12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Яшина Ольга Валерьевна76
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург
3

Методическая разработка открытого урока: Княгиня Ольга

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № 25 Петроградского района Санкт-Петербурга


Районный конкурс педагогических достижений «Петроградская весна»

2020-2021 учебный год

Номинация «Учитель-мастер»



















МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИСТОРИЯ»

7 КЛАСС











Яшина Ольга Валерьевна,

учитель высшей квалификационной категории









Санкт-Петербург

2020 г.


Пояснительная записка

Краткая характеристика обучающихся класса

В 7 «А» классе ГБОУ школы №25 Петроградского района обучается 8 мальчиков, из них Алексей и Илья прибыли в I четверти. 6 учащихся из полных семей, один ученик из неполной семьи и еще один из детского дома.

Ученики 7 «А» класса, обучаются по основной общеобразовательной программе для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

У учащихся наблюдается достаточный уровень сформированности познавательной активности и учебной мотивации. К урокам они относятся с ответственностью, занимаются с интересом, на уроках активны, показывают высокую работоспособность, хорошо справляются с индивидуальными заданиями.

Трое учеников Артем, Алексей С., Илья испытывают трудности при формулировании вопросов и устных ответов, поэтому им легче выполнять письменные задания или давать простые ответы. Остальные ученики участвуют в беседе, используют исторические понятия в самостоятельных высказываниях, понимают содержание учебного задания и выполняют его самостоятельно или с небольшими подсказками учителя. Ученики адекватно реагируют на оценку учебных действий. Все ученики кроме Александра Д. владеют элементами самоконтроля при выполнении заданий. Все учащиеся проявляют интерес к изучению истории.

Раздел учебной программы: Древнерусское государство Урок: №11

Тема урока: «Княгиня Ольга»

Тип урока: урок изучения нового материала

Форма проведения урока: урок-путешествие

Цель: формирование представлений о политике первых киевских князей в период внутриполитической и внешнеполитической деятельности княгини Ольги в X веке (945 – 960 гг.)

Задачи:

Образовательные:

Продолжить формирование представлений об особенностях развития Древнерусского государства;

Дать характеристику личности княгини Ольги как политического деятеля своего времени.

Определить вклад княгини Ольги в укреплении Древнерусского государства и повышение его международного авторитета.


Коррекционно-развивающие:

Продолжать развивать у обучающихся наглядно-образное мышление через использование иллюстраций, видеофрагментов;

Продолжать развивать зрительное восприятие через умение работать с исторической картой;

Продолжать развивать связную устную речь, пополняя и обогащая активный и пассивный словарный запас через использование фрагментов исторических источников.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к событиям периода становления и развития Древнерусского государства на основе патриотических чувств и национального самосознания;

Воспитывать уважительное отношение к оценке политических решений исторической личности.

Воспитывать коммуникативную культуру учащихся.

Базовые учебные действия:

познавательные:

Формирование умения выделить главное;

Формирование умения выполнять простые сравнения, классификацию, обобщение;

Формирование умения работать с несложной по содержанию и структуре текстовой информацией и изображениями.

личностные:

Формирование заинтересованности в посещении занятий;

Принятие доступных для понимания обучающихся ценностей;

Формирование доступных для понимания учащихся собственных моральных норм.

коммуникативные:

Формирование умения вступать в контакт (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс);

Формирование умения обращаться за помощью и принимать её;

Формирование умения слушать и понимать инструкции к заданию.

регулятивные:

Создание условий для осмысления учащимися своих действий;

Формирование умения осуществлять действия по образцу, заданному правилу;

Формирование умения оценивать свою деятельность с учетом предложенных критериев.

Основные понятия и определения: реформы, погост, уроки

Исторические личности: Князь Игорь, Княгиня Ольга, Святослав, Византийский император Константин.

Технология: дифференцированное (разноуровневое) обучение.

Оборудование и материалы: технические средства обучения: мультимедийный проектор, демонстрационный экран; дидактические средства обучения: презентация, видеофрагмент документального фильма, раздаточный материал (тексты, иллюстрации, карточки с заданиями).

Предполагаемые результаты:

перечисляют личные качества княгини Ольги;

называют и (или) подписывают иллюстрации, на которых изображены способы мести древлянам за убийство князя Игоря;

соотносят и (или) объясняют смысл новых понятий (реформы, погост, уроки);

находят и (или) показывают на карте древнерусский город Киев и соседнее государство Византию со столицей в городе Константинополь;

перечисляют и (или) находят в тексте изменения в жизни правительницы и самого Древнерусского государства после посещения Византии.


Литература и источники:

История Отечества. 7 класс : учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2020. – 223с.

Документальный фильм «Рюриковичи», серия 1 (кинокомпания StarMedia, при поддержке Министерства культуры РФ, 2018 г.) [электронный ресурс] – URL: https://www.youtube.com/watch?v=BbFZkkvIaDM (дата обращения: 24.11.2020 г.)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Часть урока

Этап урока

Методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

ВВОДНО-ПОДГОТОВИ-ТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

организационный этап

Словесные: беседа

Приветствует учащихся, проводит проверку готовности к началу урока

Слушают, отвечают на вопросы учителя в контексте беседы

актуализация знаний и умений


Словесные: беседа, работа с дидактическим материалом

Организует работу с дидактическим материалом «Иллюстрация Древнерусского государства» (разрезные картинки) (Слайд 2)

Складывают разрезные части в целостный образ карты «Древнерусское государство». Находят, показывают русские города.

Словесные: беседа

Организует работу по актуализации знаний о понятии «Государство»

Артем, Алексей С., Илья выполняют индивидуальные задания на карточках. Остальные ученики участвуют в беседе.

Наглядный: описание иллюстрации

Организует работу по припоминанию исторического события и связанных с ним понятий (Слайд 4)

Называют историческое событие. Объясняют исторические понятия «полюдье», «дань».

Наглядный: демонстрация видеофрагмента

Организует просмотр видеофрагмента «Смерть князя Игоря» (Слайд 5)

Обсуждают просмотренный видеофрагмент.

Оценивают действия князя Игоря и древлян с точки зрения моральных норм.

сообщение темы и цели урока

Словесные: беседа

Сообщает тему урока и цель урока (Слайд 6)

Формулируют с помощью учителя цель урока. Перечисляют, что знают и что хотят узнать о княгине Ольге.

Валеологическая (динамическая) пауза

Практические: упражнения

Демонстрирует практические упражнения.

Выполняют практические упражнения.









ОСНОВНАЯ

ЧАСТЬ

изучение нового материала

Словесные: объяснение, работа с дидактическим материалом

Сообщает биографические данные о княгине Ольге. Организует работу с дидактическим материалом (карточки с заданиями) (Слайд 7)

Читают текст, отвечают на вопросы учителя, выполняют практическое задание.

Наглядные: демонстрация


Словесные: объяснение, работа с дидактическим материалом

Сообщает учебную информацию «Месть древлянам за убийство мужа». Организует работу с визуальным рядом (видеофрагмент) (Слайд 8)

Организует работу с дидактическим материалом (карточки с заданиями) (Слайд 9)

Просматривают видеофрагмент, отвечают на вопросы, участвуют в беседе;

Выполняют практическое задание: подписывают иллюстрации «Способы мести древлянам»

Словесные: объяснение, работа с дидактическим материалом

Сообщает учебную информацию «Первые реформы княгини Ольги». Организует работу с историческим словарем (Слайд 10)

Соотносят исторический термин с его определением

Словесные: объяснение, работа с дидактическим материалом

Сообщает учебную информацию «Поездка княгини Ольги в Константинополь».

Организует работу с дидактическим материалом (карта, карточки с текстом) (Слайд 11 - 12)

Находят, показывают на карте Византию и ее столицу Царьград;

Находят исторические ошибки в тексте, исправляют их.

ЗАКЛЮЧИ-ТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

закрепление изученного материала

Практические: дидактическая игра

Проводит дидактическую игру

«ДА или НЕТ?» (Слайд 13)

Отвечают на вопросы.

подведение итогов

(выводы, оценивание, рефлексия)

Словесные: беседа

Обозначает успешные моменты в работе каждого ученика. Побуждает учащихся к проведению самооценки. (Слайд 14).

Сообщает оценки за прошедший урок.

Оценивают урок в соответствии с предложенной системой оценки.




сообщение домашнего задания (инструктаж)

Словесные: инструктаж

Сообщает информацию о домашнем задании. Контролирует запись домашнего задания в дневники

(Слайд 15)

Записывают домашнее задание в дневник.

организованное окончание урока

Словесные: инструктаж

Дает инструкцию о приведении рабочего места в порядок, отпускает учащихся на перемену.

Приводят рабочее место в порядок, выходят из класса на перемену.



Приложение 1

Фамилия, имя _____________________________________ класс _______________

Задание 1. О каком понятии идет речь? Выбери правильный ответ.

Это такая организация жизни общества, при которой существует единая система управления людьми, проживающими на одной территории:

А) Государство; 

Б) Политическая партия; 

В) Человеческое стадо.


Задание 2. Найди лишний признак государства:

  1. Территория; 2. Князь; 3. Полюдье 4. Законы;
  2. 5. Армия; 6. Население 7. Налоги.


https://biografii.net/wp-content/uploads/2018/12/03_FBnMlop.jpg      Задание 3. Рассмотри иллюстрацию, о каком событии идет речь? Вставь пропущенные слова в тексте:

 В 944 году, князь ________________ вместе со своей дружиной, пошел к  ________________ собирать дань.  Сбор дани на Руси назывался _____________________



Приложение 2

Фамилия, имя ______________________________________ класс _________________


Задание1. Какие черты характера были свойственны княгине Ольги?


В летописи «Повесть временных лет», говорится, что княгиня Ольга была родом из варягов. До замужества жила в Пскове где и познакомилась с Игорем. Ему понравилась скромная, умная девушка. В Киеве, княгиня пользовалась уважением. Она умела управлять государственными делами, даже имела право разбирать споры, пока Игоря не было в городе.


Задание 2. Рассмотри иллюстрации. Подпиши способы мести Княгини Ольги древлянам.

image-20210814163549-1.pnghttps://xn--80apmdfm0a.xn--p1acf/wp-content/uploads/2020/01/m-63.jpg

__________________________________                _________________________________

__________________________________                _________________________________


Задание 3. Соотнеси исторический термин  (реформа, погост, урок) с определением.


  1. _____________________________ - место сбора дани;
  2. _____________________________ - размер дани;
  3. _____________________________ - изменения в жизни людей, которые имеют

                                                             силу закона.


Задание 4. Подчеркни исторические ошибки в тексте.


В 2021 году правительница Руси Екатерина отправилась в Царьград. В Византии с большими почестями ее принял император Константин. Ей показали самые богатые церкви и христианские службы, объяснили в чем смысл веры в Иисуса Христа. Ольга поняла, что идолы которым поклоняются славяне настоящие боги. Она захотела принять христианство, а сам император Алексей стал ее крестным отцом.

Княгиня Ольга – первая женщина – христианка среди правителей Древнерусского государства.

image-20210814163549-2.png


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.