боли.

8. Стать популярным.

9. Привлечь противоположный пол.

10. Набить себе цену.

11. Сохранить нажитое.

12. Получить удовольствие.

13. Удовлетворить любопытство.

14. Защитить семью.

15. Быть стильным.

16. Удовлетворить аппетит.

17. Превзойти остальных.

18. Иметь хорошие вещи.

19. Избегать критики.

20. Избегать проблем.

21. Получить выгоду от возможностей.

22. Быть уникальным индивидом.

23. Сохранить репутацию.

24. Контролировать все аспекты жизни.

25. Быть в безопасности.

Задание: проверьте, есть ли в выступлении что-то из перечисленного и добавьте то, что усилит вашу речь.



Приложение 1.

Задание для участников мастер-класса.

Выступление на родительском собрании с целью убедить отцов учащихся участвовать в соревнованиях по арм-спорту (необходимо устранить его недостатки).

Уважаемые господа!

Позвольте представить вашему вниманию МБОУ «СОШ № 10» —образовательное учреждение города Нижнекамска Республики Татарстан.Это учреждение работает в городе с 1975 г. и является одним из лучших в городе и районе среди 40 общеобразовательных учреждений. В школе работают компьютерные классы, есть внеурочная деятельность по разным предметам. В субботу, 26 декабря, на базе 10 школы состоится соревнование среди отцов по арм-рестлингу. Армрестлинг является древнейшим видом спорта, который был возрождён в 1960-е годы в США. В сентябре 1962 года в г.Петалума[1], штат Калифорния был проведён первый чемпионат мира по ристрестлингу — так была названа эта борьба (англ. arm-wrestling, дословно — «борьба запястьями»). В ходе поединка можно выделить следующие фазы: стартовая позиция, достижение преимущества, реализация преимущества. От каждой школы нужно выставить по 2 человека.

Мы занимаемся субботу с 8 часов до 13. После уроков мы все идём на соревнования. Ваша обязанность участвовать в них.




Примерный текст после исправлений .

Кто из вас может в наше время сказать, что не испытывает проблем в общении с детьми? У вас есть прекрасная возможность сблизиться со своим ребёнком, чтобы защитить семью от самой распространённой проблемы современных семей-«посторонних людей». В субботу после уроков можно будет принять участие в соревнование среди отцов по арм-рестлингу.

Представьте, как будет гордиться Вами ваш ребёнок: его отец среди сильнейших! В прошлом году один наш «неблагополучный» ученик после таких соревнований стал хорошо учиться, чтобы быть похожим на папу. Как будто подменили ребёнка. В семье была устранена «полоса отчуждения».

Разве вам не хочется полного контакта со своей семьёй? К тому же вам представится прекрасная возможность приобрести известную в городе репутацию, на соревнованиях будут присутствовать представители разных учреждений города. Результатами проведённого с классом времени будет выросший авторитет вашего ребёнка, А значит, он будет в безопасности относительно подростковых проблем.

Это предложение для тех, кто хочет быть в нашем обычном мире «не как все», хочет быть неповторимым отцом!


Приложение 2

Дидактический материал для участников.

.

Как избежать монотонного голоса.

У оратора есть множество средств для создания голосовых вариаций:

Уровень громкости. Уровень разнообразит все, что вы говорите.

Упражнение: Повторяйте слово «нет» снова и снова, сначала очень тихо, почти шёпотом, потом очень громко, почти крича.

Акцентирование. Оно делает ваши слова более эффектными, а слоги – ударными. Главное – чтобы люди правильно восприняли ваши идеи. Многие ораторы допускают ошибку, выделив слишком многое. Вы же должны выделить лишь ключевые пункты, сделав на них акцент.

Упражнение: Произнесите простое утвердительное предложение, например: «Я иду в магазин». Используйте его в качестве ответа на серию вопросов, меняя акцент и произнося не очень важные слова тихо.

Позиция. Одни и те же слова могут иметь совершенно разное значение в зависимости от вашей позиции по отношению к ним, выражающейся голосом.

Упражнение: Скажите слово «так», выражая беспокойство, досаду, удивление, потрясение, сомнение, подозрение, задумчивость и вызов

Пауза. Опытные ораторы используют паузы в различных случаях – для передачи акцента, эффекта и настроения. Паузы могут быть длинными, средними и короткими (когда вы просто переводите дух). Они также могут служить сигналом перехода от одного пункта к другому.

Существует четыре типа пауз:

1. Для раздумий. Дайте людям возможность разобраться в сказанном (на пару секунд). Такие паузы могут быть эффектными перед тем, как изложить важный пункт. Но если злоупотреблять ими, то речь станет нудной.

2. Для перехода. Сделайте небольшую паузу между двумя не очень важными пунктами (на секунду) или большую (на две с половиной секунды) между двумя важными.

3. Для акцентирования. Сделайте длинную паузу перед тем как высказать утверждение или задать вопрос, в том месте, где люди должны задуматься над сказанным (две-три секунды).

4. Многозначительная пауза. То же, что и первая, но используется для создания эффекта (две-три секунды).

Упражнение: когда вам придется сообщать хорошие новости, потренируйтесь в паузах. «Сейчас я сообщу хорошие новости!» Стоп. Медленно сосчитайте до трех. Вы чувствуете, как напряглись слушатели. Порадуйтесь этому и наберитесь сил. Потом сообщите новости.

Советы:

- Добавьте хотя бы два риторических вопроса. На них ваш голос заметно поднимется.

- Добавьте хотя бы одну выразительную паузу. Она придаст вам сил, и ничто так не привлекает внимания, как молчание.

- Варьируйте скорость. Если вы взяли быстрый темп, замедлите его хотя бы трижды. Если вы взяли медленный, то ускорьтесь так же трижды.

- Изменяйте голос перед тем, как перейти к заключению.


Приложение 2

Тезисы мастер-класса «Продай карандаш… или сделай свою речь!»

Мастер-класс по организации публичного выступления.

Вступление. Каждый человек может научиться уверенной речи. Некоторые люди противоречат: «НО этому нельзя научиться. Ораторство – врождённый талант, который или есть, или его нет». Однако это совсем не так. Ораторство - вовсе не природный дар. Хорошими ораторами не рождаются, а становятся благодаря упорному труду и практике. Некоторые становятся лучше других, но добиться успеха может любой. В своей работе мы разберем 6 главных речевых ошибок, которые не позволяют вам достичь нужной цели при обращении к окружающим .

Ошибка №1: « Неясная цель выступления». Во время большинства речей аудитория, как правило, может понять, какова их тема, но не предмет. Серьёзное продумывание целей столь очевидно, что о нём часто забывают. Цель вашей речи- это то, что вы хотите оставить сознании аудитории и то, чего вы хотите от неё добиться.

Ошибка №2: «Недостаточно чёткая организация и лидерство». И следующая вещь, которой стоит избегать, поднимаясь к убедительной речи,-это недостаток организации. Организация поставит вас на место лидера. Если вы хотите быть им, то люди должны следовать за вами. А следовать легче всего за тем, кто лучше организован.

Ошибка №3: «Слишком много информации». Краткость обеспечивает корректность и эффективность. И избавит вас от вечного проклятия ораторов – занудности.

Ошибка №4: «Недостаточная поддержка ваших идей, концепций и информации». Трудно привлечь внимание аудитории каждым пунктом. Однако необходимо. Оживляя свою речь примерами, вы легче завоюете внимание. Примеры с яркой лексикой, красочными историями и цитатами из известных источников разбудят аудиторию и вызовут у нее интерес.

Ошибка №5: «Монотонный голос».. Мы воздействуем на людей тремя способами – визуальный (как мы выглядим), вокальным (как говорим) и вербальным (что говорим). Вербальный аспект обеспечивает лишь 7% восприятия, визуальный – 55%, а вокальный, как ни странно, 38%. Следовательно, стоит обратить внимание на свой голос.

Ошибка №6. «Непонимание настоящих нужд аудитории». Представьте, что вы в экспедиции, поднимающейся на Эверест. Едва покинув лагерь, вы услышали грохот. Лавина! Проводник оборачивается к вашей группе и говорит: «Я прожил в этих горах достаточно долго, и лишь моим группам удается пережить лавину. Вот что нужно сделать, чтобы уцелеть…». Как вы будете его слушать? Очень внимательно. Почему? Потому что он понимает нужды аудитории. Победить аудиторию намного проще, если вам известны четыре вещи, которые вызывают наибольший интерес: любовь, здоровье, деньги и собственная персона. Этот список выглядит несколько цинично, однако в хорошей речи обязательно должна упоминаться одна из его составляющих.

Слушайте ЧТЕДМ и добивайтесь успеха! Ораторы обычно мотивируют энтузиазм своим пониманием пользы аудитории, а она мотивирует собственными интересами. Обе эти формы заинтересованности смогут прекрасно взаимодействовать, если вы поймете, что каждый думает: «Какую пользу я могу извлечь из этой речи?» У каждого есть внутри тайная радиостанция под названием ЧТЕДМ, то есть «Что Тут Есть Для Меня?» Опытный оратор предвидит это и строит свою речь с мыслью: «Какую выгоду я смогу принести данной аудитории?»


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.