12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Побережнюк Сергей Владимирович896
учитель в школе
Россия, Свердловская обл., Екатеринбург

Побережнюк С.В., Глебова Е.В.

Метод наблюдения с учетом использования современных средств ИТ

МАОУ СОШ с УИОП № 178, г.Екатеринбург

МАОУ СОШ № 22, г.Екатеринбург

Аннотация

В статье рассказывается об использования метода наблюдения на уроках информатики посредством работы с онлайн веб-камерами мира. Представленный опыт носит практикоориентированный характер и целесообразен в образовательном процессе на уровне среднего общего образования.

Аbstract

The article describes the use of the observation method in computer science lessons through the use of the world’s online webcams. The experience presented is practice-oriented in nature and appropriate in the educational process at the level of general secondary education.

 

Метод научного исследования – это способ познания объективной действительности, представляющий собой определенную последовательность действий, приемов, операций. В зависимости от уровня познания выделяют методы эмпирического и теоретического уровней. Один из самых простых и доступных методов – это наблюдение.

Метод наблюдения – это метод сбора информации путем непосредственного, целенаправленного и систематического восприятия и регистрации явлений в естественных или лабораторных условиях. Наблюдение исторически является первым научным методом исследования, который активно использовали древнегреческие философы Платон и Аристотель.

Большая часть современных методов научного исследования, так или иначе, опирается на данный метод. Поэтому освоение использования метода наблюдения является одним из ключевых для любого обучающегося школы, который в дальнейшем будет являться активным преобразователем окружающей действительности.

Наблюдение от простого созерцания отличается тем, что оно должно происходить по определенной программе, которая включает в себя перечень единиц наблюдения, язык и форму описания наблюдаемого. Также важна задача описания результатов. В связи с этим, прежде чем наблюдать, необходимо из непрерывного потока поведения объекта вычленить определенные его стороны, отдельные акты, доступные прямому восприятию. Для обучающихся особенно важно понимать, что доступно непосредственному восприятию.

При данном подходе умение и навыки работы с методом наблюдения получают возможность активно развиваться на уроках информатики. Реализуется это при изучении темы сетевые технологии, когда на одном уроке проводим виртуальную экскурсию при помощи карт-Гугл и онлайн веб-камер мира, а на следующем уроке, используем эти же камеры для реализации метода.

Итак, в разных точках планеты установлены веб-камеры, которые ведут он-лайн трансляцию в Интернете. Можно подключиться к данным камерам и наблюдать. Можно описывать то, что видит человек, можно считать и снимать количественные показатели, делать на основе наблюдаемого выводы. В школе, в рамках классно-урочной системы, не всегда доступно наблюдение разнообразных объектов в разных точках планеты в естественных условиях, ведь нереально для проведения урока географии или биологии выехать в Африку – в национальный парк. Зачастую мы не даем детям наблюдать, мы наблюдаем за него – даем картины и фотоматериал, видеоизображение, текстовое описание, в большинстве случаев, при небольшом своем личном опыте, учащийся должен воспринимать все, что говорит учитель, на веру, не имея возможности посмотреть самому и сделать свои выводы. Поэтому наблюдение – это очень важный метод научного исследования, и на уроках информатики делается попытка реализовать метод исследования как осознанно необходимый. Таким образом, используя средства ИТ, мы выводим самый старый метод на новый технологический уровень, даем ему новую жизнь.

Опробованы и применяются в учебном процессе два варианта работы с методом наблюдения. Первый – простой, когда учителем заранее подготовлены задания по он-лайн камерам, в которых уже все разработано – цели, задачи, виды заданий, и детям остается только наблюдать, отвечать на вопросы учителя, вписывать в предложенные таблицы те данные, которые ими непосредственно наблюдаются: кто разработал, что наблюдается, с какой целью, указана периодичность и временные рамки, приведен конкретный пример заданий, указаны ссылки на веб-камеры. Более сложный – учащимся после объяснения сути метода необходимо самостоятельно разработать карту наблюдения: определить цель, предмет и объект исследования, выделить целевую аудиторию, придумать учебные задания. А для этого учащиеся должны понимать, какие характеристики доступны для непосредственного наблюдения, а какие нет, зачем это все делается и какие выводы можно на основании этого сделать. Это более сложный мыслительный процесс, и от учащихся требуется более высокий уровень понимания принципов работы метода наблюдения. Получается двойное наблюдение – сначала надо отразить, какие характеристики возможны для наблюдения, а затем придумать задания, по характеристикам которых может быть проведено наблюдение другими людьми. В обоих вариантах работы обучающиеся активно работают с данным научным методом и получают опыт по его использованию.

Таким образом, учащиеся, в рамках урока, используя современные средства информационных технологий, активно приобщаются к методике научного исследования, после чего более активно включаются в процессы изучения основ научных знаний.

1. Герасимов Н.Г. Структура научного исследования (Философский анализ познавательной деятельности в науке). – М.: Мысль, 1985.

2. Кочергин А.Н. Методы и формы познания. – М.: Наука, 1990.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.