12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Цебаева Татьяна Серггеевна25 учитель информатики, английского языка, а теперь еще и математики, работаю в школе с 2019г Россия, Свердловская обл., Екатеринбург |
Методическая разработка урока на тему «Алгоритмическая конструкция «ветвление»: полная и неполная формы»
Методическая разработка урока на тему «Алгоритмическая конструкция «ветвление»: полная и неполная формы»
ФИО учителя: Цебаева Татьяна Сергеевна.
Образовательное учреждение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение — средняя общеобразовательная школа № 67 с углубленным изучением отдельных предметов.
Предмет: информатика.
Класс: 8.
Тема урока: Алгоритмическая конструкция «ветвление»: полная и неполная формы.
Цель урока: создать условия для формирования и первичного закрепления знаний учащихся об алгоритмическом конструкции ветвление.
Задачи урока:
Образовательные: обобщить и систематизировать знания об алгоритмах и их исполнителях, о свойствах алгоритма; изучение базовой алгоритмической структуры “ветвление”, видов ветвящихся структур в полной и неполной форме; научить учащихся составлять описание алгоритма, записанного в виде блок-схемы, на естественном языке.
Развивающие: развитие логического мышления, умения анализировать информацию.
Воспитательные: воспитание самостоятельности, внимательности; воспитание положительного отношения к труду; формирование интереса к процессу обучения.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Представление об алгоритмической конструкции «ветвление». Умение исполнять алгоритм с ветвлением для формального исполнителя с заданной системой команд. Умение составлять простые алгоритмы с ветвлением для формального исполнителя с заданной системой команд. Умение отличать алгоритмы с ветвлением от других алгоритмов. | Умение выделять алгоритмы с ветвлением в различных процессах и деятельности человека. Понимание ограниченности возможностей линейных алгоритмов. | Алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе. Умение анализировать информацию, выделять важные моменты для построения алгоритма. Оценивать собственный вклад в работу класса. |
Методы обучения: фронтальный, индивидуальный, наглядно-практический.
Материалы и оборудование: учебник Л. Л. Босовой «Информатика и ИКТ» для 8 класса, персональные компьютеры; медиапроектор, презентация «Алгоритмическая конструкция «ветвление»: полная и неполная формы».
План изучения нового материала:
Определение алгоритма ветвления.
Блок-схема алгоритмов с полным и неполным ветвлением.
Запись на алгоритмическом языке алгоритмов с полным и неполным ветвлением.
Решение задачи через блок-схемы и алгоритмический язык.
Решение задачи в среде программирования Python.
Оборудование (или оснащение) урока: учебник Л.Л.Босова и А.Ю.Босова «Информатика 8 класс»; медиапроектор; моноблоки с установленной программой PyCharm.
Технологическая карта хода урока:
Планируемые результаты (ПР) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
I. Организационный момент | |||
Личностные: уметь осуществлять групповое взаимодействие. | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. | Настраиваются на предстоящую работу. | |
II. Актуализация знаний | |||
Личностные: уметь осуществлять групповое взаимодействие. Регулятивные: владеть основами самооценки. Коммуникативные: уметь организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при аргументации и отстаивании своей точки зрения, отвечая на заданные вопросы. | На прошлых уроках вы узнали, что такое алгоритм, познакомились с исполнителями и формами записи алгоритмов. Определение алгоритма; Исполнители алгоритма; Геометрические фигуры в блок-схемах; Линейный алгоритм. | Отвечают на вопросы. Примерные ответы: Это описание конечной последовательности шагов в решении задачи, приводящей от исходных данных к требуемому результату. Это человек, группа людей, животное или техническое устройство, способные выполнять заданные команды. Овал, параллелограмм, ромб, прямоугольник, ввод или вывод данных и начало, конец. Это тип алгоритма, в котором последовательность действий не меняется в его процессе выполнения. | |
III. Открытие нового знания | |||
Личностные: уметь осуществлять групповое взаимодействие. Познавательные: уметь строить логическое рассуждение и делать вывод при работе с картинкой; Регулятивные: владеть основами самооценки. Коммуникативные: уметь организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при аргументации и отстаивании своей точки зрения отвечая на заданные вопросы. | Посмотрите на картинку. (слайд 2) Что вы видите? Сформулируйте правила перехода пешехода. (Слайд 3) Как вы думаете, какая тема урока? Какая цель урока? | Изучают картинку и отвечают на вопросы. Формулируют тему и цели урока. | |
IV. Изучение нового материала | |||
Личностные: повышение мотивации интеллектуальной деятельности при решении задач. Регулятивные: владеть основами самооценки. Познавательные: уметь строить логическое рассуждение и делать вывод при составлении простых алгоритмов с ветвлением для формального исполнителя с заданной системой команд; уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи составляя простые алгоритмы с ветвлением для формального исполнителя с заданной системой команд. Коммуникативные: уметь организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при аргументации и отстаивании своей точки зрения при работе с алгоритмом ветвления. | Тема урока: алгоритм «ветвление». Наша цель на сегодня познакомиться с алгоритмом «ветвление» и научиться составлять алгоритмы в виде блок-схем и написанию программ для алгоритмов с полным и неполным ветвлением. Определение. (Слайд 4) Блок-схема полного (Слайд 5) и неполного (Слайд 6) ветвления. Алгоритмический язык полных (Слайд 5) и неполных (Слайд 6) ветвлений. Команды языка программирования Python для построения условий (слайд 7) Задача. Дано два числа. Вывести наибольшее из них. Составить блок-схему (Слайд 8) Переводим решение задачи с языка блок-схем на язык программирования Python (Слайд 9) Попробуйте сделать дополнительное задание (для тех, кто всё выполнил). (слайд 10) | Формулируют определение и записывают его. Изучают блок-схему и алгоритмический язык. Сравнивают конструкции полного и неполного ветвления. Решение задачи. Проверка задачи на компьютере. Обучающиеся пересаживаются за компьютеры и выполняют задание. Задают уточняющие вопросы. | |
V. Рефлексия деятельности. Итог урока | |||
Личностные: уметь осуществлять групповое взаимодействие. Регулятивные: владеть основами самооценки. Коммуникативные: уметь организовать совместную деятельность с учителем и сверстниками отвечая на вопросы. | Что нового вы сегодня узнали? Какие трудности у вас возникли трудности при работе с алгоритмом ветвления. Какой момент нужно подробно разобрать на следующем уроке? Подведение итогов урока. Объясняет домашнее задание. | Отвечают на вопросы. Записывают задание в дневник. | |
VI. Постановка домашнего задания | |||
Коммуникативные: уметь организовать совместную деятельность с учителем и сверстниками отвечая на вопросы. | Учитель задает домашнюю работу с объяснением. | Задают уточняющие вопросы. |
Оценка «5» ставится, если:
Блок - схема, алгоритм составлены логически правильно;
Правильно оформлены входные и выходные данные;
Нет ошибок в использовании структурных элементов схемы и алгоритма;
Учащийся без ошибок читает блок - схему, алгоритм.
Оценка «4» ставится, если:
Блок - схема, алгоритм составлены логически правильно, но могут быть допущены 1-2 ошибки или 2-3 недочета;
Оценка «3» ставится, если:
Допущены ошибки в алгоритме, неправильно используются структурные
элементы блок-схемы;
В объяснении алгоритма, блок - схемы ученик испытывал затруднения,
которые были исправлены с помощью учителя;
Оценка «2» ставится, если:
Допущены существенные ошибки в оформлении алгоритма, блок - схемы.
Ученик не владеет основными правилами оформления алгоритма, блок - схемы;
Допущены грубые ошибки в алгоритме решения, которые учащийся не может исправить даже с помощью наводящих вопросов учителя.
Домашнее задание: § 2.4.2, задание № 14, 15.
Приложение: презентация «Алгоритмическая конструкция «ветвление»: полная и неполная формы»
Используемые интернет-ресурсы: