Методическая разработка урока по истории для 10 класса «Октябрь 1917, или Вся власть Советам!»

2
0
Материал опубликован 17 October 2019 в группе







МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

«Октябрь 1917, или Вся власть Советам!»
































УРОК ПО ИСТОРИИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

10-Х КЛАССОВ

«Октябрь 1917. «Вся власть Советам!»…»


Цели урока:

Образовательные:

Рассмотреть революционные события октября 1917 года, причины краха буржуазной альтернативы; формирование представления о новом политическом режиме; рассмотреть шансы различных политических сил в борьбе за власть; ответить на вопросы: приход к власти большевиков в 1917 г. - это переворот или революция?; неизбежны ли были октябрьские события и приход большевиков к власти?; оценить роль субъективных и объективных факторов.

Воспитательные:

Воспитание чувства заинтересованности к изучению переходного периода истории своей страны, через анализ событий XX века; содействовать воспитанию чувства патриотизма, уважительного и бережного отношения к национальной истории и памяти поколений.

Развивающие:

Развитие умений работы с историческими источниками, программными документами, историографическими оценками и т.д. Развитие умений анализировать документы, устанавливать причинно-следственные связи, развивать у  учащихся способность осмысливать  теоретический материал, систематизировать его, выделяя главное, оценивать и сравнивать взгляды представителей разных идейно-политических направлений.

Тип урока - изучение нового материала с использованием проблемно-диалоговой технологии.




Формируемые УУД:

Регулятивные: умение выполнять задание по ранее пройденной теме, планирование своих действий, умение заполнять таблицу по ходу рассказа учителя.

Когнитивные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, работа с информацией, анализ, выбор главного, понимание закономерностей.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формой речи.

Личностные: оценка сложившейся ситуации в России, умение высказывать свою точку зрения.

Место проведения - классный кабинет.

Оборудование урока: видеофильм «Две революции», портреты В.И.Ленина, А.Ф. Керенского, Л.Д. Троцкого, Л.Г. Корнилова, презентация, учебник по истории России под ред. А.В. Торкунова.

«О бедная, о грешная страна!

Какому дьяволу, какому псу в угоду,

Каким кошмарным обуянным сном,

Народ безумствуя, убил свою свободу

И даже не убил – засек кнутом?»

З.Н. Гиппиус «Веселье», 29 октября 1917 г.


«И мое,

Поэтово

- О, четырежды славься, благословенная!»

В.В. Маяковский «Ода революции».


ХОД УРОКА


1. Организационный момент.

Вступительное слово учителя:

Учитель: Добрый день, друзья! Я очень рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы? 
Дети:Да!
2. Актуализация знаний.

Учитель: Тогда вперед! 7 ноября был обычный рабочий день, только что закончились праздники, многие с неохотой собирались на работу, и о том, что произошло в нашей стране в эти дни в 1917 г., вспоминали в основном только люди старшего поколения. В истории так бывает. На смену одним героям приходят другие, какие-то важные даты становятся второстепенными. Однако, недооценивать значимость того что произошло в октябре 1917 нельзя. Именно тогда начался новый, пожалуй, самый противоречивый период нашей истории - советский, с которым связано много страшных трагедий и великих побед.

Итак, для того, чтобы перейти к новой теме, нам необходимо вспомнить, что мы проходили на предыдущем занятии.

Учитель задает вопросы.

Каковы были причины февральской революции 1917 года?

Предполагаемые ответы:

Несчастливое участие России в первой мировой войне, сопровождающееся поражениями на фронтах, дезорганизацией жизни тыла

Неспособность императора Николая II править Россией, что выражалось в неудачных назначениях министров и военачальников

Экономические трудности

Идеологическое разложение народных масс, которые перестали верить и царю, и церкви, и местным начальникам

Недовольство политикой царя представителями крупной буржуазии и даже его ближайшими родственниками.

На нашем уроке мы попытаемся ответить на следующие вопросы:
1)Перед каким выбором стояла Россия в 1917 г.?

2)Почему большевикам удалось осуществить свои планы по взятию власти?

3)Как оценить события 24-26 октября 1917 г. в Петрограде?

3. Изучение нового материала.

Перед каким выбором стояла Россия в 1917 г.?

При рассмотрении данного вопроса учащимся предлагается обратиться к Рабочим листам (выдержки из документов, газет, высказывания исторических деятелей рассматриваемого периода, Приложение 1). Походу ответов учеников на доске выстраивается схема «Альтернативы общественного развития»

- военная диктатура,

- власть Временного Правительства, демократическая альтернатива,

- диктатура большевиков,

- анархия и распад государства.

Вопросы к схеме:

а) Почему попытка Л.Г Корнилова установить свою власть в Петрограде закончилась неудачей?

б) Используя высказывания членов Временного Правительства, ответьте на предлагаемые вопросы к ним. Рабочий лист №1 (II).

в) Можно ли говорить о том, что осенью 1917 г. Временное Правительство было обречено? Почему? (ответы учащихся дополняет учитель, приводя факты характеризующие ситуацию в стране и на фронте осенью 1917 г.)

В итоге обсуждения очевидно, что осенью 1917 г. страна оказалась перед выбором: либо анархия и распад государства либо диктатура левых.

Как развивались события Октябрьского восстания в Петрограде в 1917 г.? Почему большевикам удалось прийти к власти?

Осенью 1917 г., В.И. Ленин настаивает на проведении большевиками вооруженного восстания. Почему? Можно привести отрывки из писем и работ Ленина.

«Получив большинство в обоих столичных Советах, большевики могут и должны взять власть в свои руки.

Могут, ибо активное большинство революционных элементов народа обеих столиц достаточно, чтобы увлечь массы,…завоевать власть и удержать ее. Ибо, предлагая тотчас демократический мир, отдавая землю крестьянам, восстанавливая демократические учреждения и свободы, помятые Керенским, большевики составят такое правительство, какого никто не свергнет.

Большинство народа за нас…

Почему должны взять власть большевики именно теперь?

Потому что предстоящая отдача Питера, сделает наши шансы во сто раз худшими. А отдаче Питера при армии с Керенским… во главе мы не в силах».

В.И.Ленин «Большевики должны взять власть», 1-14 сентября 1917 г.

«Аграрное движение растет. Правительство усиливает дикие репрессии, в войске симпатии к нам растут (99% голосов солдат за нас в Москве, финляндское войско и флот против правительства…).

Выборы в Москве 47 % большевиков - гигантская победа…Железнодорожные и почтовые служащие в конфликте с правительством.

При таких условиях «ждать» преступление».

В.И.Ленин Письмо в ЦК, МК, ПК и членам Советов Питера и Москве, большевикам.1 октября 1917 г.

«Комбинировать три главные силы: флот, рабочих и войсковые части так, чтобы непременно были заняты и ценой каких угодно потерь были удержаны: а) телефон,

б) телеграф, в) железнодорожные станции, г) мосты в первую голову».

В.И. Ленин «Советы постороннего». 21 октября 1917 г.

Далее следует рассказ учителя о борьбе в руководстве партии большевиков по вопросу о восстании и подготовке большевиками Октябрьского восстания, по ходу рассказа заполняется схема «Подготовка восстания».

Теоретическая

Организационная

Военно-техническая




У. - В сентябре, скрываясь от ищеек Временного правительств, Ленин жил в Гельсингфорсе, в Финляндии. Отсюда Ленин напряжённо следил за развитием революции и посылал свои директивы Центральному Комитету большевистской партии.

Между 12 и 14 сентября Ленин послал в ЦК партии два директивных письма: «Большевики должны взять власть» и «Марксизм и восстание». В первом письме Ленин писал, что, получив большинство в обоих столичных Советах, большевики могути должны взять государственную власть в свои руки: «Вопрос в том,— писал Ленин,— чтобы задачу сделать ясной для партии:на очередь дня поставить вооруженное восстание в Питере и в Москве (с областью), завоевание власти, свержение правительства».

Во втором письме Ленин требовал относиться к восстанию, как к искусству, и серьёзно изучать условия, необходимые для его успешного исхода. Ленин намечал общий план организации восстания, требуя собрать решающие силы в решающем пункте и непременно переходить в наступление, имея в виду, что оборона - смерть вооружённого восстания.

15 сентября письма Ленина обсуждались в Центральном Комитете партии большевиков. Против ленинских директив о подготовке восстания выступил изменник Каменев. По предложению товарища Сталина ЦК постановил послать письма Ленина крупнейшим организациям. Во второй половине сентября партия большевиков развернула большую работу по подготовке вооружённого восстания. Для руководства восстанием Ленин 7 октября тайно приехал в Петроград. Сталин познакомил Ленина с ходом подготовки восстания.

10 октября Ленин впервые после июльских событий присутствовал на заседании Центрального Комитета, где сделал доклад о подготовке восстания, предлагая воспользоваться для его начала любым подходящим поводом. В докладе Ленин подчеркнул, что политически восстание подготовлено всей внешней и внутренней обстановкой, в том числе и военной: Временное правительство решило вывести из Петрограда революционный гарнизон и сдать столицу немцам, русская буржуазия вступила в переговоры о заключении сепаратного мира с германскими империалистами, чтобы задушить русскую революцию. Ленин ставил вопрос о сроке восстания и его организационной военно-технической подготовке.

Сталин, Свердлов, Дзержинский и другие члены Центрального Комитета поддержали Ленина. Против Ленина выступили только штрейкбрехеры революции - Зиновьев и Каменев. Центральный Комитет осудил этих защитников капитализма и принял резолюцию Ленина о немедленной организации вооружённого восстания и о подчинении этой задаче всей деятельности партии: «Признавая таким образом, - говорилось в резолюции,- что вооруженное восстание неизбежно и вполне назрело, ЦК предлагает всем организациям партии руководиться этим и с этой точки зрения обсуждать и разрешать все практические вопросы (съезда Советов Северной области, вывода войск из Питера, выступления москвичей и минчан и т. д.)».

Центральный Комитет большевистской партии продолжал подготовку вооружённого восстания. Был создан Военно-Революционный комитет Петроградского Совета, явившийся легальным штабом восстания. Опорой восстания должна была стать Красная гвардия, составлявшая к октябрю в Петрограде 12 тыс. вооружённых людей. Решено было вызвать на помощь революционной столице балтийских моряков из Гельсингфорса. В каждом районе Петрограда были организованы боевые тройки для руководства восстанием. В большинстве областей в это время проходили областные съезды Советов, выносившие решения о передаче всей власти Советам.

16 (29) октября по предложению Ленина было созвано второе заседание ЦК партии совместно с представителями петроградских большевиков для ознакомления более широких кругов партии с планом восстания. Это заседание подтвердило решение о вооружённом восстании. Каменев и Зиновьев снова требовали отсрочки восстания. Товарищ Сталин в своём выступлении разоблачил предателей: «То, что предлагают Каменев и Зиновьев, - говорил он,- объективно приводит к возможности для контрреволюции подготовиться и сорганизоваться».

В тот же день для практического руководства восстанием был избран Партийный центр во главе с товарищем Сталиным. Потерпев поражение в ЦК, Зиновьев и Каменев пошли на неслыханное предательство. 18 октября в меньшевистской газете «Новая жизнь» они напечатали заявление о своём несогласии с решением ЦК о восстании. Это была прямая измена. Ленин писал о ней: «Каменев и Зиновьев выдали Родзянке и Керенскому решение ЦК своей партии о вооруженном восстании и о сокрытии от врага подготовки вооруженного восстания, выбора срока для вооруженного восстания».

Вслед за Каменевым и Зиновьевым Троцкий выдал врагу срок восстания. На заседании Петроградского Совета он заявил, что II съезд Советов 25 октября должен взять власть в свои руки. Это предательство было использовано Керенским, предпринявшим ряд военных мер для предупреждения восстания. Подготовка большевиками вооружённого восстания шла усиленным темпом.

По плану, разработанному товарищем Сталиным, было намечено, что рабочий Урал придёт на помощь Петрограду, Иваново-Вознесенск поможет Москве, Белоруссия разоружит фронтовых солдат, если их пошлют против Петрограда. В подготовке восстания товарищу Сталину помогали Я. М. Свердлов, Ф. Э. Дзержинский, В. М. Молотов, Г. К. Орджоникидзе, М. И. Калинин, А. А. Андреев и другие товарищи.

На заводах шла спешная работа по вооружению и военному обучению рабочих. Быстро формировалась Красная гвардия. Рабочие Сестрорецкого оружейного завода сдавали изготовленное ими оружие красногвардейскому штабу. Рабочие Шлиссельбургского порохового завода отправили по Неве в распоряжение штаба Красной гвардии в Петроград баржу с гранатами. На Путиловском заводе в боевой готовности находился отряд в 1 500 красногвардейцев.

На местах подготовка вооружённого восстания шла под руководством испытанных учеников Ленина: в Донбассе - К. Е. Ворошилова, в Харькове - Артёма (Сергеева), в Поволжье - В. В. Куйбышева, на Урале -А. А. Жданова, в Полесье-Л. М. Кагановича, в Иваново-Вознесенске-М. В. Фрунзе, на Северном Кавказе - С. М. Кирова. Большевики усилили работу в Балтийском флоте и на ближайшем к столице Северном фронте.

Ленин созвал совещание руководителей военной организации и обсудил с ними, какие суда и войска вызвать из Кронштадта и Гельсингфорса. Военно-Революционный комитет разослал своих комиссаров во все воинские части с целью подготовки солдат к восстанию.

Ученики по ходу рассказа заполняют таблицу.

Теоретическая

Организационная

Военно-техническая

Статьи и письма

В.И. Ленина о необходимости организации восстания и планах восстания.

10 и 16 октября 1917 г. - заседание ЦК большевиков, где принимаются решения о взятии власти.

12 октября 1917 г.- создание при Петроградском Совете Военно-Революционного Комитета как штаба по подготовке восстания.

Агитационная деятельность большевиков.


Организация и вооружение отрядов Красной гвардии.

Переход на сторону ВРК и Совета Петроградского гарнизона.

Почему? При ответе учащиеся пользуются Рабочим листом №2 (Приложение 2).

Ход восстания изучается при просмотре видеофильма «Две революции».

Задания и вопросы по содержанию фильма:

1.Составить таблицу «Календарь Октябрьского восстания»:

Дата

Событие*

24 октября 1917 г.


25 октября 1917 г.


26 октября 1917 г.


* - перед учащимися ставится задача выбрать наиболее значимое события отдельного дня восстания.

2.Какой день восстания вы считаете переломным и почему?

3.Большевики пришли к власти, взяли власть или захватили ее?

Здесь можно привести слова лидера партии эсеров В.Чернова, о том, что в 1917 « власть почти валяется на улице и всякий ее может поднять».

4.Почему большевики смогли взять власть? Ответы учащихся записываются в тетради.

- провозглашение лозунгов, понятных и выражающих интересы народа,

- тщательная подготовка выступления,

- слабость политических противников,

- рост популярности после подавления корниловского мятежа,

- работа в «массах», т.е. различных организациях на митингах.

5.Какова роль вождей большевиков в исходе происшедших событий? Так, например, Л.Д. Троцкий полагал, что не будь его и Ленина в Питере, революция не состоялась бы.

К причинам победы большевиков добавляется еще одна: активность и решительность лидеров.

4. Проверка знаний по периоду с 1900 по 1917 года.

Класс делится на 2 команды, баллы команд фиксируются на доске.

1. Калейдоскоп событий.
Ученики должны  правильно определить хронологию исторических событий.  (5 баллов за полностью правильный ответ, за каждую неправильно поставленную цифру снимается один балл)
1.Отречение Николая II от престола.
2. Октябрьская революция.
3. Декабрьское вооружённое восстание в Москве.
4. Кровавое воскресенье.
5. Приход к власти Николая II.
6. Начало проведения столыпинской аграрной реформы.
7. Начало Первой мировой войны.

Правильный ответ: 5, 4, 3, 6, 7, 1, 2.

2. Экскурсия  в несуществующий музей.
Ученикам предлагается по иллюстрациям на слайдах презентации правильно определить  историческое событие.
За каждый правильный ответ 1 балл, за неправильный – 0.

1)

t1571297376aa.gif

2)                                                                   

t1571297376ab.gif

3)
   t1571297376ac.gif

4)

t1571297376ad.gif

Ответы:
1)  Кровавое воскресенье.
2)  Русско-японская война.
3)  Февральская революция 1917 года.
4)  Первая мировая война.

3. Россыпь

Ученикам предлагается  установить  правильное соответствие. За каждое правильное задание 1 балл.

Политический деятель

Вид деятельности

Керенский Александр Фёдорович

Член партии большевиков, противник вооружённого восстания в Петрограде. 

Ульянов Владимир Ильич

С 1922 года заместитель председателя Совнаркома. 

Милюков Павел Николаевич

Земляк Ленина, председатель Временного правительства. 

Каменев Лев Борисович

Основатель партии большевиков.

Зиновьев Григорий Евсеевич 

Создатель и лидер партии кадетов.

Брусилов Алексей Алексеевич

Идеолог «полицейского социализма». С 1896 года возглавлял Московское охранное отделение.

Зубатов Сергей Васильевич

Активный сторонник установления военной диктатуры в августе 1917 года.

Николай II

Последний российский император.

Корнилов Лавр Георгиевич

Военный деятель, в 1916 году главнокомандующий армиями Юго-западного фронта.

4. Безымянные рукописи.

Ученикам предлагается определить кому принадлежат эти высказывания? За правильный ответ 5 баллов.

 1. В час ночи уехал из Пскова с тяжёлым чувством  пережитого. Кругом измена, трусость, обман.

2. Вам нужны великие  потрясения, нам нужна Великая Россия.

3. Своеобразие текущего  момента в России состоит в переходе  от первого этапа революции ко второму.

4. Совет рабочих разогнать, да разогнать так,  чтобы он нигде  не собрался.

5.Мы против участия  безответственных людей   в решении государственных  дел. Мы за правительство, ответственное  перед  народными избранниками.

6.Мы открыто ковали волю масс на восстание, наше восстание победило. Теперь нам предлагают: Откажитесь от  победы, заключите соглашение. С кем?- жалкие единицы, вы - банкроты, ваша роль  сыграна, отправляйтесь туда, где вам отныне надлежит быть: в сорную корзину истории.

Ответы:
1.      Николай Александрович Романов;

2.      Столыпин Пётр Аркадьевич;

3.      Ульянов/ Ленин Владимир Ильич;

4.      Лавр Георгиевич Корнилов;

5.      Александр Иванович Гучков;

6.      Лев Давыдович Троцкий.

Оценка событий Октября 1917г.

Приход к власти большевиков в 1917 г. - это переворот или революция?

Учащиеся дают определение обоих понятий и высказывают свою точку зрения по данному вопросу.

Итоги урока можно подвести словами английского историка Эдварда Кара:

«Русская революция была поворотным пунктом в истории человечества, и вполне вероятно. Что историки будущего назовут ее величайшим событием ХХ века. Историки еще долго будут спорить и расходиться в оценках ее... Одни будут прославлять русскую революцию как историческую веху в освобождении человечества от гнета, другие проклинать как преступление и катастрофу».


5. Рефлексия. 

У учеников на столе лежит 6 шляпок разного цвета (Шляпы де Боно).

t1571297376ae.gif

Красная шляпа. Связана с эмоциями, интуицией, чувствами и предчувствиями.

Желтая шляпа. Под желтой шляпой мы стараемся найти достоинства и преимущества предложения, перспективы и возможные выигрыши, выявить скрытые ресурсы.

Черная шляпа.  Черная шляпа - это режим критики и оценки, она указывает на недостатки и риски и говорит, почему что-то может не получиться.

Зеленая шляпа.  Зеленая шляпа - это режим творчества, генерации идей, нестандартных подходов и альтернативных точек зрения.

Белая шляпа.  В этом режиме мы сосредоточены на той информации, которой располагаем или которая необходима для принятия решения: только факты и цифры.

Синяя шляпа.  Соответствие ожиданиям, чего мы хотели достичь в результате.

У. после объяснения правил - Каждый из вас пусть поднимет шляпку, обозначающую ваше отношение к сегодняшнему уроку.

    6. Д/з: параграф 14 учебника Торкунова А.В. , пройти тесты 1-3 по пособию Пазина.


Использованная литература:

1. Балязин В.Н.  1000 занимательных сюжетов из русской истории. М.: Олма Медиа Групп, 2010.- 473 с.

2.Документальные источники «Март - октябрь 1917 г.: время альтернатив»//Преподавание истории в школе. - №5. - 1999. - С. 34-45.

3.Задания для самостоятельной работы по истории Отечества XX века./ ред. Колоскова А. Г. и др. - М.: Просвещение, 1996. - 126 с.

4. История России, 10 класс. Часть 1 / Торкунов А.В., Горинов М.М., Данилов А.А., Моруков М.Ю. - М.: Просвещение, 2016.

5. История. Тесты за курс 10 класса в формате ЕГЭ. Пазин Р.В. / 4-е изд., перераб. и доп. - Р. на Д..: 2013. - 176 с.

6. Пособие для учителя История России XX век. / ред. Чубарьян А.О. - М.: Просвещение, 2003. - 94 с.






































Приложение 1.

Рабочий лист №1.

I.Выдержки из документов, газет разных направлении, высказывания политических деятелей осенью 1917 г.:

1. Из декларации Временного правительства (3 марта 1917 г.):

«1) Полная и немедленная амнистия по всем делам политическим и религиозным …

2) Свобода слова, печати, союзов собраний и стачек с распространением политических свобод на военнослужащих…

3) Отмена всех сословных, вероисповедных и национальных ограничений.

4) Немедленная подготовка к созыву на началах всеобщего, равного, тайного и прямого голосования Учредительного собрания, которое установит форму правления и конституцию страны…

5) Выборы в органы местного самоуправления на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования.»

2. Генерал А.И. Деникин: «Я считал, что имя Корнилова должно стать знаменем, вокруг которого можно собрать общественные силы… Была принята… программа:

1.Установление правительственной власти, совершенно независимой от всяких безответственных организаций, впредь до Учредительного собрания .

2.Установление на местах органов власти, независимых от самочинных организаций.

3. Война в полном единении с союзниками до заключения скорейшего мира, обеспечивающего достояние и жизненные интересы России».

3. В.И. Ленин: «Пути реформ, выводящего страну из кризиса, из войны, из разрухи-нет… Выхода нет, объективно нет, не может быть, кроме диктатуры корниловцев или диктатуры пролетариата».

«… волна настоящей анархии может оказаться сильнее, чем мы», надо «взять стихию в свои руки».

Перед каким выбором путей развития стояла Россия в 1917 г.?

4.А.В. Луначарский: «Вне перехода власти к Советам нет спасения России. Правда есть еще выход-чисто демократическая коалиция: Ленин, Мартов-Чернов… Но для этого нужно со всех сторон столько доброй воли и политической мудрости, что это по-видимому, утопия.»

II.Высказывания членов Временного правительства , современников событий:

1.Н.М. Кишкин, кадет (наделен особыми полномочиями по водворению порядка в Петрограде): «У нас достаточно силы, чтобы подавить в начале беспорядки, а для наступления… силы недостаточны…Наша тактика «ожидания событий»уже вредна. В продовольственном отношении страшна возможность голодных бунтов…».

2.Генерал А.И. Верховский (военный министр): «Скучно слушать. Выступать нельзя… Большевизм в Совете… и его разогнать нельзя. Я не могу предоставить реальной силы Временному правительству и поэтому прошу отставки».

3. С.Н. Прокопович (министр торговли, промышленности, продовольствия): «Маразм в нас самих, ибо мы не можем создать власть в стране».

4. Н.Д. Авксентьев (министр внутренних дел): «Мы можем охарактеризовать внутреннее положение Росси как положение развала, распыленности власти, распыленности воли».

5. С. Моэм (английский писатель): «Дела в России ухудшились. Керенский, глава Временного правительства, был снедаем тщеславием и увольнял любого министра, который как ему казалось, представлял угрозу для его положения. Он произносил речи. Был момент, когда возникла опасность, что немцы двинуться на Петроград. Керенский произносил речи. Нехватка продовольствия становилась все более угрожающей, приближалась зима и не было топлива. Керенский произносил речи…».

Как вы можете охарактеризовать положение Временного правительства осенью 1917 г.?

Почему можно говорить о том, что Временное правительство окончательно потеряло авторитет?

III. День переворота. Марк Алданов (писатель русского зарубежья):

«…Тот ничего не поймет в октябрьском перевороте, кто оставит в стороне петербургский гарнизон и вечную тревогу его солдат: вдруг отправят на фронт? Большевики не отправят, а буржуи, может, и отправят. Не виню этих темных людей: многие из них провели три года в окопах. В очень тяжелых условиях. Каких западные армии не знали. В казармах речи лучших ораторов 1917 г. все чаще разбивались о довод: «Сам в окопы ступай вшей кормить!».

Почему солдаты Петроградского гарнизона поддержали большевиков осенью 1917 г.?




















Приложение 2.

Рабочий лист №2.

I.Декрет о мире Съезда Советов Рабочих и Солдатских депутатов 26 октября 1917 г.

«Рабочее и крестьянское правительство, созданное революцией 24-25 октября и опирающееся на Советы Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов, предлагает всем воюющим народам и их правительствам начать немедленные переговоры о справедливом демократическом мире.

Справедливым или демократическим миром, которого жаждет подавляющее большинство истощенных, измученных и истерзанных войной рабочих и трудящихся классов всех воюющих стран,-миром, которого требовали … русские рабочие и крестьяне после свержения царской монархии,-таким миром правительство считает немедленный мир без аннексий (то есть без захвата чужих земель, без насильственного присоединения чужих народностей) и контрибуций…

Под аннексией или захватом чужих земель Правительство понимает сообразно правовому сознанию демократии вообще, и трудящихся классов в особенности, всякое присоединение к большому или сильному государству малой или слабой народности без точно, ясно и добровольно выраженного согласия … этой народности…

Тайную дипломатию Правительство отменяет, со своей стороны выражая твердое намерение вести все переговоры совершенно открыто перед всем народом , приступая немедленно к полному опубликованию тайных договоров, подтвержденных или заключенных правительством помещиков и капиталистов с февраля по 25 октября 1917 г. Все содержание этих тайных договоров … Правительство объявляет безусловно и немедленно отмененным…»

Вопросы к документу:

1.К чему призывает новая власть все воюющие страны? Что означает фраза «мир без аннексий и контрибуций»?

2.Как в документе предлагается вести переговоры между воюющими странами? Что означат фраза «отказ от тайной дипломатии»?

3.Почему в первую очередь на съезде принимается Декрет о мире? Ответьте , используя текст документа.

II.Декрет о земле Съезда Советов Рабочих и Солдатских депутатов от 26 октября 1917 г.:

«1.Помещичья собственность на землю отменяется немедленно без всякого выкупа.

2.Помещичьи имения. Равно как все земли удельные. Монастырские, церковные со всем их живым и мертвым инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями переходят в распоряжение волостных земельных Комитетов и уездных Советов Крестьянских депутатов впредь до Учредительного собрания.

3.Какая бы тони была порча конфискуемого имущества, принадлежащего отныне народу, объявляется тяжким преступлением и карается революционным судом…

4.Для руководства по осуществлению великих земельных преобразований, впредь до окончательного их решения Учредительным собранием, должен повсюду служить следующий крестьянский наказ, составленный на основании 242 местных крестьянских наказов…»

Из крестьянского наказа о земле (наказ 242-х):

«1) Право частной собственности на землю отменяется навсегда; земля не может быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в аренду, либо в залог…Вся земля отчуждается безвозмездно, обращается во всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней…

2) Право пользования получают все граждане Российского государства, желающие обрабатывать ее своим трудом… Наемный труд не допускается…

7) Землепользование должно быть уравнительным, т.е. земля распределяется между трудящимися, смотря по местным условиям, по трудовой или потребительной норме…

Земельный фонд подвергается периодическим переделам, в зависимости от прироста населения и поднятия производительности и культуры сельского хозяйства.»

Вопросы к документам:

1.Как решался в декрете о земле и крестьянском наказе вопрос о помещичьем землевладении и частной собственности на землю?

2.В чью собственность передавалась земля?

3.Как решался вопрос об аренде земли и использовании наемного труда? Интересы какой категории крестьянства затрагивал этот вариант решения вопроса?

4.По какому принципу распределялась земля между крестьянами?

5.Как вы считаете, можно ли назвать предлагаемое в документах решение вопроса о земле «великими земельными преобразованиями»?



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации