12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 


 


 

Методическая разработка

Габдулхановой Флоры Зарафудтиновны

учителя географии высшей квалификационной категории

МАОУ «Ергачинская СОШ»


 


 


 

Формирование мыслительных операций

на уроках географии

на основе критического мышления


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

2021-2022 уч. г.


 

Аннотация к методической разработке


 

Моя методическая разработка предназначена для учителей активных, творческих личностей, которые всегда в поиске новых идей. Так как, применяя эту технологию, учишься мыслить открыто, не принимая догм, что позволяет развиваться дальше путём наложения новой информации на жизненный личный опыт.

В этой разработке будут освещены такие вопросы, как:

1.Что такое критическое мышление?

2.Какие качества воспитывает в себе ученик, развивая критическое мышление?

3.Какие приёмы можно использовать на уроках географии для развития мыслительных операций на основе критического мышления?


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

Оглавление

Введение………………………………………………………………..4

Глава 1. Понятие «критическое мышление»…………………………………..5

Глава 2. Внедрение технологии в предмет география………………………..6-7

Глава3.Приёмы, используемые на уроках географии………………………8-13

Глава 4.Визуальные методы организации материала……………………..14-15

Заключение………………………………………………………………………16

Литература……………………………………………………………………….17

Приложение………………………………………………………………………..


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Введение


 

Одной из особенностей стандарта нового поколения является развитие таких личностных качеств как способность к самооценке, к саморазвитию и самореализации. В настоящее время все более актуальным становится использование приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития.

Технология критического мышленияэто технология, которая развивает именно креативное мышление. Что является одной из составляющих основ функциональной грамотности. Мышление не шаблонное, своё.

Эта технология в большей степени развивает в человеке того самого индивидуума, который в нашем стремительно развивающемся мире мог бы быстро принимать решения.

Его использование предполагает отказ от традиционных представлений об обучении. Важна не только технологичность процесса, но и характер работы учеников и учителя: свобода в выборе точек зрения и отсутствие непреложных истин - всё можно обсуждать или подвергать анализу.

Цель моей педагогической работы: формирование личности ребенка средствами географии

Задачи: 1.Способствовать развитию обучающегося на устойчивое развитие.

2.Развивать умение принимать решения в условиях неопределенности, готового к постоянному совершенствованию своих личностных качеств.

3.Развивать творческих личностей.

Глава 1. Понятие «критическое мышление»

Надо сказать, что по поводу определения понятие «критическое мышление» существует большое разнообразие мнений и оценок: с одной стороны, оно ассоциируется с негативным, отвергающим, так как предполагает спор, дискуссию, конфликт ;с другой стороны объединяет понятия «аналитическое мышление», «логическое мышление», «творческое мышление» и т.д. Термин «критическое мышление» известен очень давно из работ таких известных психологов, как Ж. Пиаже, Дж.Брунер, Л.С.Выготский. [8 ]

Критическое мышление-это процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человек знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что - отвергнуть. При этом иногда приходится корректировать собственные убеждения или даже отказываться от них, если они противоречат новому знанию. Данное мышление учит активно действовать и помогает понять, как надо поступать в соответствии с полученной информацией. Разумеется, при этом нужны не только способности к внутреннему мышлению, но и умение обсуждать, взаимодействовать с другими людьми (причём не только спорить, но и находить точки соприкосновения).Однако, процесс и этим не исчерпывается: когда мы мыслим критически, задействованы не только разум, но и эмоции и чувства. И как итог - критическое мышление учит способам активных действий, в том числе и социально значимых.


 

С чего начать работу?

Наверное, с переосмысления целей обучения. Включите в их перечень развитие критического мышления. Для начала учитель может попробовать применить технологию по одной теме. Эта работа потребует немало сил, времени и желания. Но если для учителя изначально приоритетны цели учеников, если он верит, что важно не только выучить предмет, но и позволить школьникам рассуждать, заблуждаться и самим искать пути преодоления этих заблуждений, начать будет несложно.


 


 


 

Глава 2. Внедрение технологии в предмет география

Как выше отмечалось, для развития критического мышления необходимо создание и применение специальных методических инструментов, одним их которых, стала разработанная американскими педагогами Дж.Стил, К.Мередитом и Ч.Темплом педагогическая технология развития критического мышления посредством чтения и письма. Структура данной технологии стройна и логична, т.к. её этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности.

Этой технологией успешно пользуюсь более пяти лет.

Как эту технологию внедрить в географию? Умение ориентироваться в географическом пространстве, знаках, в терминологии можно дать только на уроках географии, а умение рассуждать, выполнять какие-то умозаключения, уловить причинно-следственные взаимосвязи - это всё география.

На современном уроке географии для учителя становится основополагающим следующее положение : учебная деятельность- это основа урока, представляющая собой процесс тесного единства содержательной и процессуальной составляющих. Содержание современного урока географии пронизано различными видами действий(познавательные, коммуникативные, регулятивные, оценочные и др.).Например, при изучении темы «География Земли (5-7 классы)» знания об оболочечном строении планеты, земной коре, разнообразии рельефа суши и дна Мирового океана усваиваются на основе следующих учебных действий: распознать разные формы рельефа и составлять их характеристики; устанавливать по карте…., выявлять закономерности …, выявлять особенности…, выявлять черты сходства и различия… и др. В дальнейшем эти действия постепенно становятся независимыми от предметного содержания и могут быть применимы в любых ситуациях. Поэтому приёмы, используемые в технологии критического мышления, могут помочь в достижении этих целей.

Работа с информацией является составной частью всех учебных предметов в основной школе в условиях реализации ФГОС.

В технологии критического мышления выделяются следующие этапы:

принятие учебной задачи

поиск информации

обработка информации

хранение информации

Если посмотреть на три стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» ничто иное , как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия рефлексия есть в традиционном урокеэто закрепление материала, проверка усвоения. Насколько важно соблюдать последовательность стадий, приёмов, методов в технологии критического мышления?

Всю структуру можно представить в виде таблицы (прил.1).Это чёткий технологический алгоритм урока (серии уроков), а на поверхности – набор приёмов, стратегий ведения урока, рекомендации по их использованию на определённых стадиях.

Самое важное - создать условия для постановки обучающимися собственных целей и обучения, помочь им в определении маршрута для достижения и посредством разнообразных стратегий, методов и приёмов, сопровождать учеников по выбранному маршруту.

Представленная модель не может в полной мере называться педагогической технологией. Это подтверждается и тем обстоятельством, что не все реализуемые цели могут быть чётко диагностируемы. Кроме того, в рамках базовой модели «вызов-осмысление содержания - рефлексия» могут быть использованы разнообразные стратегии обучения, достаточно хорошо известные и апробированные в педагогической практике: стратегии кооперативного и проблемного обучения, технологии организации дискуссии, кейс- технологии и др.

В чём же в таком случае инновационность представленной модели? Данная модель, выходя из рамки классической технологической стратегии, тем не менее представляет собой работу по практической реализации личностно ориентированного подхода в обучении. Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам контролирует этот процесс, исходя из реальных конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат (приложение 1)


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Глава 3.Приёмы, используемые мною на уроках географии

В своей работе часто использую следующие приемы :

1.Приёмы, используемые на стадии «Вызов»


 

1) Приём «Бортовой журнал»

Предположения

Новая информация

 

 

 

 


 

Информация, полученная на стадии вызова, обсуждается в парах и заносится в левую часть бортового журнала

2)Ключевые слова, по которым можно придумать рассказ или которые можно расставить в определённой последовательности, а затем, на стадии осмысления содержания, искать подтверждением своим предположениям, расширяя материал

3) «Верные и неверные утверждения»

4) «Мозговой штурм»;

5)Приём «Как вы объясните народную мудрость?»

6)Кластер предположений или (грозди), выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определённом порядке в виде «грозди». Кластеры могут стать как ведущим приёмом на стадии вызова, на стадии рефлексии вносим изменения; так и стратегией урока в целом. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. «Грозди»- графический приём систематизации материала.

7)Приём «Как бы вы прокомментировали эпиграф?»

В процессе реализации стадии вызова важно:

1)давать учащимся возможность высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть поправленными учителем;

2)фиксировать свои высказывания: любое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет «правильных» или неправильных» высказываний;

3)сочетать индивидуальную и групповую работу: индивидуальная позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт; групповая- услышать другие мнения.

2.На стадии осмысления :один из членов пары работает со списком в графе

«предположения», ставит знаки «+» и « - в зависимости от правильности предположений; второйзаписывает только новую информацию. Каждый работает индивидуально. Идёт предварительное подведение итогов: сопоставление двух частей, суммирование информации, её запись и подготовка.

Прием «Инсерт»

Во время чтения текста необходимо попросить читателей делать на полях пометки,

"V" – это я знаю

"+" – это новое для меня

"-" – я думаю иначе

"?" – необходимо разъяснение

"!!" – это меня очень заинтересовало и др.

Прием «Толстые и тонкие вопросы»

(Для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ ( тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно невозможно (толстые вопросы). Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы

Визуальный метод организации материала

Приём «Плюс - Минус- Интересно»

+

-

Интересно

вопрос


 

Приемы графической организации учебного материала:

Прием «Перепутанные логические цепочки»

На доске написаны верные и неправильные цитаты, ученики должны

прочитать и поставить знак “+” там, где они считают, что высказывание правильное и знак “-” там, где по их мнению оно неверно.


 

Приём «Фишбоун», что в переводе означает «Рыбий скелет».

Обсуждаются проблемы, данные в тексте, идёт поиск их решений. Разрешить проблему можно только тогда, когда сам ясно видишь их аспекты. На верхних косточках рыбы указываются причины , на нижнихфакты.

Проблемы располагаются на голове рыбы, выводы на хвосте.

Приемы, требующие творчества учащихся

Маркировочные таблицы:

Прием «Знаюхочу узнатьузнал»

Это работа с таблицей. При изучении темы, на стадии вызова, учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы «Что я знаю» по теме. Это могут быть какие-то ассоциации, конкретные сведения, ранее полученные на уроках и во внеурочной деятельности.

Затем предлагается вопрос: «Что бы вы хотели узнать В столбик "Хочу узнать" записываются (без оценок!) и эти формулировки. Записи остаются на доске до конца занятия.

Итак,на стадии осмысления содержания учащиеся:

1)осуществляют контакт с новой информацией;

2)пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом;

3)акцентируют своё внимание на поиски ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения;

4)стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией


 

3.На стадии рефлексии осуществляется возврат к стадии вызова: вносятся корректировки в первый столбик высказываний и проверяются ответы на второй столбик вопросов. Можно выписать третий столбик "Узнал" отдельно, если в этом будет необходимость или расположить записи в виде отдельной таблицы.

На стадии рефлексии

1)Приемы «Синквэйн» и «Эссе»

Написание стихотворений по алгоритмуодин из интересных приемов работы на уроке. Это универсальный прием, т.к. его использование возможно не только на уроке географии, но и на любом другом предмете. Уместнее использовать в конце урока или в качестве домашнего задания для осмысления изученного на уроке. В своем классе использую два алгоритма написания таких стихотворений.

2) Приём «Три вопроса» (Сформулируйте три вопроса по сегодняшней теме)

3) Приём « Моё мнение» (Можете ли вы добавить что-то новое к своим прежним мнениям)


 

Итак,на стадии рефлексии школьники систематизируют новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям, а также в соответствии с категориями знания(понятия различного ранга, законы и закономерности, значимые факты).


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Глава 4.Визуальные методы организации материала

В технологии развития критического мышления большое место отводится визуальным формам организации материала. Эти формы применяются не только как творческая рефлексия. С помощью предложенных приёмов учащиеся пытаются предварительно систематизировать материал, высказывают свои идеи, визуализируя их. Многие работают на смысловой стадии, а некоторые могут стать ведущей стратегией урока. Мы познаём мир лучше, когда действуем. Это значит, что нельзя рисовать, чертить схемы ради удовольствия. Но можно, овладев некоторыми навыками графического изложения материала, сделать урок интереснее, насыщеннее, продуктивнее.

Приёмы визуализации, которые я использую на уроках географии «Кроссенс», «Мультиметод», «Карта Ума».

t1653501380aa.gif


 

Приёмы визуализации при помощи рисования. Рисование как мыслительный процесс. Применяю такие приёмы как «Линия времени» на стадии вызова, на стадии осмысленияДиаграмма Венна».


 

t1653501380ab.gif

В местах пересечения- черты схожести.

Приём «Выглядит как, звучит как». Например,

Выглядит, как…

Звучит, как…

зенит

зенит

 

 

 

полюс

полюс

 

 

 

тропики

тропики

 

 

 


 

Каким же образом можно поставить оценку за сформированность умений и качеств по этой технологии? Б.Блум выделяет следующие уровни:

-умение воспроизводить;

-Умение применять понятия ,законы в новых ситуациях;

-умение анализировать;

-умение синтезировать, логически мыслить

Заключение

Современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу. Телевидениевидео вытесняют чтение как познавательную и художественно-эстетическую деятельность. Невостребованным оказывается богатство мировой художественной культуры и справочно-познавательной литературы, возникает угроза прерывания канала передачи духовного нравственного опыта от поколения к поколению. Как и в  борьбе с неграмотностью, современная школа вынуждена выдвигать требование научить ребёнка читать целенаправленно, осмысленно, творчески. На мой взгляд, только творческий подход и нетрадиционные приемы работы способствуют формированию активной читательской позиции современного школьника.

 

Итак,что такое критическое мышление?

-«Это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью»[5]

 

И.О. Загашев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах/ Под ред. М.С. Васильевой, М.И. Омороковой, Н.Н. Светловской. – М.: Просвещение, 1997.

2.Активизация познавательной деятельности младшего школьника в процессе обучения/ Из опыта работы педагогов Ульяновской области/ Ульяновск ИПК ПРО, 2006

3.Джежелей О.В. О творческом подходе учителя к урокам внеклассного чтения// начальная школа. – 1994. – 6.

4.Зарольская Л.И. Дидактический материал для уроков литературы.// Начальная школа. –20017.

5. Загашев И. Умение задавать вопросы. // Перемена, весна 2001 (4). – С. 8–13.

6. Загашев И. Как решить любую проблему. – СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. – 128 с. – («Школа мастера»)

7.Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. – СПб : «Альянс «Дельта», 2003. – 284 с.

8.С.И.Заир-Бек И.В.Муштавинская. Развитие критического мышления


 


 


 


 


 


 

Приложение 1.


 


 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ

1 стадия

2 стадия

3 стадия

Вызов:

-имеющиеся знания;

-интерес к получению новой информации;

-постановка учеником собственных целей обучения

Мотивационная(побуждает к работе с новой информацией, стимулирование интереса)

Информационная

_Коммуникационная(бесконфликтный обмен мнениями)

 

Осмысление содержания:

-получение новой информации;

-корректировка учеником поставленных целей обучения

Информационная (получение новой информации по теме)

Систематизационная (вызов на «поверхность» имеющихся знаний)

Мотивационная (сохранение интереса к изучаемой теме)

Рефлексия :

-размышление, рождение нового знания;

постановка учеником новых целей обучения

_Коммуникационная(обмен мнениями о новой информации по теме)

Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)


 

Таблица 1.Технологические этапы

Стадия (фаза)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Возможные приёмы и и методы

1.Вызов

Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе

Ученик вспоминает, что известно по изучаемому вопросу(делает предположения),

систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ

-Составление списка известной информации

-Рассказ-предположение по ключевым словам;

-систематизация материалов(графическая):кластеры, таблицы;

-верные и неверные утверждения;

Перепутанные логические цепочки и т.д.

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведётся индивидуально, в парах и в группах.

 

2.Осмысление

содержания

 

 

 

 

Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания старого к новому

 

 

 

Ученик читает(слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации

 

 

 

Методы активного чтения:

Маркировка с использованием значков «v», «=», «-«, «?» (по мере чтения их ставят на полях справа);

-ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;

-поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.

 

 

 

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией(текст, фильм, лекция, материал параграфа).Работа ведётся индивидуально или в парах.

 

 

3.Рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

Учителю следует вернуть учащихся к первоначальным записям-предположения, внести изменения. дополнения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной+ информации

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся «соотносят» «новую» информацию со старой , используя знания, полученные на стадии осмысления

 

 

 

 

 

 

-Заполнение кластеров, таблиц;

-установление причинно-следственных связей между блоками информации;

-возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;

-ответы на поставленные вопросы;

-организация устных и письменных круглых столов;

-организация различных видов дискуссий;

-написание творческих работ;

-исследования по отд. Вопросам и т.д.

 

 

На стадии рефлексии осуществляется творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации. Работа ведётся индивидуально, в парах или в группах.

 

 

Таблица 2.Стадии и методические приёмы


 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.