12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сергей Шарко210
преподаватель специальных дисциплин ФКП образовательного учреждения № 46 г. Владимир
Россия, Владимир
0

Методическая разработка урока для обучающихся по профессии 16437 Парикмахер

Технологическая карта урока теоретического обучения

Преподаватель

Шарко Сергей Александрович

_____ квалификационная категория

Профессия

16437 Парикмахер

Дата проведения


Учебный цикл

общепрофессиональный

Учебная дисциплина/МДК

ОП.02 Основы культуры профессионального общения

Междисциплинарные связи

МДК 01.01. Стрижки и укладки волос

Тема

Тема № 2.1

Личность и её индивидуальные особенности.

4

Урок №6.

Психология человека. Структура личности

2

Уровень освоения

3;

Тип учебного занятия

урок усвоения новых знаний

Формы и методы обучения

Словестный, иллюстративный

Образовательные технологии

Использование ИКТ технологий, рассказ с элементами беседы

Цели учебного занятия



Обучающая

Развивающая

Воспитательная

Познакомиться с особенностями структуры личности.

- способствовать развитию умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, работать с информацией и таблицами, делать выводы

- Способствовать повышению уровня самосознания и образованности

Требования к результатам освоения темы учебного занятия


Освоенные умения

Усвоенные знания

применять различные средства, техники и приёмы эффективного общения в профессиональной деятельности

механизмы взаимопонимания в общении;


Формы и методы контроля и оценки результатов обучения темы учебного занятия

Тестовые задания, работа с таблицами

Материально-техническое обеспечение урока

1. Шеламова Г. М. Деловая культура и психология общения- М.: Издательский центр Академия», 2014.

Презентация

компьютер, проектор

Форма организации обучающихся

индивидуальная, групповая, аналитическая















Ход урока теоретического обучения



Элементы структуры урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Примечания по методике

1.Подготов. этап

1.1. Оргмомент

2 мин

1.Приветствует
2. Проверка явки
3.Проверка готовности к уроку

1.Приветствуют
2. Готовятся к уроку

Диалогово –

словесный метод (беседа).

1.2. Целевая установка 5 мин

1. Сообщает тему нового раздела:

«Личность и её индивидуальные особенности» и тему нашего урока «Психология человека. Структура личности». Слайд 1

В рамках урока изучим такие разделы как: 1. Понятие и разновидности личности.

2. Индивид и индивидуальность. 3. Структура личности по З. Фрейду.

Слайд 2

Такие понятия и термины как «индивид», «индивидуальность», «личность», «структура личности», «ид», «эго», «супер-эго». А также продолжим развивать умение осуществлять комплексный поиск, систематизировать информацию по теме, работать с документами и таблицами, делать выводы. Мы поработаем в группах, с учебником над поставленными вопросами, индивидуально, и попробуем самостоятельно сделать вывод по пройденному на уроке материалу.

Сегодня ближе к концу урока, мы с вами постараемся дать определения и характеристики понятиям Индивид, Индивидуальность, Личность. Для этого нам необходимо заполнить вот такую таблицу.

Слайд 3

Воспринимают и записывают тему

2. Основной этап 80 мин

2.1. Объяснение нового материала

- 65 мин


Последовательно излагает новый материал согласно презентации слайды и приложений

1. Понятие и разновидности личности.

Так что же такое личность? Еще в 1937 году исследователь Гордон Олпорт насчитал более 50 определений личности, почерпнутых из философии, теологии, юриспруденции, социологии и психологии. Давайте и мы с вами попробуем в этом разобраться.

Для этого я предлагаю в вашем раздаточном материале выделить три ключевых аспекта, характеризующих личность. (слайд 4-13)

Учащимся раздается материал (Приложение 1) для изучения и анализа.

Проходит коллективная работа по заполнению графы «Личность».

Так вот, проанализировав нашу таблицу, мы можем подвести итог: Индивид - представитель человеческого рода, а индивидуальность – это некое уникальное, неповторимое качество индивида, отличающее его от других индивидов. И когда индивид, в процессе социализации приобретает свою индивидуальность, он становится личностью.

И, как вы уже понимаете, личность – это некая сложная система, а следовательно, она состоит из определенных элементов. Они-то и составляют структуру личности. У разных ученых – разные взгляды на структуру личности, но наиболее точно и просто, на мой взгляд, ее передает структура по Зигмунду Фрейду. личность – сознательный и активный человек, сформированный в процессе деятельности и общения.


2. Индивид и индивидуальность Проблема личности относится к области многих наук: философии, истории, социологии и медицины. Но только в психологии личность является центральным понятием.

Проблема личности одна из наиболее сложных и неоднозначных в психологии. Существует много различных представлений о том, что такое «личность». В прошлом учебном году мы рассматривали личность в рамках социальной психологии, и это вовсе не означает, что, то определение, которое мы использовали, является неверным. Современная психология насчитывает порядка пятидесяти определений личности, но все они определяют социальную сущность человека, не отрицая биологического начала.

Наряду с понятиями “личность” нередко употребляются термины “индивид”, “индивидуальность”.

Если понятие «личность» – социальное, то понятие «индивид» несет в себе другой смысл. Индивид- человек как единичное природное существо представитель вида Homo Sapiens.

Индивид – биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида. Т.е., индивидом рождаются, личностью становятся.

О личности мы судим по следующим признакам:

1. Сформированность социальных качеств, например, ответственность,  индивидуальность, достоинство, активность и т. д.

2. Личность характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет ей управлять собственным поведением и деятельностью. Способность обдумывать свои поступки и отвечать за них - существенный и главный признак личности.

- Возникает вопрос, каждый ли индивид может считать личностью? Разумеется, нет! (Пример в картинках)

Разобрались с личностью. А что же такое индивидуальность?

Индивидуальность – это самое узкое по содержанию понятие. Оно содержит в себе лишь те индивидуальные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей.

Индивидуальность - это то, чем человек отличается (неповторимое сочетание психологических особенностей: характер, темперамент, особенности протекания психических процессов, сформировавшиеся способности и т.д.).

Таким образом, можно сказать, что человек рождается индивидом, личностью становятся, а индивидуальность отстаивает (в социальной среде и при условии наличия осознанности).


3. Структура личности по З.Фрейду: Запишем определение структуры личности.

Структура личности — специфическая организация качеств, способностей, мотивов, ценностей, присущих данному индивиду, образующая его неповторимую личность в различных проявлениях.
Рассмотрим ее структуру, которую предложил основатель психоанализа З. Фрейд (слайд 22)

t1673788863aa.pngИД - примитивные, инстинктивные аспекты личности

ЭГО – часть психики, ответственная за принятие решений, социальная составляющая человека.

СУПЕР-ЭГО – совесть и идеал

Так вот, структура личности – это наша биологическая сущность, ограниченная социальными рамками и нормами, т.е. тем мной, который я есть. А еще каждый индивид имеет некое представление о себе идеальном, к которому индивид стремиться, а вот если не получается в каких-то ситуациях быть идеальным, человека мучает совесть.

Вашему вниманию представляется видео ролик на тему структура личности по Фрейду, в ходе которого вы получите разъяснение структуры личности человека, в ходе просмотра вам необходимо сделать сравнение и анализ излагаемого материала в ролике с данными слайда 22

Воспринимают, ведут записи в конспектах.

Работа с раздаточным материалом





















































































































Работа с материалом видео ролика

Рассказ, показ

2.2. Закрепление и применение знаний

15 мин

Организует и управляет деятельностью обучающихся: проводится контроль знаний по вопросам изученного материала: А теперь я предлагаю закрепить пройденный материал с помощью небольшого теста.

Тест

1. Индивид – это:

А) представитель человеческого рода; Б) представитель конкретной профессии;

В) член какой-либо корпорации; Г) человек, получивший хорошее воспитание.

2. Личность формируется под воздействием:

А) природной среды; Б) биологической программы;

В) социализации; Г) собственных убеждений

3. В индивидуальности человека выражается:

А) его принадлежность к человеческому роду;

Б) принадлежность к определенной социальной группе;

В) неповторимое своеобразие качеств; Г) наличие прав и обязанностей.

4. Подросток является личностью:

А) зрелой; Б) индивидуальной; В) биологической; Г) формирующейся

5. Часть психики, ответственная за принятие решений:

А) ид; Б) эго; В) супер-эго; Г) идеал

По итогам выполнения теста предлагается поменяться и оценить друг друга, и после сравнив ответы с эталоном





Практическое выполнение тестов


Практические

Взаимоконтроль

3. Заключительный этап 5мин

3.1. Подведение итогов

3 мин

Рефлексияция 2 мин



1. Подводит итоги.

2. Дает оценку занятию


1. Беседуют с преподавателем

Словесные (беседа)







Приложение 1

ЛИЧНОСТЬ

Человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

Личностью становятся в процессе социализации. Социализация – осуществляющийся на протяжении всей жизни индивида, процесс воздействия на него общества и его структуры, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями.

Внутренний мир личности:

ценностные ориентации

самостоятельность

ответственность

мораль

честь

достоинство





Родовым среди всех этих терминов является понятие «человек».

Вспомним одну восточную притчу:

«Грозный лев много наслышался о человеке, его храбрости и всемогуществе. Желая проверить, действительно ли человек сильнее его, царя зверей, он вышел на дорогу и стал ждать, когда тот появится.

Вначале на дороге появился старик. «Ты человек?» — бросился к нему лев. «Нет, я уже был человеком»,— грустно вздохнул тот. Затем лев увидел мальчика. «Ну, ты уже точно человек»,— сказал лев. «Нет, я еще только буду человеком»,— радостно ответил мальчик. Наконец, после долгого ожидания появился зрелый мужчина, несущий в руках блестящую палку. «Ну, наконец-то я вижу этого ничтожного червяка, которого зовут человеком! Я сильнее тебя, и я тебя убью!» — яростно зарычал лев и бросился на противника. «Да, я человек, и потому я не боюсь тебя!» — воскликнул тот и, выстрелив из ружья, остановил в полете грозного зверя».

Произнося слово «человек», мы обычно имеем в виду, что речь идет о существе, объединяющем в себе две линии развития:

Биологическую — человек как представитель биологического вида характеризуется определенной телесной организацией, обладающей рядом существенных признаков: прямохождением, наличием приспособленных к труду рук, высокоразвитого мозга, особых морфологических признаков.

Социальную — человек является носителем сознания, которое само по себе есть общественный продукт.

Итак, человек – это биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т.д.), способное создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.

Специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями, и общественно-исторического опыта.

Описаны случаи и существуют данные, свидетельствующие, что если человеческие дети с самого раннего возраста развиваются вне общества, то они остаются на уровне развития животных, у них не формируются речь, сознание, мышление и т.д. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, что у него самостоятельно сформируется логическое мышление, сложатся системы понятий.

Люди каждого последующего поколения начинают свою жизнь в мире предметов и явлений, созданных предшествующими поколениями. Участвуя в труде и различных формах общественной деятельности, они развивают в себе те специфические человеческие способности, которые сформировались у человечества.

Понятие «личность» несколько более узкое. В нем акцент делается на общественной сущности человека. Личность — тот же человек, только абстрагированный от его биологической, природной стороны (хотя и не игнорирующий ее полностью) и рассматриваемый как общественное, социальное существо. Это член общества, занимающий в нем определенное положение и выполняющий определенные социальные функции (роли), взятый со стороны его общественной деятельности и общественной сущности.

Иными словами, личность – сознательный и активный человек, сформированный в процессе деятельности и общения.

Проблема личности относится к области многих наук: философии, истории, социологии и медицины. Но только в психологии личность является центральным понятием.

Проблема личности одна из наиболее сложных и неоднозначных в психологии. Существует много различных представлений о том, что такое «личность». В прошлом учебном году мы рассматривали личность в рамках социальной психологии, и это вовсе не означает, что, то определение, которое мы использовали, является неверным. Современная психология насчитывает порядка пятидесяти определений личности, но все они определяют социальную сущность человека, не отрицая биологического начала.

Наряду с понятиями “личность” нередко употребляются термины “индивид”, “индивидуальность”.

Если понятие «личность» – социальное, то понятие «индивид» несет в себе другой смысл. Индивид- человек как единичное природное существо представитель вида Homo Sapiens.

Индивид – биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида. Т.е., индивидом рождаются, личностью становятся.

О личности мы судим по следующим признакам:

1. Сформированность социальных качеств, например, ответственность, индивидуальность, достоинство, активность и т. д.

2. Личность характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет ей управлять собственным поведением и деятельностью. Способность обдумывать свои поступки и отвечать за них - существенный и главный признак личности.

- Возникает вопрос, каждый ли индивид может считать личностью? Разумеется, нет! (Пример в картинках)

Разобрались с личностью. А что же такое индивидуальность?

Индивидуальность – это самое узкое по содержанию понятие. Оно содержит в себе лишь те индивидуальные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей.

Индивидуальность - это то, чем человек отличается (неповторимое сочетание психологических особенностей: характер, темперамент, особенности протекания психических процессов, сформировавшиеся способности и т.д.).

Таким образом, можно сказать, что человек рождается индивидом, личностью становятся, а индивидуальность отстаивает (в социальной среде и при условии наличия осознанности).


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.