12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна Толмачёва (Кузнецова)795
Россия, Иркутск

ПРезентация к уроку "Вокальная музыка. Песня и романс.PPTX / 53.3 Мб

/data/files/p1706803196.pptx (ПРезентация к уроку "Вокальная музыка. Песня и романс.)Технологическая карта урока.

Учитель музыки: Толмачёва Татьяна Николаевна

Класс: 5

Тема урока. Вокальная музыка. Песня и романс.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Технология построения урока: ИКТ технология, технология критического мышления.

Цель урока: найти главные отличия романса от песни.

Задачи

Образовательная: формирование певческих умений и навыков.

Развивающая: развитие эмоциональной отзывчивости ребёнка на музыку, развитие внимания, мышления, слуха, чувства ритма.

Воспитательная: способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности.

Результаты:

Личностные: проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям.

Метапредметные: учащиеся будут учиться организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.

Предметные: формирование основ музыкальной культуры обучающихся, как неотъемлемой части их общей духовной культуры; формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность.

Основные термины, понятия: романс, песня, куплет, припев, аккомпанемент.

Ресурсы: учебник «искусство», дневник музыкальных наблюдений (тетрадь), компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал, синтезатор, текст песни.

Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, в группах.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Организационный этап

Учитель музыкально приветствует учащихся вокальными упражнениями. Организует учащихся на начало урока. Проверяет готовность к уроку. Создаёт условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Приветствуют учителя. Здравствуйте! Участвуют в распевании.

Личностные: самоорганизация.

Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.

Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Учитель показывает на слайде тематические фотографии, задаёт наводящий вопрос: «Как называется музыка, предназначенная для пения?». Просит учеников определить тему и цель урока: «Вокальная музыка».

- Какой жанр является самым распространённым?

Угадайте, о каком ещё вокальном жанре мы сегодня поговорим? Что мы все слушаем каждый день?

Особый вид песни, которая раньше исполнялась на народном «романском» (испанском) языке.


 


 

Отвечают, вокальная.


 

Ученики выясняют, что главный жанр вокальной музыки – песня.

Ученики отгадывают загадку, тему урока: «Вокальная музыка. Песня и романс».

Коммуникативные: взаимодействовать с учителем во время фронтальной беседы.

Познавательные: самостоятельно выделять цель, выдвигать гипотезы.

Регулятивные: планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой.

Личностные: мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная).

Актуализация знаний. Работа в группах.

Песня – простая и самая распространённая форма вокальной музыки, соединяющая текст с мелодией. Песня может исполняться как одним певцом, так и с хором, с музыкальными инструментами и без них.

Все события в жизни людей отражены в песне. Какую же роль играет песня в жизни человека? Составим кластер, что может песня?

- В каждой строчке спрятано название жанра народных песен. Только слоги в этих названиях перепутаны. Давайте вспомним эти жанры. Переставь слоги так, чтобы в каждом ряду получилось правильно название жанра народных песен.

ДО ТРУ ВЫЕ (трудовые)

РЯДО ОБ ВЫЕ (обрядовые)

ЧЕС КИЕ ЛИРИ (лирические)

Е ВОДНЫ ХОРО (хороводные)

РИ ЧЕС ИСТО КИЕ (исторические)

Где бы человек не находился, он всегда поёт песни. Она помогает человеку в трудную минуту и в радостный час. Об этом говорят русские пословицы и поговорки.

1.Без песен мир ….(тесен).

2.Песня строить и жить .. (помогает).

3.Песня поможет и в труде и в …(бою).

4.Делу время, потехе..(час).

С песней в жизни веселей,

С ней забота-не забота.

С песней спорится работа,

Отдых ярче и светлей.

Учащиеся составляют в дневнике музыкальных наблюдений краткую запись.

Учащиеся составляю кластер (возможные ответы - песня может убаюкать, развеселить, мотивировать и т.д).


 


 


 

Дети обсуждают и выполняют задание в группах.


 


 


 

Ученики отгадывают слова.


 


 


 

Ученики дополняют, продолжают пословицы.


 


 

 

Познавательные: осуществлять актуализацию полученных знаний.

Коммуникативные: учиться слушать и вступать в диалог

Регулятивные: выбрать действия в соответствии с поставленной задачей, использовать речь для регуляции своего действия.

Личностные: учиться производить самооценку на основе успешности учебной деятельности.

Открытие нового знания.

Слушание и исполнение песни «Песня остаётся с человеком». Вокально – хоровая работа.

Ученики слушают и исполняют песню.

 

Личностные: осознание своих певческих возможностей.

Регулятивные: умение регулировать свои возможности в хоровом исполнении.

Коммуникативные: осуществление коммуникативных навыков в вокально-хоровой работе.

Открытие нового знания 2

Романс – небольшое музыкальное сочинение для голоса в сопровождении инструмента, написанное на стихи лирического содержания.

Жанр русского романса сформировался на волне веяний романтизма в первой половине XIX века. Романс отличается лирическим, любовным содержанием, причём поющий обращается к конкретному лицу. Ведущий вклад в его становление внесли композиторы Алябьев, Варламов и Гурилёв.

Валентина Пономарёва «О романсе»

Алексей Рыбников «Сказка старого Арбата».

t1706803141aa.png

Учащиеся составляют в дневнике музыкальных наблюдений краткую запись.


 


 

Обучающиеся слушают, сравнивают романсы и составляют синквейн к ним.

Анализируем синквейны, делаем выводы, чем отличается романс от песни?

Сравниваем с таблицей.

Личностные: осознание своих возможностей.

Регулятивные: умение регулировать свои возможности.

Познавательные: умение анализировать и выделять главное.

Применение нового знания

По прослушанным музыкальным фрагментам отличить песню от романса. Раздать детям карточки с надписями: песня и романс.

На экране слайд с разновидностями романса:

Баркарола – песня гондольеров в Венеции.

Серенада – «вечерняя» песня трубадуров.

Шансон – песни французских шансонье.

Баллада – песенные рассказы драматического и иронического содержания.

Тарантелла – стремительная песня с ярким эмоциональным характером, как и танец.

Блюз – медленная лирическая песня афроамериканцев.

Ученики слушают фрагменты музыкальных произведений и поднимают карточку с вариантом ответа (песня, или романс).


 


 

 

Коммуникативные: учиться формулировать собственное мнение и позицию с аргументацией.

Регулятивные: осуществлять пошаговый контроль по результату.

Личностные: формировать адекватную мотивацию учебной деятельности.

Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении.

Учитель проводит инструктаж по домашнему заданию. Задание на выбор:1.Выполнить задание 2 на стр. 57 (для выполнения задания надо прочитать два воспоминания на стр. 54), или 2.Нарисовать рисунок по теме урока на листе А4.

Ученики записывают в дневники домашнее задание.

 

Рефлексия (подведение итогов).

1.Выбери верное утверждение:

А) Исполнитель – это тот, кто сочиняет музыку.

Б) Исполнитель – это тот, кто играет и поёт музыку.

В) Исполнитель – это тот, кто внимательно слушает и понимает музыку.

2.Романс – это музыкальное произведение, в котором более глубоко выражены чувства человека.

А) верно

Б) неверно

3. Романс – это музыкальное произведение, которое исполняют хором.

А) верно

Б) неверно

4. Песня состоит из вступления, куплета и припева.

А) верно

Б) неверно

5.Песня отличается от романса названием.

А) верно

Б) неверно

6. Романса без слов не бывает.

А) верно

Б) неверно

Учитель предлагает ученикам на вопросы:

Я сегодня узнал..

Мне было трудно…

Учитель координирует действия обучающихся и благодарит за работу!

Выбор и оценка утверждения.

Регулятивные: выработка критериев оценивания работы в группах.

Личностные: устанавливать связь между целью деятельности и её результатом. Оценивать собственный вклад в работу группы.


 


 


 


 

 


 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Селиванова Галина Геннадьевна, 02.02.24 в 21:45 1Ответить Пожаловаться
Спасибо! Интересный урок!
Татьяна Толмачёва (Кузнецова), 03.02.24 в 02:30 0Ответить Пожаловаться
Благодарю! Спасибо большое!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.