12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Адриана Багаева23
Россия



t1692881580aa.gif



Пояснительная записка

У классика есть такие слова:

«Вся наша жизнь – игра!».

Игра имеет большое значение в жизни ребенка. Игровые формы обучения и воспитания позволяют использовать все уровни знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.

Урок музыки – это урок искусства. Музыкальное искусство – особая форма отражения действительности, в которой важнейшую роль играют чувства, эмоциональная сфера.

Цель и задачи музыкальной игры:

Музыка вызывает эмоциональный и двигательный отклик, игра помогает ребёнку внимательно и сознательно слушать музыку. В игре обучающийся выполняет различные задания, связанные с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств, активизирует чувства, воображение, мышление.



Эстетический элемент проникает в любую игру , а игра проникает в творчество художников, писателей, музыкантов . Достаточно вспомнить роман Германа Гессе " Игра в бисер", в котором игра служит философским подтекстом и где представлены в художественно - обобщенной форме концепции игровой деятельности.

Действие происходит в далёком будущем. Магистр Игры достигнув пределов формального и содержательного совершенства в игре духа, ощущает неудовлетворённость, а затем разочарование и уходит в суровый мир чтобы послужить конкретному и несовершенному человеку.

Так и в играх на уроке, можно разделиться по группам по рядам по командам. Кто то выиграет, а кто проиграет на этот раз. И кого-то ждут огорчения кого-то радость.













Перейдём к 1 слайду:



Слайд 1.

t1692881580ab.gif







  Игры можно классифицировать по-разному:



Слайд 2.



t1692881580ac.gif








Как говорил В.А. Сухомлинский


Слайд 3.

t1692881580ad.jpg

В процессе игры реализуется её познавательная, коммуникативная, социокультурная, психодиагностическая, развлекательная и другие функции.

Как и детская игра, музыка по преимуществу коллективно. В ней действуют солисты (ведущие) группы участников и все одновременно. Исполняют музыку, играя на музыкальных инструментах , певцы в опере играют свои роли.

Первоклассники… Красивые, маленькие, непосредственные, открытые… Первое музыкальное

задание – учимся слушать тишину. Оказывается, этому надо учиться! Чтобы учиться было

интересно, играем в игру 1.«Кто дольше слышит звук». Играю на инструменте один звук, прошу

слушать и поднять руку тогда, когда дети перестанут слышать его.Сначала получается не у всех,

потом лучше, лучше… И вот уже в классе стоит тишина, которая необходима для восприятия

музыки. Интересно? Да! А теперь пробуем пропеть этот звук на «а», как бы продолжая звучание

инструмента. Красиво получается не сразу, дети это замечают сами. Значит, надо поучиться.

Первоклассники… Красивые, маленькие, непосредственные, открытые… Первое музыкальное

задание – учимся слушать тишину. Оказывается, этому надо учиться! Чтобы учиться было

интересно, играем в игру 1.«Кто дольше слышит звук». Играю на инструменте один звук, прошу

слушать и поднять руку тогда, когда дети перестанут слышать его.Сначала получается не у всех,

потом лучше, лучше… И вот уже в классе стоит тишина, которая необходима для восприятия

музыки. Интересно? Да! А теперь пробуем пропеть этот звук на «а», как бы продолжая звучание

инструмента. Красиво получается не сразу, дети это замечают сами. Значит, надо поучиться.

Один из видов игры - конкурс - стал традиционной формой и музыкальной жизни. На пересекающих связях Музыки и Игры основана музыкальная педагогика, использующая игровые формы. Педагоги - музыканты, работающие с детьми в занятиях Э. Жан - Далькроз, К. Орфе, Г. Кетман разрабатывая свои системы, по сути возвращали музыку к её самому незамутненному источнику - игре. Младшему школьнику доступно всё богатство игровой деятельности.

Особое место в музыкальном воспитании занимают сюжетно-ролевые игры. Музыкальная сфера предполагает три самые важные ролевые позиции: композиторская, исполнительская, слушательская. В роли композитора учащиеся могут выполнять различные задания: сыграть роль определенного композитора, представить, что ты - композитор, и рассказать о замысле произведения, истории его создания, отстоять «свой» стиль письма, порассуждать о содержании и форме произведения и т. д.





В педагогической практике могут быть использованы.



Слайд 4.

t1692881580ae.gif



Все игры объедены музыкой. Музыка в них - главный герой. В содержании включен также микроцикл игровых занятий ( игра- тренинг) - " учимся говорить красиво. Азбука саморазвития".











Слайд 5.

t1692881580af.gif



Использование межпредметных связей




Музыка является одним из видов искусства, которое и составляет основное содержание предмета.

Реализация межпредметных связей на уроках музыки способствует интеллектуальному развитию школьников, дает возможность включать разные типы художественного мышления, развивать фантазию и воображение.

Установление связей с другими предметами является актуальной задачей, поскольку дает возможность не только углубить знания, но и желание исследовать, искать ответ на поставленную задачу.



t1692881580ag.gif

t1692881580ah.jpg

Рассмотрим 1 игру( Игра - ая презентация к ней)

"Какая картина зазвучала?".

На соответствие или близость состава исполнителей на картине и в реально звучащей музыки.

Цель игры: развитие тембрового слуха детей; Здесь дети также должны сопоставлять звучащую музыку с иллюстративным рядом

- Выбрать из нескольких предложенных фрагментов, тот который соответствует ( по составу) исполнителей сцены музицирования на картине.

1. В разном порядке расставить картины.

2. И в разном порядке слушать произведение.

3. Ученики должны мысленно представить какая картина зазвучала.

Живопись

Музыка

1

ГЮСТАВ КАЙБОТТ. "ПАРИЖСКАЯ УЛИЦА. ДОЖДЬ".

П.И. Чайковский

" Времена года. Осень"

2

Борис Кустодиев

Праздничные гулянья.
«Масленица» .

"ФевральМасленица" из фортепианного цикла "Времена года" П.Чайковского

3

Владимир Серов «Въезд Александра Невского во Псков».

С. Прокофьев -опера " А. Невский"

4

Юрий Васнецов
« Волк и семеро козлят».

Волк и семеро козлят на новый лад.  Рыбников.

5

Софи Андерсон - "Девочка с букетом".

С.Рахманинов" Сирень"

6

Иван Айвазовский - "Лунная ночь".

Л. Бетховен " Лунная соната"

7

Вильям Хенритс -"Нежность".

Ф.Шопен -" Нежность"

8

Клод Лоррен - "Околдованный замок".

М. Мусоргский - Картинки с выставки

" Старый замок " .

9

Иллюстрации Александра Куркина

Н.К.Римский - Корсаков«Сказка о царе Салтане»

10

Василий Золотцев

" Восход солнца на лугу"

Э. Григ "Утро"



Рассмотрим 2 игру

 « Угадай инструмент»

Игра  « Угадай инструмент» помогает научиться различать тембровую окраску инструментов. Звучат короткие музыкальные примеры, а дети отгадывают, какой инструмент звучит. Можно разделиться на команды и подсчитывать балы. 

Например: пройденная тема " Инструменты симфонического оркестра" , "Оркестр русских народных инструментов".

Заранее раздать карточки с изображением и названием инструментов. После прослушивания инструмента дети должны на слух определить какой инструмент зазвучал.




Любые инструменты

Скрипка

1

Тарелки

2

Ксилофон

3

Маракасы

4

Барабан

5

Аккордеон

6

Рояль

7

Туба

8

Саксофон

9

Гитара

10

Ложки

Также можно сочетать несколько инструментов




Любые инструменты

1

Скрипка - фортепиано

2

Гитара - барабан

3

Аккордеон - барабан

4

Скрипка - фортепиано- барабан

5

Гитара - барабан - фортепиано





Рассмотрим 3-ью игру

Встреча с оркестром.

Загадки

В оркестре узнают нас по раскату меди,
Никак не обойтись без нас и на обеде. (Тарелки)

**********

Успех мне в группе медных обеспечен,
Нужна я в тех домах, где топят печи. (Труба)

*********

По коридору дальше мы пойдем,

И в комнату соседнюю зайдем.

Там разместились гости важные – Инструменты….( Музыкальные)
*********

Три струны, играет звонко Инструмент тот – “треуголка”.

Поскорее узнавай-ка, Что же это? ( Балалайка)
********

За обедом суп едят,

К вечеру «заговорят»

Деревянные девчонки,

Музыкальные сестренки.

Поиграй и ты немножко

На красивых ярких…( Ложках )
********

Отпускаем молоточки,

На железные листочки

И летит весёлый звон.

Что звенит?

(Металлофон)
********

Они похожи на погремушки,

Только это не игрушки! (Маракасы)

Рассмотрим 4-ую игру

Угадай мелодию.


Звучат музыкальные заставки к различным телепередачам, мультфильмам и т.д.

( по выбору учителя)


Например:

Задача участников - угадать, что за передача.



Название


1.

"Поле чудес"


2.

"Спокойной ночи, малыши"


3.

"В мире животных",


4.

"Самый лучший"

5.

"Кто хочет стать миллионером "


6.

"Прогноз погоды"


7.

"Угадай мелодию"


8.

"Новости"


9.

"Голос"


10.

"КВН"
















Рассмотрим 5-ую игру

Игра «Отгадай по какому предмету стучу?»

Цель: развитие умения различать и соотносить музыкальные и шумовые звуки, тембрового слуха.

Оборудование: Стол, ширма, стакан с горохом, деревянные палочки, треугольник.

Ход игры: На столе за ширмой лежат предметы.

Педагог:

Надо музыку послушать,
Инструменты подобрать,
Их звучание запомнить
И по тембру различать.



Дети слушают и запоминают на слух звуки, издаваемые за ширмой, затем слушают музыкальные произведения: «Смелый наездник» Р. Шуман, «Полька» П. И. Чайковский

При повторном слушании музыкальных пьес они сопровождают их звучание ритмичным постукиванием палочек, встряхиванием гороха, ударами в треугольник. Шумовое озвучивание соответствует характеру произведений.

Заключение:



Практическая работа состоит в подборе музыкально-дидактических игр для развития музыкальных способностей детей как и для старшего дошкольного возраста, так и для начальных классов , для понимания музыкального искусства как целостного духовного мира.

Здесь представлены игры на развитие звуковысотного слуха; игры на развитие чувства ритма; игры на различие тембровой окраски; игры на различие динамики; игры на восприятие музыки.







Источники:

Креативный ребенок - Диагностика и развитее творческих способностей 2004г Т.А. Барышева; В.А. Шкалов.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.