12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
леонова светлана ивановна414
1

Методическая разработка ООД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста по теме: "Приметы весны" с элементами ОТСМ-ТРИЗ-РТВ.

Методическая разработка ООД по развитию речи для детей старшей возрастной группы

с использованием элементов ОТСМ-ТРИЗ-РТВ: прием моделирования – лучевая модель описательного рассказа, метод метафор, проблемные ситуации, «Метод мозгового штурма» - игра «Бусы»,

Интеграции образовательных областей: Познавательное, Речевое, Социально-коммуникативное, Художественно-эстетическое развитие.

Тема: Приметы весны

Образовательные задачи:

Систематизировать представление детей о времени года – весна. Активизировать словарь по теме «Весна».

Учить составлять описательный рассказ с опорой на лучевую модель мышления.

Учить устанавливать связи по внешним свойствам. Совершенствовать грамматический строй (согласование существительного с прилагательным). Совершенствовать синтаксический строй речи (сложноподчиненные предложения с союзом - потому что).

Продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи.

Развивающие задачи:

Развивать связную описательную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы.

Развивать память, логическое мышление, творческое воображение, фантазию, находчивость путем использования методов ТРИЗ.

Воспитательные задачи:

Воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения.

Оборудование: солнышко с лучиками, магниты, сосульки, картинки и схемы - приметы весны, модель составления рассказа о ранней весне, бусы,

кукла-весна.

Ход ООД:

1 Организационный момент, «погружение» в тему:

День сегодня необычный, удивить хочу я вас,

В путешествие большое, мы отправимся сейчас!

А кто нас приглашает в гости, мы узнаем из загадки:

«Она приходит с ласкою, и со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет,

в лесу подснежник расцветет. Когда это бывает?» (весной).

У весны очень много дел, хотите стать ее помощниками?

У нашей весны есть задача собрать сосульки и найти им другое применение, другую функцию.

2 Основная часть:

Игра «Бусы». Сделаем бусы сами из слов, каждое слово-бусинка. Бусинки, как и слова должны соединяться между собой. Каждое слово должно тянуть за собой следующее.

Задание: придумать красивые слова к объекту, и подбираем объекты к значениям признака, (рисуем кружки на каждое слово). Например: что весной ярко светит? Солнце. Солнце – (по цвету какое?), желтое. Что еще бывает желтым? Лимон. Где растет лимон? В саду. Что еще там растет? Слива. Какие части есть у сливы? Косточка какая по форме? Овальная. Что бывает овальным? Лужа. В какое время года много луж? Весной. Получились у нас бусы? Да. Под.итог: В какую игру мы играли?

-) Вот и первая сосулька.

Игра «Скажи какое солнышко?» (с опорой на модель имя признака – значение имени признака). Моделирование ответов о солнышке детьми: теплое, яркое, горячее, доброе, круглое…

-) Что бывает теплым? Одеяло, море, день…

-) Что бывает ярким? Лампочка, одежда, пятно, радуга…

-) Что бывает горячим? Огонь, утюг, печка…

-) Что бывает добрым? Утро, мама, песня…

-) Что бывает круглым? Обруч, колесо, апельсин…

Место, где можно увидеть солнце? Небо, туча, природа, море, лес, сказка…

-) Давайте теперь «подружим» эти два слова: С - Я – лампочка

Небо

-) Небо - какое? (чистое, светлое, безоблачное).

-) Давайте теперь «подружим» эти слова (педагог, обводит круговым движением руки слова или символы: лампочка и небо), получилось: Лампочка чистого неба.

Соединяем предложенные варианты в одну цепочку, составим предложение:

-) Теплое, небесное одеяло согревает землю.

-) Лампочка (какого?) чистого неба (что делала?) ярко сияла над головой.

-) Горячий, небесный огонь ярко светит весной.

-) Солнышко – добрая мамина сказка.

-) Круглое колесо прячется за тучу.

-) Оранжевый апельсин опускался спать за лес.

За каждый удачное сравнение- высказывание ребенок получает сосульку.

3 Динамическая пауза:

Ну, весна, как дела? У меня уборка.

Для чего тебе метла? Снег смести с пригорка.

Для чего тебе ручьи? Мусор смыть с дорожек.

Для чего тебе лучи? Для уборки тоже.

Все промою, просушу. Вас на праздник приглашу.

Игра « Подзорная труба – скажи где?», (пространственная ориентировка на модели).

-) Из каких частей состоит рассказ? (начало, середина, конец)

-) Какими словами можно начать наш рассказ? Пришла весна, наступила весна…

-) Что будет в середине рассказа? Предложения о приметах весны.

-) Как можно закончить рассказ? Я люблю весну, потому что… Мне нравится весна, потому что…

4 Составление описательного рассказа в парах по лучевой модели.

-) Как можно начать рассказ о весне? Что она сделала? (Пришла, наступила…)

-) Начнем с солнышка, вспомним красивые слова, (солнце, как яркая лампочка неба). Что делает солнце? Солнце сияет, как яркая лампочка неба.

-) Весной день длиннее, а ночь...

-) Погода холодная и часто идет снег.

-) Снег тает и поэтому…

-) С крыши весело звенит…

-) На реке начался ледоход, потому что… (составление предложений по модели).

-) Как можно закончить рассказ? (Я люблю, мне нравится…)

Приложение - Модель мышления:

t1680979371aa.jpg












Подведение итога занятия:

Все сосульки мы собрали и секрет весны узнали.

-) В какую игру мы играли в начале занятия? «Бусы».

-) Что можно сделать из сосулек? Кому мы их подарим? Весне!


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.